Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Русская изба»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бутько Ольга Зиатдиновна

Интегрированное занятие

по нравственно-патриотическому воспитанию
в средней группе

Тема: «Русская изба» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_nravstvenn-patrioticheskoe_zanyatie_5.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Приморский детский сад»

Интегрированное занятие

по нравственно-патриотическому воспитанию
в средней группе

Тема: «Русская изба»

Воспитатель: Бутько О.З.

2021г.

Интегрированное занятие

по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Русская изба»

Цель:

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

- Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская печь, ухват, чугунок);

- Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

- Обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами: русская изба, ухват, чугунок, сундучок;

 - Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

- Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности.

Предварительная работа: чтение народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций.

Используемое оборудование: мультимедиа ; домашняя утварь: деревянная ложка, чугунок, поднос, тарелочки, салфетки, клей-карандаш, шаблоны ложек  для каждого ребенка,

Ход занятия:

Воспитатель: А скажите, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия

Воспитатель: Правильно, Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь – матушка. Давайте вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. А, что означает это слово – здравствуйте?

Дети: Люди желают здоровье.

Дети рассаживаются.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как жили люди на Руси.

Воспитатель: Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: В старину дом назывался изба. А легко одному человеку построить избу?

Нелегко. Было на Руси правило: шел хозяин к соседу и тот ему не отказывал в помощи.

А каким инструментом в основном строили? Как вы думаете? Отгадайте загадку.

Загадка

На дворе дрова.

Пришла стальная Голова.

Разлетелись Чурбаны

Во все стороны!

На дровишечки!

На поленницы!

(Топор.)

На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. И говорили в старину, что в таких уютных прочных избах жили хранители их. Звали хранителя – домовой.

Воспитатель. У домовенка Баба -Яга украла один предмет из избы, заперла в сундук, а ключ спрятала.

Показывает  сундук

Смотрите, вот он сундук,  на нем замок висит? Ребята, поможем домовенку?

Отгадайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?

Дети: Чтобы дома было тепло.

Воспитатель: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: А как вы думаете, чем надо топить печь?

Дети: дровами.

Воспитатель: Хотите попробовать заготовить дрова, тогда поиграем в дровосеков.

Физкультминутка

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно!

Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки

Воспитатель: Заготовили дрова? Молодцы! Дров для печки нужно очень много.

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок.

Воспитатель. Смотрите, вот он. ( показывает). Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в нем готовить вкусные щи и ароматную кашу!

Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»

Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Молоко мы нальем, до кипенья доведем.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Кашу нужно посолить, да и сахар положить.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Каша преет «пых - пых - пых»

Для друзей и для родных.

Мы все дружно поедим,

И гостей всех угостим.

Каша вышла-то у нас -

Просто класс!

Воспитатель. Вот и кашу мы с вами сварили.

Воспитатель. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Из русской печи

Кашу тащи,

Чугунок очень рад

Что его схватил… (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок  со щами и вкусной кашей.

Воспитатель. А вот и ключ от сундука, в чугунке.

Воспитатель открывает сундук и сразу же закрывает.

Воспитатель: Ребята, а чтобы узнать что  за предмет в сундуке, нужно отгадать загадку.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Воспитатель показывает, что лежит в сундуке. В сундуке деревянная ложка.

Практическая деятельность.

Воспитатель. Ребята, на столах у вас лежат шаблоны ложек, их нужно украсить заготовками из бумаги.

Воспитатель. Домовенок очень рад, он говорит вам СПАСИБО! Мы с вами справились с заданием. Помогли домовенку.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Мой город»

Закрепление знаний детей о достопримечательностях родного города...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе. Тема:"Поляна детства."

Объяснить детям,что каждый человек живёт в семье. Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи....

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Снежные постройки»

Проектная деятельность «Создание снежных построек» (нравственно-патриотическое воспитание)Актуальность. Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, основу которого составля...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Мой город»

Сыктывкар - столица Республики Коми, в данном конспекте НОД дети знакомятся с основными достопримечательностями родного города....

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Снежные постройки»

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема:  «Снежные постройки»...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Мой город»

Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.Задачи:образовательные:уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет);активи...

Досуг по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе. Тема: «Россия – наш общий дом»

Занятие по патриочическому воспитанию дошкольного возраста. Построена на знакомство детей национальной культуры народов России ,( песнями, играми, устным народным творчеством). В сценарии используется...