методическая разработка образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста "Удивительные свойства воды"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Грибакина Татьяна Петровна

Общение и систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста о свойствах и особенностях воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva_vody.docx38.89 КБ
Файл prezentatsiya1_2.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – детский сад №48

Красносельского района СПб

Удивительные свойства воды

План образовательной деятельности

(Старшая группа)

Составила и провела:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Грибакина Татьяна Петровна

Санкт-Петербург

2017

Тип НОД:по обобщению и систематизации знаний

Вид НОД: тематическая экспериментальная деятельность

Тема НОД: свойства и особенности воды

Возрастная группа детей: 5-6 лет

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Цель: систематизировать представление детей о свойствах воды.

Программное содержание.

Задачи:
Образовательные:

  • Обогащать и систематизировать представления детей о свойствах воды:
  • Активизировать познавательный интерес к неживой природе;
  • Закреплять умение делать выводы по итогам экспериментирования, начиная формулировку высказывания со слов «я думаю, я считаю, мне кажется».

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности детей: умение наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
  • Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов;
  • Развивать интерес детей, используя наглядное моделирование;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
  • Развивать связную речь,
  • Активизировать словарь детей: прозрачная, бесцветная, безвкусная,бесформенная, без запаха; растворяет, ,жидкая, парообразная, газообразная;

Воспитательные:

  • Воспитать умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
  • Воспитать любознательность и бережное отношение к природе.

Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Материалы и оборудование:экран, проектор, презентация к деятельности, акустическая колонка, столы, мольберт, 4 скатерти синего цвета,глобус, зеркальце.

  • на подносе 2 термоса: 1 – с кипятком, 1 – с льдинками, чашка термостойкая;
  • на подносе банка с водой, кристаллы марганцовки, одноразовые стаканчики с водой на каждого ребенка, маленькие пластмассовые ложки на каждого ребенка, кусочки сахара, соль, сухая тряпка;
  • на подносе бутылка с водой и 2 сосуда разной формы;
  • на подносе широкая и глубока емкость с чистой водой;
  • предметы плавающие: деревянные палочки, кусочки  картона, веточки, шишки, фантики; предметы тонущие: скрепки, камушки, монетки, металлические цепочки, ракушки; карточки с изображениями данных предметов, сухая и чистая тряпка;
  • карточки – модели с обозначениями свойств воды, карточки с капельками.

Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека и в природе.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций фотоматериалов о различных водоемах, животных, обитаемых в разных водоемах.
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы  по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.

Длительность: 25 мин.


План совместной деятельности.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Деятельность детей

Педагогические условия/задачи

Вводная часть.

Организационный момент

Пространство (музыкальный зал), поделенное на зоны  для опытно-экспериментальной деятельности и двигательной активности.

На экране слайд №1

Педагог встречает детей, приветствует их.

Воспитатель обращается к детям: «Подойдите все ко мне. Встали все удобно? Никому не тесно?

По секрету вам скажу. Будет интересно».

Дети заходят, здороваются.

Слушают педагога.

Установление контакта, обеспечение положительного эмоционального настроя детей.

Мотивационный момент

Слайд № 2 –Звучит запись капающей воды, затем появляется отгадка.

Слайд № 3.

Ребята, вы слышите, что это за звуки?

Вы знаете что-нибудь о воде?

«Здравствуйте, мы  капельки!
Мы живем в воде»

- Какие вы удивительные

- Ребята, вы заметили, какие капельки?

Давайте познакомимся.

Ребята прислушиваются к звукам, высказывают свои предположения.

Развитие слухового внимания.

Мотивация к совместной деятельности.

Основная часть.

Проблемная ситуация

Слайд № 4

«Капелька-Ученая»

Я капелька – «Ученая» Найдите меня, и  вы узнайте свойства воды.

-Ну что, ребята, вы готовы еще узнать о воде? Где же она прячется?

Дети вспоминают, что знают воде.

Дети находят на столе карточку с изображением капельки, как на слайде.

Активизация мыслительных процессов.

Актуализация знаний об особенностях воды.

Дети встают вокруг первого стола с обозначением Капельки-ученой»

На столе стоят 2 термоса с горячей водой и со льдом.

Дети встают около мольберта.

Игра – пантомима «Превращения  в капельки»

Показ слайда № 5

Показ слайда № 6

Показ слайда № 7

Показ слайда № 8

Воспитатель организует детей, чтобы встали с двух сторон стола.

- Встали удобно, и капелька откроет свой секрет.

-Ребята, посмотрите, что у нас стоит на столе?

 Где тут прячется вода? А какая вода может быть в термосе?

- А как мы узнаем, что вода горячая?

Воспитатель открывает термос,

дети видят пар, затем накрывает термос зеркалом.

- Из термоса выделяется пар, а на зеркальце мы видим капельки воды. Как так получилось?

- А еще вода осталась в термосе?

Воспитатель наливает в чашку немного воды из термоса.

- Какую я воду налила?

Уточняет у детей свойства  воды  в 1 термосе.

- Значит в этом термосе вода жидкая и газообразная.

- Интересно, а какая вода в другом термосе?

Педагог открывает термос и высыпает лед в прозрачную емкость. Предлагает детям назвать это свойство воды.

Воспитатель предлагает найти карточки с этими свойствами воды и выложить на мольберте рядом с капелькой.

Воспитатель предлагает детям поиграть.

- Представьте, что мы с вами капельки. И будем превращаться в разные свойства воды по моему сигналу. Сначала превратимся в пар. Как можно это  изобразить?

- Мы  капельки пара, передвигаемся легко, не задевая друг друга.

-Теперь мы капельки льда. Покажите как? Прижимаемся друг другу и становимся твердыми.

- А сейчас мы жидкая вода.

- Соединились за ручки и потекли, как ручеек.

- Теперь играем, слушаем мой сигнал и превращаемся.

- Молодцы, внимательные капельки. Превращаемся обратно в детей.

Воспитатель организует детей для знакомства со следующей капелькой.

- Со следующей капелькой будем знакомиться?

Рассматривают предметы на столе и отвечают на вопросы воспитателя

Дети называют свойства воды.

Высказывают свои предположения.

Дети доказывают, что вода бывает трех видов: жидкая, твердая и газообразная.

На столе около мольберта дети находят  карточки с обозначениями состояния воды и выкладывают на мольберте возле «Капельки – ученой».

Дети фантазируют, изображая пар, лед, жидкую воду.

Затем играют по сигналу воспитателя, превращаясь в разные состояния воды.

Дети подходят к воспитателю и внимательно слушают.

Систематизация представлений о свойствах воды.

Умение выдвигать гипотезы и делать выводы.

Проявление интереса к моделированию.

Проявление творческих способностей в движении.

Слайд №  9

Появление на слайде «капельки исследовательницы».

Переход ко второму  столу.

На столе стоят стаканчики с водой на каждого ребенка, Банка с прозрачной водой, кристаллы марганцовки, соль, сахар, ложечки.

Игра «Угадай на слух и найди картинку».

Картинки появляются на экране, когда дети отгадывают. Слайды № 10,11,12,13.

 - Я капелька- «исследовательница»

Воспитатель предлагает детям найти капельку на столе.

- О чем нам хочет рассказать «Капелька»

Воспитатель организует детей, предлагая встать вокруг стола на две стороны, чтобы всем было видно. Только затем показывает, что стоит на столе, предлагает назвать, взять каждому стаканчик с водой.

- Посмотрите, какого цвета вода?

 или Что глаза нам скажут о цвете?

-Какой у воды запах? Что нам скажет нос?

- Что нам скажет рот и язычок?

- Хотите еще узнать свойство воды?

Воспитатель предлагает закрыть глаза и потом узнать об еще одной особенности.

Воспитатель кладет кристалл марганцовки в банку с водой.

-Что случилось с водой?

 В ней растворилась марганцовка.

- Значит, вода имеет свойство растворять вещества!

- А что еще растворяется в воде?

Предлагает детям растворить вещества, которые находятся в баночках и отгадать, какие это вещества.

- Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять их назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они неисчезли, они растворились.

- Теперь подойдем к столу с карточками и найдем нужные карточки для капельки «исследовательницы»

- Что мы узнали? Какие еще свойства воды?

Воспитатель предлагает новую игру – загадку.

- Угадайте по звуку, что это? и отыщите глазами картинку с этим изображением в зале.

- Молодцы, все отгадали.

Дети подходят к столу с капелькой «исследовательницей»

Дети рассматривают, нюхают, пробуют на вкус, отвечают на вопросы

Дети занимаются экспериментальной деятельностью и доказывают, что вода  растворяет вещества.

Каждый ребенок в отдельный стаканчик кладет одну маленькую ложку сахара илисоли.

Находят карточки с обозначением и выкладывают на мольберте возле капельки.

Дети слушают звуки шума морского прибоя, водопада, реки, дождя и находят эти картинки в помещении.

- Со всеми капельками мы познакомились?

- Тогда подойдите ближе и познакомимся со следующей капелькой.

Слайд № 14

Появляется капелька – «Фигурная»

Переход к третьему столу, где на подносе стоят: пластиковая бутылка с водой, 2 вазы разной формы.

- Я,  капелька - фигурная.

Воспитатель организует детей, предлагает детям рассмотреть предметы на столе и ответить на вопросы:

- Во что налита вода?

-Какой будет формы вода, если ее перелить в другую емкость?

-Какое свойство воды открыли?

- О чем же нам рассказала капелька?

Дети отвечают на вопросы педагога:

Дети доказывают, что у воды нет формы.

Отбирают карточки с обозначением данных свойств воды и выкладывают на мольберте возле «Капельки-фигурной.

Динамическая пауза

Музыкальнаяфизминутка «Дождик»

Слайд № 15  появляется капелька «музыкальная».

Слайд № 16 с музыкой.

Выполняется в пространстве для организации двигательной активности.

Воспитатель обращает внимание, предлагает потанцевать с капельками дождя.

- Наверное, со всеми капельками познакомились?

-Интересно, а как она называется?

Пойдемте, узнаем.

Воспитатель организует детей на следующий опыт.

Дети вместе с воспитателем танцуют.

Дети не соглашаются и показывают на стол, где еще одна капелька. Подходят к экрану.

Развитие слухового внимания, коммуникативных навыков детей.

Слайд № 17

Появляется «Капелька – любопытная»

Переход к четвертому столу, на котором стоит емкость с водой и разные предметы, а так же лежат карточки с изображениями данных предметов.

- Капелька – любопытная.

Воспитатель предлагает узнать еще один секрет воды, какие предметы тонут, а какие плавают.

- Очень любопытно, какие же предметы утонут.

 Сначала положить тонущие предметы, затем плавающие.

Затем предлагает найти готовые карточки иразместить на мольберте возле капельки: справа – тонущие; слева – не тонущие.

- Какую же особенность воды мы сейчас узнали?

- О чем нам рассказала капелька?

Дети экспериментируют с предметами: каждый ребенок берет один предмет на выбор и действует с ним, затем находит карточку и  размещает на мольберте.

Организация сотрудничества детей.

Завершающая часть.

Открытие нового знания

Рефлексия.

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

- Все удивительные свойства воды мы рассмотрели?

- В каком мире мы побывали?

 - Вот как много свойств воды мы увидели. Покажите сколько!

- Кому вы расскажите о том, что узнали о воде?

- А хотите узнать еще больше? Покажите сколько!

- Вы знаете, что все живое состоит из воды? Даже человек! Посмотрите друг на друга, и вы состоите из воды. А еще ученые узнали, что вода есть даже в камне. Вы знали об этом? А теперь узнали.

- Зачем нужно знать о воде?

- Смотрите, сколько вы знаете о воде  (показ жестом большого объема знаний вместе с детьми), да я вам сейчас сказала (показ жестом маленького объема).

- Наверное, все теперь знаем о воде! А откуда мы можем еще узнать о воде?

- Может, и мы с вами сделаем свою книгу с капельками и свойствами воды.

Спасибо капелькам! Попрощаемся с ними и с гостями.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, показывают за воспитателем.

Дети показывают жестами вместе с воспитателем.

Высказывают свое сомнение, отвечают на вопросы.

Активизация мыслительных процессов.

Закрепление полученных знаний.

Создание условий для осознания и осмысления детьми полученных знаний, эмоций.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками. Тема: "Свойства воды"

В данной презентации представлены основные зтапы занятия в подготовительной группе, направленные на пропедевтику определенных проектных и исследовательских умений....

Методическая разработка образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в волшебный лес"

Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания....

Методическая разработка образовательной деятельности в старшей группе "Хлеб всему голова".

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Хлеб всему голова»Задачи:Образовательные:- продолжать знакомить дошкольников с процессом выращивания зерновыхкультур- систематизиров...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»...

Методическая разработка. Образовательная деятельность в старшей логопедической группе «В гостях у сказки».

Государственное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад №32Выборгского района г. Санкт-Петербурга      Образовательная деятельность в старшей логопедич...

Методическая разработка образовательной деятельности в старшей группе.

Методическая разработка образовательной деятельности в старшей   группе....

Методическая разработка образовательной деятельности в старшей группе.

учить детей лепить собак, щенят, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост)...