Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»
проект по окружающему миру

Гончарова Жанна Юрьевна

 

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_svoystva_vody.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

(МОУ СОШ № 19)

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»

Подготовила:

Воспитатель I категории

Гончарова Ж.Ю.

г.о. Подольск – 2021 г

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»

Актуальность. Вода – драгоценный дар природы, обеспечивающий жизнь на Земле. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, она привлекает своей уникальностью и пользой, как взрослых, так и детей.

Данный проект основан именно на приобретении детьми опыта по знакомству со свойствами воды.

Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие и познавательный интерес. Как известно, ведущий вид деятельности детей - игра. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать.  Именно так они познают окружающий мир.

Знания и умения, полученные ребёнком в процессе осуществления собственной деятельности, усваиваются прочно и надолго.

Тип проекта по виду деятельности: познавательный, исследовательский.

Ожидаемые результаты:

- дети осознают ценность воды для человека и всех живых организмов на Земле;

- знают об основных свойствах воды;

- умеют экспериментальным путём найти подтверждение своим знаниям о свойствах воды;

- понимают необходимость сбережения воды.

Проблема: Дети не имеют представлений о свойствах воды, не осознают её ценности для всего живого на земле.

Цель проекта: Формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.

Задачи:

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к воде;

Обучающая:

- расширять представления детей о свойствах воды;

- учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;

- приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений;

Развивающая:

- развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;

- способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;

- развивать умение анализировать и делать выводы.

Этапы реализации проекта:

1 этап – информационно-технологический (поисковый);

2 этап – организационный;

3 этап – практический;

4 этап – результативный (презентационный).

1 этап. Информационно-технологический (поисковый).

Педагог выявляет интерес и знания детей по данной теме, формулирует проблему, цель, задачи, определяет тип проекта, состав его участников, сроки реализации, определяет конечный продукт проекта. Создает условия для вхождения детей  в проблемную ситуацию. Мотивирует участников проекта.  Проводит анализ литературы по теме проекта, создает информационно-тематическую базу. Планирует исследовательскую деятельность детей.

Дети принимают проблему и формулируют её вместе с педагогами, предлагают пути решения проблемы. Вживаются в игровую ситуацию. Придумывают название проекта вместе с педагогами, определяют конечный продукт проекта.

2 этап. Организационный

Деятельность участников проекта.

Педагог  обогащает предметно-развивающую среду группы наглядными, дидактическими пособиями, материалами для опытов и экспериментов по теме проекта.

Создает зону для экспериментирования.

Организует выставку книг, фотографий, альбомов по теме проекта.

Решает совместно с  детьми, какие наблюдения и опыты запланировать.

Контролирует и оценивает самостоятельную и совместную со взрослыми экспериментальную деятельность детей.

Дети определяют, что нужно сделать для проведения опытов с водой.

Помогают педагогу в создании зоны для экспериментирования.

Решают совместно с педагогом, какие запланировать наблюдения и опыты.

3 этап. Практический

Организация деятельности проекта

Экспериментальная деятельность. Проведение опытов по определению свойств воды, фиксирование результатов проведения опытов в страничке исследователя.

План проведения опытов

1. Определение вкуса воды.

Материалы и оборудование: 3 стакана с питьевой водой, чайная ложка/палочка для кофе, сахар, соль.

План опыта:

1. Для начала нужно поставить  перед  детьми поднос с материалами.

2. Для удобства пронумеровываем стаканы с водой.

3. Предлагаю  детям попробовать воду из первого, второго и третьего стаканов, чтобы убедиться в том, что это питьевая вода без каких-либо примесей и добавок.

4. Далее добавляем в первый стакан ложку сахара и размешиваем до растворения. Пробуем воду из данного стакана. Что изменилось? Почему это произошло?

5. Добавляем во второй стакан ложку соли, проделываем тоже самое.

6. Третий стакан оставляем без изменений, предлагаем попробовать воду из него.

7. Делаем вывод: Имеет ли вода  сама по себе вкус? Что произошло после того, как мы добавили соль и сахар? Почему после размешивания соль и сахар пропали из стаканов? Тем самым отвечаем на вопрос «Растворяются ли в воде вещества?».

8. Фиксируем вывод в страничке исследователя (ДА/НЕТ).

2. Определение запаха воды.

Материалы и оборудование: 3 стакана с водой, долька лимона, ароматическое масло или обычные духи.

План опыта:

1. Для начала также предлагаем детям понюхать воду из всех трех стаканов.

2. Далее выжимаем в первый стакан сок лимона, во второй стакан добавляем каплю ароматического масла или духов (предварительно убедившись, что ни у кого из детей нет аллергии), третий стакан оставляем без изменений.

3. Сравниваем запахи в трех стаканах. Что изменилось? Почему это произошло?

4. Делаем вывод: Имеет ли вода  запах? Что произошло после того, как мы добавили сок лимона и каплю масла?

5. Фиксируем вывод в страничке исследователя (ДА/НЕТ).

3. Определение цвета воды

Материалы и оборудование: 2 стакана с водой, любые краски, кисть

План опыта:

1. Ставим перед детьми 2 стакана с водой и предлагаем определить цвет воды.

2. Пробуем за стаканом поместить баночку с краской или любой другой цветной предмет. Спрашиваем, видим ли предмет сквозь стакан?

3. Далее в один из стаканов добавляем кистью любую краску и размешиваем. Какой сейчас цвет имеет вода?

4. Делаем вывод: Имеет ли вода цвет? Что произошло, когда мы размешали краску? Почему мы увидели предмет, который находился за стаканом с водой?

5. Фиксируем вывод в страничке исследователя (ДА/НЕТ).

4. Определение формы воды

Материалы и оборудование: стакан с водой, пустая ваза, контейнер квадратной или прямоугольной формы, шар, кубик, линейка.

План опыта:

1. Показать детям шар, кубик, линейку и попросить определить форму данных предметов.

2. Затем попросить определить форму воды в стакане.

3. Перелить воду из стакана в вазу.

4. Попросить определить форму воды в вазе.

5. Перелить воду из вазы в контейнер квадратной или прямоугольной формы.

6. Сделать вывод: Имеет ли форму вода? Что происходило, когда мы переливали воду из одной тары в другую?

7. Фиксируем вывод в страничке исследователя (ДА/НЕТ).

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Плавает - не плавает», «Три состояния воды», «Капелька», «Для чего нужна вода?»

Малоподвижные игры: «Раз, два, три - замри», «Солнце, дождик, ветер», «Донеси воду в ложке».

Подвижные игры:  «Море волнуется раз», «Весёлые капельки», «Плыви кораблик».

 Художественно-речевая деятельность.

Беседы: «Вода. Какая она?», «Свойства воды», «Вода – наше богатство».

Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о воде: Н. Гернет «Хорошая вода»,

М. Гумилевская «Рассказ о водяной капле», М. Пластов «Капля в море».

Пальчиковая гимнастика: «Гроза», «Дождик-дождик», «Туча и дождик», «Снеговик»

Продуктивная деятельность.

- Рисование «Какая бывает вода», «Приключения Капельки», «Зачем нужна вода?»(по выбору детей)

-Лепка «Капелька и ее друзья».

4 этап. Результативный (презентационный)

Педагог  оформляет выставку работ детей по теме проекта.

Дети помогают педагогу  оформить выставку своих работ.

Список литературы:

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.

4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.

5. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» М., 2010г.

6. Николаева С. Н. «Юный эколог» М., 2009г.

7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.

8. Рыжова Н. В. «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом — природа». Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства соленой воды»

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.Задачи: Расширять представления д...