Проект по познавательно- исследовательскому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Сформировать у детей представления о зимующих и перелетных птицах Южного Урала, их образе жизни, повадках, значении в природе, а также развить желание заботиться о пернатых друзьях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 514.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Проект по познавательно- исследовательскому развитию
для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала»
Воспитатель: Калинина Алия Ахмедовна
Новогорный 2025
Пояснительная записка:
Мир птиц – удивителен и разнообразен. Наблюдение за птицами помогает детям лучше понять природу, сезонные изменения и взаимосвязи в окружающем мире. Изучение птиц родного края (Южного Урала) способствует формированию любви к малой родине, развивает наблюдательность, экологическую культуру и желание помогать живым существам, особенно в трудное для них зимнее время. Разделение птиц на зимующих и перелетных расширяет кругозор и учит логическому мышлению.
Цель проекта:
Сформировать у детей представления о зимующих и перелетных птицах Южного Урала, их образе жизни, повадках, значении в природе, а также развить желание заботиться о пернатых друзьях.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский, творческий. Старшая группа
Продолжительность: Краткосрочный (1 неделя).
Состав участников: групповой (дети, родители, педагоги).
Продукт проекта: Аппликация "Мой любимый зимующий друг (Снегирь)", рисование "Журавлиный клин", открытки для родителей с изображением птиц.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о птицах Южного Урала (их названия, внешний вид, звуки).
2. Закреплять знания детей о различии зимующих и перелетных птиц, понимать причины их поведения.
3. Развивать у детей наблюдательность, внимание, память, мышление, связную речь.
4. Формировать элементарные представления детей об экологической культуре и бережном отношении к природе.
5. Развивать у детей творческие способности через продуктивную деятельность.
6. Воспитывать у детей любовь к природе родного края и желание помогать птицам зимой.
Предполагаемый результат:
1. Дети знают и называют несколько видов зимующих и перелетных птиц Южного Урала.
2. Понимают, почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают.
3. Умеют различать птиц по внешнему виду, повадкам, звукам.
4. Проявляют заботливое отношение к птицам, знают, чем можно кормить птиц зимой.
5. У детей развиты навыки ручного труда и коллективной работы.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства и оборудование:
• Иллюстрации, фотографии, карточки с изображениями птиц Южного Урала (зимующие: синица, воробей, голубь, снегирь, свиристель, дятел, сорока, ворона; перелетные: ласточка, журавль, скворец, соловей, утка, гусь).
• Аудиозаписи голосов птиц.
• Материалы для творчества: бумага, картон, краски, карандаши, клей, природные материалы (шишки, веточки, семена).
• Материалы для изготовления кормушек: пластиковые бутылки, молочные пакеты, деревянные заготовки, веревки.
• Корм для птиц: семена подсолнечника (нежареные, несоленые),пшено, овёс, ягоды рябины, сало (нес
• Пазлы, лото, дидактические игры по теме "Птицы".
Литература:
- О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»- Москва, МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2019 год
- Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»- Воронеж, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2005год
- Л.Л.Тимофеева, Е.Е.Корнеичева, Н.И.Грачева «Организация образовательной деятельности в ДОО»- Москва, ИНФА- М, 2020 год
Интернер- ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/12/22/konspekt-ood-chto-my-znaem-o-ptitsah
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/18/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-dlya-detey-starshego
Сценарий совместной деятельности по решению задач.
Этапы проекта | Формы взаимодействия | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Поисковый | Педагог - дети | Выявление интереса и знаний детей по теме проекта. | Понедельник | Педагог группы |
Педагог -родители | Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта. | Педагог, родители | ||
Деятельность педагогов | Определение цели и задач проекта. | Педагог группы | ||
Аналитический | Педагог - дети | Беседа: «Кто такие птицы?», «Что мы знаем о птицах?» «Кто чем питается? «Что самое страшное для птиц зимой холод или голод?» | Понедельник- четверг | Педагог группы |
Педагог -родители | Разработка консультации для родителей «Покорми птиц зимой», индивидуальные беседы. | Педагог, родители | ||
Деятельность педагогов | Подбор подвижных, пальчиковых игр, стихов о птицах , подбор методической и художественной литературы. | Педагог группы | ||
Практический | Педагог - дети | Утренний круг: «Загадки о птицах», «Все ли птицы остаются с нами зимовать?», «Кого мы называем зимующими? А кого перелетными?», «Как правильно наблюдать за птицами у кормушек». Наблюдение: Поиски зимующих птиц на территории детского сада. Отметить их внешний вид, поведение. Труд: Дети вместе с воспитателем развешивают сделанные кормушки на территории детского сада. Стихи про птиц: Рассматривание иллюстраций : «Птицы Южного Урала» Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы», «Что умеют делать птицы», «Мы кормушки смастерили». Д/И: «Где чья птичка?» , «Посчитай птиц», «Помоги воробью». П/И: «Воробушки и кот», «Птицы летят на юг» Рисование: «Журавль» Аппликация: «Мой любимый зимующий друг (Снегирь)» Прослушивание аудиозаписей голосов птиц | Понедельник- пятница | Педагог группы |
Педагог -родители | Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы» | Педагог, родители | ||
Деятельность педагогов | Оснащение материально - технической базы по теме проекта. Организация и проведение подвижных игр. | Педагог группы | ||
Рефлексивный | Педагог, дети, родители | Подведение итогов, оформление материалов проекта. Подготовка выставки творческих работ по теме «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала». Итоговое развлечение по теме проекта: Викторина "Зимующие и перелетные птицы Южного Урала» | Пятница | Педагог, родители |
Технологическая карта проекта.
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | Познавательно- исследовательский, трудовой | Беседа: «Что мы знаем о птицах?», «Кто чем питается?, «Зимние опасности для птиц» Рассматривание иллюстраций : «Птицы Южного Урала» Наблюдение: Поиски зимующих птиц на территории детского сада. Отметить их внешний вид, поведение. Труд: Дети вместе с воспитателем развешивают сделанные кормушки на территории детского сада. Викторина "Зимующие и перелетные птицы Южного Урала" |
Речевое развитие | Коммуникативный, восприятие художественной литературы. | Стихи: А.Майков «Ласточки», В.Бианки «Синичкин календарь», М.Горький «Воробьишко», Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы», «Что умеют делать птицы», «Мы кормушки смастерили» |
Физическое развитие | Физический, двигательный. | Подвижная игра: «Воробушки и кот», «Птицы летят на юг» |
Социально- коммуникативное развитие | Игровой, двигательный. | Д/И: «Где чья птичка?», « Посчитай птиц», «Помоги воробью» |
Художественно- эстетическое развитие | Музыкально- художественный, продуктивный. | Прослушивание аудиозаписей голосов пти Рисование: «Журавль», Аппликация: «Мой любимый зимующий друг (Снегирь)» |
Перспективный план по проекту «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала» для детей старшего дошкольного возраста
День недели | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Индивидуальная деятельность с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Понедельник | Утренний круг: Загадки о птицах. Беседа: «Что мы знаем о птицах?». Рассматривание: «Зимующие птицы Южного Урала» Аппликация: «Мой любимый зимующий друг (Снегирь)». | 1. Уточнить знания о птицах (диагностика) 2.Д\И «Где чья птичка?». | А.Майков «Ласточки», Д.Н.Мамин- Сибиряк «Серая шейка» | Подготовка средств и оборудования для реализации проекта | Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта. |
Вторник | Беседа: «Кто чем питается?» Прослушивание аудиозаписей голосов птиц. Рисование: «Журавль» П/И «Воробушки и кот» Рассматривание: «Зимующие птицы Южного Урала» | 1.Д/И:«Посчитай птиц» 2.Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы» | Л.Н.Толстой «Лебеди», Г.Х.Андерсен «Гадкий ученок» | Подготовить материал для рисования. Внести магнитофон для прослушивания. | Предложить родителям дома изготовить с детьми кормушки. |
Среда | Беседа: «Опасности зимы для птиц» Рассматривание иллюстраций П/И: «Птицы летят на юг» Рассматривание: «Зимующие птицы Южного Урала» | 1.Д/И:«Помоги воробью» 2.Пальчиковая гимнастика: «Что умеют делать птицы» | В.Бианки «Синичкин календарь», М.Горький «Воробьишко» | Подготовить иллюстрации для рассматривания. | Предложить родителям принести иллюстрации, книги, перья птиц. |
Четверг | Наблюдение: Сравнение птиц, замеченных на участке, с уже изучеными. | 1.Пазлы, лото 2.Пальчикова гимнастика: «Мы кормушки смастерили» | С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Ребята и утята» | Подготовить кормушки для развешивания на участке | Предложить родителям приготовить корм для птиц. |
Пятница | Развлечение по теме проекта: Викторина "Зимующие и перелетные птицы Южного Урал»" Труд: Дети вместе с воспитателем приносят корм в кормушки на территории детского сада. | 1. Уточнить знания о птицах (диагностика) 2.Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы» | И.Соколов- Микитов «Улетают журавли», В.А.Сухомлинский «Стыдно перед совушкой» | Подготовить корм для птиц. Подготовить материал для викторины. | Консультация для родителей «Покорми птиц зимой» |
Вывод:
В ходе реализации проекта «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала» предполагаемые результаты были достигнуты: - Дети получили обширные знания о зимующих и перелетных птицах Южного Урала, научились их различать, понимать причины их поведения. Сформировалось бережное отношение к природе и желание помогать птицам. Развились творческие и коммуникативные навыки. Созданы кормушки, которые будут радовать птиц в течение всей зимы. Родители воспитанников заинтересованы в теме проекта; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду и приняли активное участие в изготовлении кормушек и приготовления корма для птиц.
Приложения к проекту:
Приложение 1
Диагностическая карта о зимующих и перелетных птицах Южного Урала старшего дошкольного возраста.
Дата проведения диагностики:
№ | ФИ ребенка | Что ты знаешь о птицах? | Каких перелетных птиц Южного Урала ты знаешь? | Каких зимующих птиц Южного Урала ты знаешь? | Итого |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
Итоговый результат | Высокий | ||||
Средний | |||||
Низкий |
Высокий – проявляет интерес к образовательной деятельности по теме «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала», на вопросы отвечает уверенно. Имеет знания о птицах.
Средний - проявляет интерес к образовательной деятельности по теме « Зимующие и перелетные птицы Южного Урала», на вопросы отвечает не уверенно.
Низкий – отсутствует познавательный интерес к образовательной деятельности по теме «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала». На вопросы не отвечает, проявляет упрямство.
Приложение 2
Результаты диагностики о зимующих и перелетных птицах Южного Урала старшего дошкольного возраста.
Результаты на начало проекта.
Дата проведения диагностики: 11 ноября
№ | ФИ ребенка | Что ты знаешь о птицах? | Каких перелетных птиц Южного Урала ты знаешь? | Каких зимующих птиц Южного Урала ты знаешь? | Итого |
1. | Злата Б. | С | Н | Н | Н |
2. | Максим Б. | Н | Н | Н | Н |
3. | Варвара В | Н | Н | Н | Н |
4. | Азалия Г. | С | Н | Н | Н |
5. | Максим М. | С | Н | Н | Н |
6. | Макар М. | Н | Н | Н | Н |
7. | Ангелина М. | В | С | С | С |
8. | Роман Н. | С | Н | С | С |
Итоговый результат | Высокий | 1 | 0 | 0 | 0% |
Средний | 4 | 1 | 2 | 12% | |
Низкий | 3 | 7 | 6 | 88% |
Высокий – проявляет интерес к образовательной деятельности по теме «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала», на вопросы отвечает уверенно. Имеет знания о птицах.
Средний - проявляет интерес к образовательной деятельности по теме « Зимующие и перелетные птицы Южного Урала», на вопросы отвечает не уверенно.
Низкий – отсутствует познавательный интерес к образовательной деятельности по теме «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала». На вопросы не отвечает, проявляет упрямство.
Результаты на конец проекта.
Дата проведения диагностики:18 ноября
№ | ФИ ребенка | Что ты знаешь о птицах? | Каких перелетных птиц Южного Урала ты знаешь? | Каких зимующих птиц Южного Урала ты знаешь? | Итого |
1. | Злата Б | С | Н | С | С |
2. | Максим Б | Н | Н | Н | Н |
3. | Варвара В. | С | Н | Н | Н |
4. | Азалия Г. | С | С | С | С |
5. | Максим М. | С | Н | С | С |
6. | Макар М. | Н | Н | Н | Н |
7. | Ангелина М. | В | В | В | В |
8. | Роман Н. | В | В | С | В |
Итоговый результат | Высокий | 2 | 2 | 1 | 26% |
Средний | 4 | 1 | 4 | 37% | |
Низкий | 2 | 5 | 3 | 37% |
Высокий – проявляет интерес к образовательной деятельности по теме «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала», на вопросы отвечает уверенно. Имеет знания о птицах.
Средний - проявляет интерес к образовательной деятельности по теме « Зимующие и перелетные птицы Южного Урала», на вопросы отвечает не уверенно.
Низкий – отсутствует познавательный интерес к образовательной деятельности по теме «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала». На вопросы не отвечает, проявляет упрямство.
Приложение 3
Беседа « Что мы знаем о птицах?»
Программное содержание:
- Обобщать у детей представление о птицах: у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных.
- Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.
- Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.
Ход беседы:
На доске вывешены иллюстрации с изображением птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, щегла, ласточки.
Воспитатель: Ребята, если вы отгадаете мои загадки, вы узнаете, о ком мы сегодня будем беседовать.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь).
Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится –
Все хвастает, синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится. (Синица).
Крепкий деревянный дом
С круглым окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворец)
Всех приметней птиц, черней,
Враг личинок, друг полей.
Взад, вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…(Грач)
Воспитатель задает вопросы по картинкам.
Воспитатель: Кого вы видите на картинках?
Дети: - Птицы.
Воспитатель: Как вы догадались, что это птицы?
Дети: - Все с крыльями, все умеют летать.
Воспитатель: Но умеют летать не только птицы, но и бабочки, и жуки?
Дети: - Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.
Воспитатель: Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи?
Дети: - Нет, оперение разное.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, есть ли у птиц шея?
Дети: - Есть, она закрыта перьями, как воротничком.
Воспитатель: А когда шея птички хорошо видна?
Дети: - Когда птица вытягивает ее, например, когда чистит перья, поворачивает голову.
Воспитатель: На голове у птицы есть глаза, а для чего они ей?
Дети: - Птичий глаз самый, самый зоркий на земле. Он для них и подзорная труба и лупа. Ночные птицы видят даже ночью.
Воспитатель: А для чего нос птице?
Дети: - Нос у птицы не только нос, но и рот, поэтому правильно сказать клюв. Птичий клюв на все руки мастер: он и щиплет, и хватает, и копает, и долбит, и обороняется, и нападает.
Воспитатель: Посмотрите на ноги птицы и расскажите, какие они?
Дети: - Ноги у птицы не только, чтобы ходить. Ногами птицы разгребают землю, гребут по воде словно веслами, прекрасно лазают по веткам, ногами защищаются, нападают. Обычно на птичьей ноге четыре пальца: три впереди, один сзади.
Воспитатель: Как птица спит?
Дети: - Распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло.
Воспитатель: Как купается птица?
Дети: - Влезает ногами в воду, приседает, бьет крыльями по воде. Потом приглаживает и сушит перышки.
Воспитатель: Почему говорят, что птицы - наши друзья?
Дети: - Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады.
Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу вы уже очень много знаете о птицах!
Беседа «Кто чем питается?»
Программное содержание:
1. Учить детей делить птиц на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
2. Дать детям представления о том, чем кормят птиц зимой.
3. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, водоплавающие, зимующие.
Ход беседы:
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в словесную игру «Вспомни птичку». Сейчас мы с вами встанем в круг, я вам буду бросать мяч, а вы будете называть птицу, которую вспомнили. (после игры дети садятся за стол)
Воспитатель: Молодцы ребята, много птиц назвали. Мы с вами знаем, что птицы бывают насекомоядные, водоплавающие и зимующие. Давайте разобьем наших птиц на три группы. Как вы думаете, кого мы поместим в первую группу?
Дети: (скворец, ласточка, стриж, иволга, соловей).
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: (у них острый, прямой, длинный клюв).
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: А кто из наших птиц относится к водоплавающим?
Дети:(утка, лебедь, гусь, пеликан).
Воспитатель: Правильно, ведь у всех этих птиц широкий клюв, через который они процеживают воду и на ногах есть перепонки, которые помогают им передвигаться в воде.
Воспитатель: А что за птицы остались на доске? Эти птицы не пропадают с наших улиц, к нам прилетают другие птички. Назовите тех, кто проводит зиму вместе с нами
Дети: (снегирь, сойка, синица, вороны, воробьи, дятел, голубь…).
Воспитатель: Как мы называем этих птиц, одним словом?
Дети: (Зимующие птицы).
Воспитатель: Ребята, а кто может сказать, почему насекомоядных и водоплавающих птиц мы не относим к зимующим?
Дети: (Предположения детей)
Воспитатель: С наступлением холодов исчезают насекомые, поэтому насекомоядные птицы улетают первыми, затем начинают подмерзать водоемы и водоплавающие птицы тоже вынуждены оставить обжитые места и лететь на юг.
Физкультминутка
(дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад
Воспитатель: Как вы думаете ребята, что больше всего любят синицы? (Предполагаемые ответы детей)
Синицы, кроме семян любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и подвешивают на тонкие ветви. На толстые ветки и в кормушки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.
Воспитатель: - А сейчас я хочу вам прочесть стихотворение
«Покормите птиц» (Яшин)
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо!
Не богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна будет им зима!
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Воспитатель: - Птицы - это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись. Давайте не будем забывать про наших маленьких соседей и будем заботиться о них.
Беседа «Зимние опасности для птиц»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, об опасностях зимовья, формировать экологическое сознание.
2. Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.
Ход беседы:
( Дети стоят на ковре полукругом).
Воспитатель Ребята, какое сейчас время года?
Дети: (Зима)
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Растения спят под снегом, животные переоделись в тёплые шубки, некоторые легли в спячку.
Воспитатель: Ребята, а если посмотрим на деревья, кого мы там можем увидим?
Дети: (Птиц)
Воспитатель: Как же птицы приготовились к зиме?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Как мы назовём птиц, которые остались зимовать в наших краях?
Дети: (Ответы детей)
Мы сегодня с вами отправимся в небольшое путешествие, где узнаем, какие птицы и как зимуют в городе и в лесу в нашем климате.
Звучит музыка с голосами птиц, дети садятся за столы, воспитатель выставляет на доске плакат «Птицы зимой».
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на кормушку, какие они все разные, красивые. Кто знает названия этих птиц, назовите.
Дети. К нам прилетело много синиц, снегирей, ворон, клестов, воробьев, дятлов, сорок, свиристелей.
Воспитатель Но посмотрите, не все птицы прилетели, не все птицы поют, они чем-то обеспокоены, какая опасность может подстерегать птиц зимой?
Воспитатель выставляет схему «Зимние опасности для птиц».
Воспитатель: Смотрите, сколько опасностей преодолевают птицы, чтобы выжить. Давайте поможем им!
Первая опасность.
Воспитатель. Подул ветер, замела метель, птицам очень холодно, давайте согреем их тёплыми ласковыми словами. Ласковые слова, как солнышко.
Дети. Синица-синичка Воробей - воробушек-Галка - галочка
Воспитатель А как мы назовём сороку, если мы знаем, что у неё белые бока. Какая она?
Дети. Белобокая.
Воспитатель А как мы назовём синицу, если мы знаем, что у неё жёлтая грудка. Какая она?
Дети. Желтогрудая.
Воспитатель А как мы назовём снегиря, если мы знаем, что у него красная грудка. Какой он?
Дети. Красногрудый.
Воспитатель А как мы назовём дятла, если мы знаем, что у него длинный клюв. Какой он?
Дети. Длинноклювый.
Воспитатель А как мы назовём воробья, если мы знаем, что у него пёстрые крылья. Какой он?
Дети. Пестрокрылый.
Воспитатель Смотрите, опасность миновала, птички немного согрелись .
Вторая опасность.
Воспитатель Птицы прилетели, но чего не хватает в кормушке?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Что же они будут кушать? Чем питаются птицы зимой?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Голод - основная опасность для птиц зимой. Есть поговорка: «Не страшен птицам холод, а страшен только голод». Если птица сыта, то она вряд ли замёрзнет. Давайте покормим наших птиц. ( На прогулке дети насыпают корм в кормушки)
Третья опасность.
Воспитатель: Ребята, а какая у нас ещё опасность может подстерегать наших птиц, кто притаился на земле, и смотрит хищными глазами?
Дети: (Хищники)
Хищники представляют угрозу для жизни птиц, они на них охотятся, ими питаются.
Воспитатель Ребята, вот и заканчивается наше путешествие в мир зимующих птиц. Каждый из нас стал мудрее, умнее, добрее. И каждый из вас знает, что зимой птицам нужна помощь. Самое главное, чем мы можем помочь им холодной зимой? (Птиц надо подкармливать)
Конечно, мы должны их подкармливать, и изготавливать для этого кормушки, которые смастерим вместе с родителям и воспитателями.
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (рисованию) «Журавль» для детей старшего дошкольного возраста
Интернет- источник
Цель: «Журавль»
Задачи:
Образовательная: Учить рисовать журавлей, передавая величину и пропорции частей тела птицы и движения.
Развивающая: Развивать чувство формы и композиции.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа: Чтение рассказа И.Соколов – Микитов «Улетают журавли», рассматривание иллюстраций, тонирование бумаги.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент:
Чудо – палочку возьму (беру в руки «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну,
И сейчас вы из детей, превратитесь в журавлей!
Приглядитесь: там, вдали (поднести ладонь ко лбу)
В пляс пустились журавли! (взмахи руками)
Стали рядышком в кружок,
Прыг да скок, прыг да скок! (подскоки на месте)
Ножками топают,
Крыльями хлопают!
Ох как танец их хорош (кружимся)
Очень уж на наш похож:
И весёлый и смешной..( подскоки)
Радостный и озорной!
Снова палочку возьму (беру «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну.
И теперь из журавлей,
Превратились вы в детей!
-Сегодня мы с вами нарисуем журавля (выставляю иллюстрацию).
-Давайте полюбуемся этой птицей. Какая она красивая. Это очень крупная птица, самая большая из перелётных птиц.
-Обратите внимание на шею, если журавль вытянет шею – то сможет сравняться с ростом человека. А что вам напоминает шея журавля? (знак вопроса, цифру два)
-Рассмотрим туловище, какого цвета оперенье? (тёмно – серое, крылья более светлые)
-Посмотрите на ноги, какие они? (длинные, как палки или ходули)
-Вспомните, где живёт эта птица? (рядом с болотом)
-А зачем ей такие ноги?(ходить по болоту и не мочить перья)
Объяснение и напоминание порядка выполнения рисунка на эскизе педагога.
Перед началом работы необходимо приготовить краску серого цвета, смешав на палитре чёрный и белый цвет.
- Для начала рисуем два овала; для туловища - большой, для головы - меньше.
- Изогнутыми линиями намечаем шею нашей птицы.
- Далее рисуем немного пышный хвост, из тонких перьев и длинные, тонкие ноги.
- Затем рисуем клюв, добавляем глазик (рисуем обратным концом кисти).
- Дополняем наш рисунок деталями, камыши, кочки на болоте (по желанию).
2 часть: Самостоятельная работа детей.
Помощь при затруднении, совет. Коррекция осанки.
3 часть. Итог:
Рассматривание детских работ.
-Какие интересные и разные получились наши птицы. Хоть вы все рисовали журавля, но каждый получился со своим характером.
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (Аппликация) «Мой любимый зимующий друг (Снегирь)» для детей старшего дошкольного возраста
Интернет- источник
Цель: закрепить представление о зимующих птицах, их внешнем виде;
Задачи:
- уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела;
- учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;
- закрепить навыки пространственной ориентировки;
- совершенствовать общую и мелкую моторику;
- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о птицах.
Ход занятия:
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. —
«Доброе утро!».
Ребята, когда я шла к вам в садик, по дороге встретила птичку, она спросила куда и зачем я иду, когда я рассказала что иду в д/с, она напросились вместе со мною к вам в гости. Хотите узнать какая птичка к вам прилетела?
Дети:(да)
Воспитатель: Отгадайте мою загадку и вы узнаете.
Прилетает к нам зимой,
Яркий, шустренький такой,
На рябине он сидит,
Красной грудкой знаменит.
Дети: (снегирь)
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем что осенью некоторые птицы улетают в теплые края.
Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: (перелетные)
Воспитатель: Какие птицы улетают?
Дети: (кукушки, ласточки, лебеди, грачи и тд…)
Воспитатель: Почему перелетные птицы улетают?
Дети: (нет корма, еды; холодно)
Воспитатель: А снегирь еще не улетел?
Дети: (они не улетают, они зимующие птицы)
Воспитатель: Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь - красивая, спокойная и небольшая птица.
Сядьте удобнее, спинку прямо, ножки под стол. Прежде чем мы приступим к работе давайте повторим технику безопасности с ножницами:
1.Ножницы следует всегда брать за кольца
2.Ножницы нельзя брать без разрешения
3.Ножницы нельзя оставлять в открытом виде
4.Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
5.Ножницами нельзя размахиваться
6.Во время работы ножницы нужно класть сбоку кольцами к себе, чтобы не уколоться о их острые концы
7.Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
8.Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться
9.Ножницами нельзя вырезать на ходу.
Вместе с детьми рассмотреть все детали на подносе, уточнить последовательность и приемы выполнения работы.
Ребята, наши снегири готовы, посмотрите, сколько снегирей получилось, какие красивые, молодцы ребята, постарались!
Загадки.
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Кохи собирает. (Воробей)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар-кар». (Ворона)
Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде. ( Клёст)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках — хохолки! (Свиристели)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей)
Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет?
Догадайтесь сами! (Трясогузка)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (Сова)
Пальчиковая гимнастика
Викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему «Зимующие и перелетные птицы Южного Урала»
1. Разминка: Угадай птицу по описанию
Серая с черными крыльями, часто садится на провода, каркает. (Ворона)
Маленький певец с ярким красным грудкой. (Снегирь)
Крупная птица с белым оперением и черными концами крыльев. (Лебедь)
2. Вопрос-ответ
Какие птицы улетают в теплые края? (Перелетные)
Какие птицы остаются зимовать с нами? (Зимующие)
Почему перелетные птицы улетают? (Из-за холода и нехватки пищи)
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
Какие зимующие птицы вы знаете? (Воробей, синица, сорока, дятел)
3. Игра «Собери картинку»
Разделите детей на команды и дайте каждой команде разрезанные картинки с изображением птиц (перелетных и зимующих).
4. Загадки
Весной и летом за окном
Поет, порхает он с трудом.
А осенью и в холода
Увидишь редко ты его. (Соловей)
Красногрудый, чернокрылый,
Лютый враг мышей. (Снегирь)
5. Конкурс «Кто больше назовет»
Попросите детей назвать как можно больше перелетных и зимующих птиц.
6. Итог викторины
Подведите итоги, наградите победителей символическими призами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»
Конспект по ознакомлению с миром природы....

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»воспитатель Сурякова Светлана.Цели: формировать экологическую культуру у детей; пр...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»Цель:обобщение знаний о зимующих пти...

проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Люблю берёзку русскую".
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ "ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ",...

Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему"Берегите деревья".
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ"БЕРЕГИТЕ ДЕРЕВЬЯ"....

Педагогический проект по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" для детей старшего дошкольного возраста на тему"Зимующие птицы"
Пояснительная запискаАктуальность «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в мл...

Экологический проект по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы скажут вам «Спасибо!»
Цель проектаЗакрепить представление воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохр...




