Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»

Цель:

обобщение знаний о зимующих птицах и привитие заботливого и внимательного отношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dudovoy_g.v._2.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Зимующие птицы»

Цель:

обобщение знаний о зимующих птицах и привитие заботливого и внимательного отношения.

Задачи

 Развивающие:

• уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах;

• формировать слуховое, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, умения и навыки наблюдения за птицами.

 Воспитательные:

• воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

• формировать экологическую культуру у детей.

Предварительная работа:

 Беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, чтение литературной сказки В.Бианки «Сова», пересказ сказки «Соловей и Вороненок» Э.Шима, дидактические игры «Кто как поет?», «Кто где живет?», «Найди домик», составление описательных рассказов «Птичка-синичка», «Красногрудый снегирь», «Красавица сорока», коллективная аппликация «Птицы на ветках», рисование «Птицы синие и красные».

Методы и приемы:

Наглядный, игровой, практический, словесный.

Оборудование и материалы: музыкальный центр, запись пения птиц на СD-диске, мольберт, магнитная доска, столы и стулья по количеству детей.

Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии зимующих птиц

Раздаточный материал: картинки птиц, кормушка, корм для птиц.

Структура НОД:

  1. Вводная часть – 3 мин.
  2. Основная часть – 20 мин.
  3. Заключительная часть – 2 мин.

Ход

непосредственно образовательной деятельности.

1.Вводная часть.

Воспитатель.

-Ребята, посмотрите вокруг себя и скажите, что изменилось в нашей группе? Может кто-то из вас заметил что-то необычное или непривычное?

Дети расходятся по группе и все внимательно рассматривают. Один ребенок находит конверт.

Воспитатель.

- Вот ребята посмотрите, кто-то забыл свой конверт. Давайте посмотрим, что на нем написано и узнаем, для кого он предназначен.

Воспитатель зачитывает вслух адрес, написанный на конверте: 

«Ребятам в детский сад «Мечта».

- Ребята, этот конверт для нас, а как вы думаете, что в нем?

Ответы детей.

Воспитатель 

-Правильно ребята, письмо, и если на конверте наш адрес, то мы смело можем его прочитать.

Воспитатель открывает конверт и вынимает текст стихотворения. - Воспитатель 

-Ребята, а это не письмо, а стихотворение. Вы хотите его послушать?

Ответы детей.

Стихотворение называется «Письма», автор А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель.

-Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. 

- А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель.

Это и есть письмо, которое можно прочитать.

- О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель.

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

-Какой месяц?

-Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

- Так что мы с вами можем сделать для птиц зимой, в январе, когда очень морозно, холодно и голодно птицам?

Ответы детей.

2. Основная часть.

Воспитатель.

-Ребята, давайте вспомним, какие птицы остаются в наших краях зимовать.

- Как называются эти птицы? (зимующие).

О зимующих птицах мы с вами читали стихи, наблюдали за ними.

- Давайте вспомним, что мы знаем о зимующих птицах?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы! А вы хотите сейчас послушать их голоса?

 вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель.

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Ребёнок читает стихотворение.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

Картинка с изображением сороки .

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны .

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла .

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Ребёнок читает стихотворение.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря .

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою   зеленовата,

Животиком  желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

 Картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста .

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Воспитатель.

-Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Воспитатель.

-Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель.

- Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель.

- Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

3. Заключительная часть.

Воспитатель.

- Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей).

- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)

- Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:«Блинов И.Г. –последн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»

Конспектнепосредственной образовательной  деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста по теме "Александровск-Сахалинский-моя малая Родина"

Игра-путешествие, где использована интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, что служит осново...

КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет "Состав числа 5 из двух меньших"

КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возрастаот 6 до 7 лет....