Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Улицы города»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Погодина Наталья Михайловна

    Экскурсия по улицам города Городца

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

    «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста

     на тему «Улицы города»  

    Тема: «Улицы города» (экскурсия)

     Программное содержание:

     Дать детям представление о строении и украшении домов в прошлые времена. Познакомить с городецкой домовой резьбой. Формировать у мальчиков представление о русских традиционных мужских ремеслах. Воспитывать уважение и гордость за городецких мастеров – резчиков, работой, которой восхищаются люди.

    Обогащение словаря: мастер – резчик, наличник, причелина, глухая резьба, резьба пропильная, рельефная.

     Словарная работа: мастер – резчик, наличник, причелина, глухая резьба, резьба пропильная, рельефная.

    Материал к занятию: Фотографии с изображением улиц Набережная Революции, Андрея Рублева, Купеческая.

     Организация и методика проведения НОД:

    Говорят, что каждый город – это книга, а ее страницы – улицы и здания. В Городце много улиц, и у каждой из них свое название.

     - Как называются улицы, на которых вы живете?

    Ответы детей.

    - Одни улицы носят имена знаменитых людей: М. Горького, А. Невского,

    А. Рублёва и т.д. Название других улиц связано с событиями (ул. Победы) или с расположением улицы (Набережная, Загородная).

    - Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по улицам нашего города. Я буду вашим экскурсоводом. Садимся все в экскурсионный автобус.

     - Уютные и живописные городецкие улочки хранят в себе дух провинциального купеческого города. Многие из них сохранились почти в неизменном виде: ул. Купеческая, ул. Андрея Рублева, ул. А. Невского, улица Набережная Революции

    - И сегодня мы с вами совершим экскурсию по этим улицам Городца. Начнем мы нашу экскурсию с улицы Набережная Революции. Набережная Революции считается самой красивой улицей Городца. Прежнее ее название – Александровская. На набережной располагаются старинные купеческие дома, фасады которых богато украшены знаменитой городецкой резьбой. А дом Дементьевой представляет собой федеральный памятник архитектуры.

     Именно на этой улице в истинной мере предстает облик старого Городца. Обратите внимание на двухэтажный каменный купеческий дом, а рядом с ним – небольшой деревянный домик. Как они хорошо сочетаются друг с другом.

     - Ребята, что можно рассказать об этих домах, если внимательно посмотреть на них?

    Ответы детей.

    - Правильно, можно предположить, кто в них жил раньше, и кто живет сейчас, чем занимались жильцы, из чего построен дом и т.д.

    - Посмотрите на дом №11. Напомните мне, ребята, на какой улице он стоит?

    Ответы детей.

     - Правильно, дом №11 на улице Набережная Революции, в этом здании раньше располагалась редакция газеты «Городецкий вестник», а сейчас здесь Музей самоваров. Дом выглядит удивительно монументально. Он как бы вылит из одного куска дерева. Во всю длину фасада идет пояс наличников покрытых мелкой, накладной, легко моделированной ажурной резьбой. Очень пышно украшен фасад коридорной пристройки резьбой, кроме двери, а на верху, в закруглении крыши, помещено вычурное по резьбе «солнце».

     - Посмотрите на дом № 8. Один из немногих домов с глухой (или долблёной) резьбой середины XIX века. В центре лобовой доски дата, вырезанная буквами церковно-славянской азбуки: 1874 г. По краям рамки с датой сказочные птицы-«сирины», а на углах лобовой доски –  львы и русалки-«фараонки». Глядя на эту резьбу, поражаешься мастерству исполнения и фантазии народных умельцев.

                                      Кружевами, будто убраны

                                      Лица светлые домов.

                                      И глядит глазами мудрыми

                                      Городок семи холмов.

     - Как называется улица, на которой мы с вами сейчас побывали?

    Ответы детей.

     - Правильно, мы с вами побывали на улице Набережная Революции, далее мы пройдем на улицу Андрея Рублева.

    Физкультминутка:

    Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.

     Мы по городу идём      (маршируют)

    Звонко песенку поём   (хлопают в ладоши)

    Мы по улице шагаем   (маршируют)

    Ноги ровно поднимаем  (маршируют  вытягивая носочки)

    Делай шаг- раз. два

    Взмах руками- три, четыре

    Повернулась голова    (поворачивают голову вправо)

    Руки вверх и ноги шире.

    Прыгнем вместе высоко

    И побегаем легко        (бег по кругу).

    Улица является частью Музейного квартала, на ней располагается много памятников градостроительства и архитектуры.

     Давайте полюбуемся гениальными творениями городецких зодчих. А я вам расскажу про «глухую» резьбу. Один из ярких феноменов архитектуры Городца – дома, украшенные глухой резьбой. Она характерна для крестьянских построек всего Верхнего Поволжья. Распространение глухой резьбы в Городце и его округе было неслучайно. Техника глубокой рельефной резьбы широко применялась при украшении волжских судов.

    Потом глухой резьбой стали украшать весь дом и окошки резными наличниками, карнизе, доски домов, ворота, чердачные окна. Глухая резьба красива не только благодаря глубокому рельефу (он выдалбливался долотом, и другое название этой техники – «долбленая» резьба), но и необычным, сказочным сюжетам. На лобовых (фронтонных) досках, наличниках красных и светелочных окон, на навершиях ворот, украшенных глухой резьбой, можно встретить райских птиц Сиринов, сказочных рыб – фараонов и фараонок (по-другому, берегинь), а также улыбающихся львов с пышными гривами. На фронтонных досках вырезались также даты, а иногда фамилии или инициалы мастера. Избы, украшенные городецкой резьбой, кажутся сказочными теремами, которые сохранились до нашего времени.

                                     Городок Городец – Малый Китеж,  

                                     Он резьбою богат – не казной,

                                     С каждой улицы Волгу здесь видишь

                                      В деревянной оправе резной.

     - Когда всматриваешься в орнамент «глухой» резьбы на домах, то начинаешь думать о людях, мастерах, эту резьбу сотворивших. Кто они богатыри или обыкновенные деревенские мужики.

    - Давно покинули этот мир мастера – резчики того времени, но память о них живет, их работами по сей день восхищаются потомки. Их мастерство, характер, пристрастия, своеобразная культурная традиция, которая дошла до наших дней и продолжает свою жизнь в творчестве мастеров современной Городецкой резьбы. Трудоемкую «глухую» резьбу сменила более простая пропильная резьба.

     - Ребята, а как называется улица, где так много домов украшенных «глухой» резьбой?

    Ответы детей.

     - Ребята, пока мы шли и любовались домовой резьбой мы пришли на другую улицу. Кто знает, как она называется?

    Ответы детей.

     - Ребята, раньше в Городце проживало много купцов, они строили каменные двухэтажные особняки рядом друг с другом, так появилась купеческая улица.

    - Городец в полной мере демонстрирует сочетание в постройке камня и дерева. - Посмотрите на дом №3. К кирпичному дому пристроена деревянная входная часть. Вход с навесом, с палочками, опирающимися на чугунные столбики и украшенные замысловатым кружевом литья. Уличный фасад украшен резным «солнцем». По боковому фасаду сплошная лента окон с фигурными рамами.

     - На улице Ленина (Купеческая) все постройки кирпичные, оштукатуренные и окрашенные в два цвета. Как называется эта улица?

    Ответы детей.

     - Пройдя по улице Купеческой, мы попадаем на Кировский съезд, после на улицу Максима Горького. На этой улице многие дома уже не пригодны к жилью, они требуют ремонта.

    - Но, посмотрите, дом №80 является примером небольшого, но довольно богатого купеческого дома. Он щедро украшен резьбой. Скажите ребята, какой вид резьбы здесь используется для украшения дома?

    Ответы детей.

    - Правильно, пропильная резьба.

     - Ребята, наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад.   Ну вот мы и дома. Давайте вспомним как называются улицы на которых мы с вами побывали?

    Ответы детей : (Набережная Революции, Андрея Рублева, ул. Купеческая, ул. М. Горького)

     - Чем отличаются между собой эти улицы? (построены из разного материала, по разному украшены, на купеческой расположены двухэтажные каменные дома, на ул. Рублева одноэтажные деревянные дома, украшенные домовой резьбой, окна украшены наличниками, на улице Набережной Революции расположен самый красивый дом, богато украшенный «глухой» резьбой).

     - Ребята, а кто занимался резьбой по дереву, изготовлением разных украшений для домов?

    Ответы детей.

     - Правильно, мужчины. Резьба по дереву, изготовление наличников, крылечков, дверей и т.п. – это традиционно мужское ремесло.

     - А что изображали в резьбе? (растительный орнамент в сочетании с изображением русалок – берегинь, райских сказочных птиц, а также добродушных львов).

     - Что вам еще запомнилось из нашей экскурсии? Что вы узнали нового? Вам понравилась наша экскурсия? Что украшали «глухой» резьбой? Из чего строили дома? Как называли мужчин, которые занимались резьбой по дереву?

    - Городец восхищает своими узкими улочками, деревянными избами, украшенными затейливой резьбой. Все это придает Городцу неповторимый облик. А я хочу закончить нашу экскурсию замечательным стихотворением.

    Городецких улиц красота

    Остается в сердце навсегда.

    Ты по этой улице пройдешь

    – Словно в быль и небыль попадешь…

    О, Городец, мой город детства,

    Знакомых улиц переплет,

    И друг старинный по соседству,

    В том доме до сих пор живет…

    Нас жизнь по свету раскидала,

    Все разбежались, кто куда…

    Я помню площадь у вокзала,

    Над ней не властвуют года…

    И лестница ведет с обрыва,

    На берег Волги брошу взгляд.

    И пристань старая, как было.

    Все так, как много лет назад…

    Березы кудрями качают,

    Чуть слышно песню мне поют…

    И я совсем не замечаю.

    Как в детства даль меня зовут…

    Мой тихий городок на Волге,

    Мой милый, славный Городец!

    Благословен, хранимый Богом,

    Ты творчества златой венец.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Знакомимся с улицей»

    Данный материал направлен на углубление знаний детей о правилах дорожного движения, содержит моделирование ситуаций на дороге....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси»

    Конспект непосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:«Блинов И.Г. –последн...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»

    Конспектнепосредственной образовательной  деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста «Круг» «Спрячь мышку»

    Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы (стихотворение)Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавател...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Заниматику»

    Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Занимати...