Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Токарева Надежда Михайловна

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:

    «Блинов И.Г. –

    последний рукописец на Руси»

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель:

    Токарева Н.М.

     

     

     

     

     

    г. Городец

    Тема: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси».

     

    Программное содержание: развивать у детей осознанное отношение к месту своего рождения и проживания. Формировать знания о творчестве последнего Городецкого рукописца И.Г. Блинова. Вызывать чувство гордости за своего замечательного земляка. Познакомить с его рукописными книгами и миниатюрами в краевдческом музее Городца.

    Предшествующая работа:

    –       рассматривание старинных книг;

    –       беседа «Откуда к нам пришла книга?»;

    –       изготовление книжек-малышек;

    –       рассматривание репродукций – гравюр.

              Материалы:

    ·        Портрет И.Г. Блинова.

    ·        Фотографии первых рукописных книг.

    ·        Копии иллюстраций из рукописных книг.

    ·        Копии миниатюр рукописи "Сказания о Мамаевом побоище".

     

     

    Организация и методика проведения НОД

     

    –       Ребята, послушайте я загадаю загадку:

    Не куст, а с листочками

    Не рубашка, а сшита

    Не человек, а рассказывает.

     

    –       Ответы детей. (Книга)

     

    –       Правильно вы отгадали, это книга.

    Книга есть в каждом доме. Благодаря книге развивается и сохраняется культура людей. Назовите какие книги есть у вас дома.

     

    –       Ответы детей (сказки, загадки, много разных, детские, "Дядя Степа").

     

    –       А как вы думаете, дети, для чего нужны книги?

     

    –       Ответы детей (чтобы много знать, чтобы узнать что-то новое, чтобы читать).

     

    –       Правильно, ребята. С помощью книг, люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жили давным-давно.

         Книга – это часть мировой культуры, общей для всех людей. Очень важно, чтобы каждый человек берег достижения культуры людей, умел их использовать и добавлял в них по крупицам новые открытия.

     

    –        Ребята, в разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке и на коже. Такие книги были редкостью.

         В каждом доме книги появились только после того, как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. В Москве ему поставлен памятник.

    Но до того как были изобретены печатные станки, долгое время книги были рукописными.

         Представляете, ребята, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно и красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку уходили месяцы и годы. Специально обученные люди тщательно переписывали книги, копировали буквы и рисунки. И этих людей называли рукописцами. Одним из таких переписчиков был Иван Гаврилович Блинов, который родился и жил в нашем любимом городе Городце в деревне Кудашиха.

         Искусству рукописи его научил дед. В их семье было принято очень бережно хранить и передавать древние книги. Свой первый рисунок он сделал очень рано, в 12 лет, а с 14 лет. Ваня стал переписывать книги сам и занимался этим всю свою жизнь. Юноша работал в крестьянском хозяйстве, а в короткие свободные часы любознательный и настойчивый Ваня изучал русскую живопись, картины известных русских художников. В Городце Иван Гаврилович работал в мастерской Григория Матвеевича Прянишникова, а потом его приглашали в Москву, Петроград, Казань. Он стал знаменит по всей России.

         Блинов не только умел переписать книгу, но владел искусством миниатюры (иллюстрации). Обычно это делали разные художники. Городецкий книгописец занимался и реставрацией (восстановлением текстов).

         Во многом благодаря И.Г. Блинову произведения русской литературы дошли до наших дней. Среди наиболее известных работ: «Повесть о Петре и Февронии», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище». Также он первым составил рукописную книгу «История Городца». Которая нам дает возможность узнать историю нашего родного и любимого города.

         Сегодня я вам покажу иллюстрации, чудом сохранившихся рисунков-миниатюр рукописи «Сказание о Мамаевом побоище».

     

    Рассматривание копий.

     

    –       На здании Городецкого краеведческого музея, который основал и возглавлял Иван Гаврилович, установлена мемориальная доска. Кроме фотографий, документов рассказывающих о его жизни и творчестве, в музее хранятся 17 книг переписанных и великолепно иллюстрированных рукой мастера. Художественное наследие И.Г. Блинова составляет более 100 книг, которые находятся в библиотеках и музеях нашей страны.

     

    –       С каким замечательным земляком, ребята, мы познакомились на сегодняшнем занятии?

     

    –       И.Г. Блиновым (ответы детей)

     

    –       Где он родился?

     

    –       В деревне Кудашиха (ответы детей)

     

    –       Чем он занимался?

     

    –       Иллюстрировал и переписывал старинные книги.

     

    –       Как называют людей, которые переписывают от руки сами книги?

     

    –       Рукописцы.

     

    –       Какое значение имела работа И.Г. Блинова для нас с вами?

     

    –       Мы узнаем об истории нашего города, нашей Родины, великих исторических событиях, благодаря его работе сохранилось культурное наследие России, появилась возможность нашему поколению познакомиться с историческими изданиями (ответы детей).

     

    –       О знаменитом земляке хочется узнать как можно больше. И в наше время у нас есть такая возможность. Мы с вами обязательно посетим Городецкий краеведческий музей.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл blinov.docx16.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:

    «Блинов И.Г. –

    последний рукописец на Руси»

    Воспитатель:

    Токарева Н.М.

    г. Городец

    Тема: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси».

    Программное содержание: развивать у детей осознанное отношение к месту своего рождения и проживания. Формировать знания о творчестве последнего Городецкого рукописца И.Г. Блинова. Вызывать чувство гордости за своего замечательного земляка. Познакомить с его рукописными книгами и миниатюрами в краевдческом музее Городца.

    Предшествующая работа:

    • рассматривание старинных книг;
    • беседа «Откуда к нам пришла книга?»;
    • изготовление книжек-малышек;
    • рассматривание репродукций – гравюр.

              Материалы:

    • Портрет И.Г. Блинова.
    • Фотографии первых рукописных книг.
    • Копии иллюстраций из рукописных книг.
    • Копии миниатюр рукописи "Сказания о Мамаевом побоище".

    Организация и методика проведения НОД

    • Ребята, послушайте я загадаю загадку:

    Не куст, а с листочками

    Не рубашка, а сшита

    Не человек, а рассказывает.

    • Ответы детей. (Книга)

    • Правильно вы отгадали, это книга.

    Книга есть в каждом доме. Благодаря книге развивается и сохраняется культура людей. Назовите какие книги есть у вас дома.

    • Ответы детей (сказки, загадки, много разных, детские, "Дядя Степа").

    • А как вы думаете, дети, для чего нужны книги?

    • Ответы детей (чтобы много знать, чтобы узнать что-то новое, чтобы читать).

    • Правильно, ребята. С помощью книг, люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жили давным-давно.

         Книга – это часть мировой культуры, общей для всех людей. Очень важно, чтобы каждый человек берег достижения культуры людей, умел их использовать и добавлял в них по крупицам новые открытия.

    •  Ребята, в разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке и на коже. Такие книги были редкостью.

         В каждом доме книги появились только после того, как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. В Москве ему поставлен памятник.

    Но до того как были изобретены печатные станки, долгое время книги были рукописными.

         Представляете, ребята, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно и красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку уходили месяцы и годы. Специально обученные люди тщательно переписывали книги, копировали буквы и рисунки. И этих людей называли рукописцами. Одним из таких переписчиков был Иван Гаврилович Блинов, который родился и жил в нашем любимом городе Городце в деревне Кудашиха.

         Искусству рукописи его научил дед. В их семье было принято очень бережно хранить и передавать древние книги. Свой первый рисунок он сделал очень рано, в 12 лет, а с 14 лет. Ваня стал переписывать книги сам и занимался этим всю свою жизнь. Юноша работал в крестьянском хозяйстве, а в короткие свободные часы любознательный и настойчивый Ваня изучал русскую живопись, картины известных русских художников. В Городце Иван Гаврилович работал в мастерской Григория Матвеевича Прянишникова, а потом его приглашали в Москву, Петроград, Казань. Он стал знаменит по всей России.

         Блинов не только умел переписать книгу, но владел искусством миниатюры (иллюстрации). Обычно это делали разные художники. Городецкий книгописец занимался и реставрацией (восстановлением текстов).

         Во многом благодаря И.Г. Блинову произведения русской литературы дошли до наших дней. Среди наиболее известных работ: «Повесть о Петре и Февронии», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище». Также он первым составил рукописную книгу «История Городца». Которая нам дает возможность узнать историю нашего родного и любимого города.

         Сегодня я вам покажу иллюстрации, чудом сохранившихся рисунков-миниатюр рукописи «Сказание о Мамаевом побоище».

    Рассматривание копий.

    • На здании Городецкого краеведческого музея, который основал и возглавлял Иван Гаврилович, установлена мемориальная доска. Кроме фотографий, документов рассказывающих о его жизни и творчестве, в музее хранятся 17 книг переписанных и великолепно иллюстрированных рукой мастера. Художественное наследие И.Г. Блинова составляет более 100 книг, которые находятся в библиотеках и музеях нашей страны.

    • С каким замечательным земляком, ребята, мы познакомились на сегодняшнем занятии?

    • И.Г. Блиновым (ответы детей)

    • Где он родился?

    • В деревне Кудашиха (ответы детей)

    • Чем он занимался?

    • Иллюстрировал и переписывал старинные книги.

    • Как называют людей, которые переписывают от руки сами книги?

    • Рукописцы.

    • Какое значение имела работа И.Г. Блинова для нас с вами?

    • Мы узнаем об истории нашего города, нашей Родины, великих исторических событиях, благодаря его работе сохранилось культурное наследие России, появилась возможность нашему поколению познакомиться с историческими изданиями (ответы детей).

    • О знаменитом земляке хочется узнать как можно больше. И в наше время у нас есть такая возможность. Мы с вами обязательно посетим Городецкий краеведческий музей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Знакомимся с улицей»

    Данный материал направлен на углубление знаний детей о правилах дорожного движения, содержит моделирование ситуаций на дороге....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»

    Конспектнепосредственной образовательной  деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...

    КОНСПЕКТ проведения непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Мой родной город -Чебоксары»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно развитию «Экскурсия по родному городу Чебоксары » для детей старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям,...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ «В ГОСТЯХ У ТРЕХ МЕДВЕДЕЙ»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Заниматику»

    Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Занимати...