Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему"Берегите деревья".
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

садина марина николаевна

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ"БЕРЕГИТЕ ДЕРЕВЬЯ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx61.26 КБ

Предварительный просмотр:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54affc45e3847/proiekt-po-poznavatiel-nomu-razvitiiu-starshikh-doshkol-nikov-bierieghitie-dieriev-ia_2.jpeg

                                                                       Выполнила: Садина М.Н.

«Проект по познавательному развитию старших дошкольников "Берегите деревья" »

Возрастная группа: старший  дошкольный возраст.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой.

Длительность проекта: сентябрь-май.                                         

Актуальность проекта: Самое важное в жизни ребенка-это здоровье. Здоровье детей – это будущее нашей  страны. Однако здоровье не появится  само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе, в течении  всей жизни человека. Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

         Дети знают, что быть здоровым очень  хорошо, а болеть – плохо. Но на вопрос, кто их лечит,  отвечают:  мама, бабушка,  папа, врач. Они удивляются, когда слышат,  что главный доктор – это природа – добрый и верный  друг, который подскажет, как сберечь здоровье, только надо к нему  внимательно присмотреться, понять его.

Цель проекта: Сформировать у детей   привычку к здоровому образу жизни  во  взаимодействии с природой.

Предполагаемый результат: Дети должны стараться  беречь здоровье, используя природные факторы.

Форма итогового мероприятия: Презентация альбома  “Береги  дерево.” 

  Задачи  исследования.

1. Сформировать представления о:

-  деревьях, как живых  существ (растут, развиваются,  размножаются, могут  быть здоровыми  и больными);

-  строении,  функциях и назначении частей деревьев  (корень, ствол, ветки…)

-  развитии деревьев;

-  изменении  жизнедеятельности в разные сезоны;

-экологически  грамотном  поведении человека в природе.;

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

3. Вызвать у детей:

-интерес к конкретному объекту – дереву;

-желание оберегать, защищать, заботиться о нём;

-использовать дерево, как часть природной “аптечки” для улучшения общего самочувствия и  настроения.                                                                                   

4. Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Формы и методы реализации проекта

- работа рисование на природе (на песке, на снегу, рисование с натуры);
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- индивидуальная работа с детьми;
- рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
- чтение художественной литературы о природе;
- утренние беседы;
- работа в книжном уголке;
- тематические выставки работ;
- посещение музеев и выставок, библиотек;
- дни творчества;
-тематические праздники;
- взаимодействие с семьей. 

 Подготовительный этап:

-Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование по теме, дидактические игры.

- Изучить  отношение  родителей к поставленной проблеме.

- Методы исследования: Наблюдение, индивидуальные беседы,  опросы, анкетирование родителей.

Организационно – практические задачи:

1. Подборка методической литературы.

2. Составление перспективного плана.

3.Познакомить родителей с перспективным планом работы.                                 

Беседы с детьми;

Подготовительный этап:

Выявить наличие знаний и представлений у детей о деревьях – как о живых существах.

        ПРЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Разделы планирования

 

 

 

Природный мир

труд

Осень

 

Зима

 

Весна

1.Сбор  семян, плодов, веточек, листьев для поделок, шишек.

1. Укрывание деревьев «снежным одеялом» (снегом)

1.Исследование - для чего деревьям почки?

 

 

Художественно-продуктивная деятельность

 

 

Осень

 

 

 

 

 

 

Зима

 

 

 

Весна

1.Яблоня с золотыми яблоками.

2.Аппликация «Золотая осень»

3.Поделки из шишек, желудей, орехов и т.д.

4.Пластилиновое дерево.

 

1.Рисование " Лес зимой"

2.Пластилинография "Волшебное  дерево"

3.Поделки из бумаги "Новогодняя елочка"

 

1.    Ручной труд "Чудо - дерево для мамы"

2.Рисование "Вот какие-первые листочки"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальное развитие

 

 

Осень

 

 

 

 

 

 

Зима

 

 

 

 

 

Весна

1.Песни о деревьях слова Л. Чадовой, музыка Н.Лукониной

2.Русская народная мелодия «Из под  дуба»

3.Хоровод «Могучий дуб» муз и сл. Лукониной

4.Слушание пьесы "Ветер играет с листочками".

 

1.Хоровод «Елочка» муз Н.Лукониной, сл. Л, Чадовой

2.Песня «Елочка красавица» муз Н.Лукониной, сл. Л, Чадовой

3.Слушание песни «У берез и сосен» Ю.Антонов

 

1.Песня «Лесные жители – деревья»  муз Н.Лукониной, сл. Л, Чадовой

2.»Сладкие грезы» - П.И.Чайковский (дет. альбом)

3.Слушание "Ах ты ,береза",рус .нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера.

 

4.Хоровод «Во поле береза стояла»

Художественная литература

Осень

 

 

 

 

 

Зима

 

 

 

 

Весна

1 Выставка художественный произведений о деревьях.

2.Заучивание стихотворения А.Толстой "Осень".

3.Чтение  Г.Скребицкий "Осень".

4.Придумаем загадки о деревьях.

 

1.Заучивание стихотворения Ф.Петрова «Калинушка»

2.Чтение сказки «Ель-королева ужей» (литовская сказка)

3.Оформление альбома «Зимняя сказка» (иллюстрации, стихи)  4.Заучивание З.Александрова "Елочка"

 

1.Чтение Мошковской "Дедушка-дерево".

2.Заучивание стихотворения «Липка» П.Воронько

3.Оформление альбома "Дерево – наш  друг"

 

Игровая деятельность

 

Осень

 

 

Зима

 

 

 

Весна

1.Игра  "Собери дерево" (корень, ствол , ветки, листья)

2."Найди листок-пару "

3"К  дереву – беги"

 

1."Узнай по описанию".

2."Назови  дерево по семенам"

3. «Карлики – великаны»

 

1.Найди дорогу к детскому саду  по названиям знакомых деревьев

2."Разрезные картинки"

3."Угадай, что за дерево?"

Экспериментирование

Осень

 

 

 

Зима

 

 

 

 

 

Весна

1   Опыт "Распускание веток в различных условиях".

2.    Рассматривание коры деревьев,  кора для дерева – "одежда"

 

1.Опыт  "Свет - как двигается растение"

2.Экспериментирование "Какой стороной дышат листья», учить детей самостоятельно ставить поисковую задачу, выдвигать предположение.

 

1.Вода в жизни деревьев.

2Нужен ли дереву корень?2

3Дерево весной.(веточка на окне)

Познавательная деятельность

Осень

 

 

 

 

 

Зима

 

 

 

 

 

Весна

1."Осень. Деревья"- расширить представление о дереве. Закрепить части дерева:  - для чего они нужны

2."Зачем деревьям листья"- работа с загадкой

3. Беседа о том, что деревья дают людям жизненную энергию

 

1 "Русская  природа" (легенды и мифы)

2. Почему деревья зимой "спят?"

3."Карлики и великаны" – зависимость роста от среды обитания

4. Беседа "Что в имени моем»? (имя и      дерево)                                                    1.Лес- это богатство. (Правила поведения в лесу.)                                  2.Цветущая весна.                                 3.День  земли. Человек- часть природы.                                                           

Взаимодействие с родителями

Осень

 

 

 

 

Зима

 

 

 

Весна             

1.Рассматривание и уточнение названий деревьев по дороге в детский сад

2.Составление гербария «Растения возле  моего дома»

3.Поделки из природного материала

 

1. Консультация "Учите детей видеть и беречь  красоту природы".

2.Выставка рисунков «Мое любимое дерево»

3.Экскурсия  в парк на Сайму.                                  

1.Конкурс «Кормушки»

2.Субботник в  детском  саду «Посадим дерево».

 3.Презентация альбома «Береги  дерево» (рисунки, плоды листья).

 

 Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе города Белогорска, повышению познавательного интереса ,дети стали внимательнее и бережнее к природе и своему здоровью.

Литература:

 "Комплексно-тематическое планирование "М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова;

 Программа Вераксы Н.Е."От рождения до школы"

Интернет-ресурсы:  

«Проект по познавательному развитию старших дошкольников "Моя семья»

                                                                   

Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Пояснительная записка. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. 
Мы плохо знаем свои родословные корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Тема "Моя семья" поможет активизировать исследовательскую, творческую работу по составлению своих родословных, поможет сплотить коллектив детей и их родителей.

Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:
1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Принципы построения педагогического процесса. Система и последовательность работы по познавательному развитию воспитанников.
1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
3 .Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
4.Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
5.Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
6.Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).
7.Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Тип проекта: групповой, тематический.

Участники проекта: дети  старшей группы, родители воспитанников; педагоги.

Продолжительность проекта: с 1 .09.  по 30. 11.

Ресурсное обеспечение: книги, фотоальбомы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, художественные произведения и материалы.

Ожидаемый результат.
За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.

Формы и методы реализации проекта.        Название мероприятия

Виды детской деятельности.

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
НОД: беседа - игра на тему, «Моя семья» игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Дидактическая игра: «Домашний труд».

Социально – коммуникативное развитие

Рассказы детей о семье.
Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
НОД: прочтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово»,«Хорошее».

Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Художественное – эстетическое развитие

Художественное творчество:

НОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья»;

Музыка:слушание музыки и песен о маме и папе.

Речевое развитие

НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо»,«На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физическое развитие.

Физкультминутка «Семья».

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Работа с родителями

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»;
Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»;  фотовыставка«Моя семья».

Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».

Индивидуальные семейные консультации. Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту»

Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в выставке  рисунков по теме «Моя счастливая семья», по изготовлению стенгазеты «Моя семья».
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»; фотовыставка «Моя семья», составленная  вместе с родителями.

Заключение.

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Безопасность на дороге».

НОД по познавательному развитию   для детей старшего  дошкольного возрастана тему:  «Безопасность на дороге». Задачи: 1. Закрепить знания  детей об опасностях, которые жд...

Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»

Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...

проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Люблю берёзку русскую".

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ "ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ",...

Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музее им. П. В. Алабина»

Основная идея проекта: Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и знакомство с родным городом, его  достопримечательно...