Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Шустрова Елена Андреевна

    Конспект по ознакомлению с миром природы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №121 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

    Конспект непрерывной образовательной деятельности

    для детей старшего дошкольного возраста

    на тему: «Зимующие птицы»

    Выполнила воспитатель: Е.А. Шустрова

    Санкт-Петербург

    2017 год

    Цель НОД : формирование экологических знаний о зимующих птицах, их повадках, способах приспособления к сезонным изменениям и бережного отношения к ним. 

    Программное содержание (задачи):

    • Расширять знания детей о зимующих птицах.
    • Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду.
    • Подвести к пониманию того, что зимующим птицам необходимо помогать, вывешивая кормушки.
    • Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
    • Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
    • Обогащать словарный запас детей по теме «Зимующие птицы».
    • Воспитывать желание с заботой и вниманием относиться к зимующим птицам.
    • Развивать общую моторику, координацию речи с движениями.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Словарная работа: зимующие, кормушка, снегирь, синица, воробей, дятел, воробей, голубь, ворона, сорока.

    Оборудование: магнитофон (аудиозапись «Голоса птиц»), фланелеграф, настенная доска. 

    Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением зимующих птиц, фотографии птиц, схемы для описательного рассказа о птицах.

    Раздаточный материал: разрезные картинки, Настольная игра «Кто прилетел», Птичья викторина.

    Ход занятия:

    I Вводная часть

    - О каком времени года говорится?

    Белым пледом лес укрыт,

    И медведь в берлоге спит.

    Снег, как белая кайма.

    Кто хозяйничал? (Зима)

    -Правильно, ребята, сейчас на дворе зима, а это значит, что на улице мороз, дуют холодные ветра, кругом лежит снег.

    II Основная часть

    - Мы с вами уже говорили, что с наступлением холодов, многие птицы улетают в теплые края. Но не все, некоторые остаются.

    - Как называются такие птицы? (Зимующие).

    - Сейчас я расскажу вам немного об этих птицах. Но для того, чтобы узнать, о ком первом пойдет речь, предлагаю вам отгадать загадки. Слушайте внимательно!

    Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка

    И полоска шарфика. (Синица).

    - Правильно, это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.

    - Слушайте следующую загадку.

    Удивительная птица
    К нам зимой в окно стучится!
    Не боится злых морозов,
    На груди - кафтанчик розов. (Снегирь).

    - Молодцы, это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.

    - Следующая загадка.

    Вот пернатый сел на сук
    И колотит: тук-тук-тук!
    Ищет пищу под корой
    Он голодною порой. (Дятел).

    - Конечно, ребята, это дятел! Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.

    Слушаем следующую загадку, про кого же она?

    Эта маленькая пташка
    Носит серую рубашку,
    Подбирает быстро крошки
    И спасается от кошки. (Воробей).

    - Правильно, воробей. Это бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

    - Послушайте еще одну загадку.

    Эта птица - символ мира,
    Чердаки её квартира,
    Там, где площади, фонтаны,
    Ищет крошки постоянно! (Голубь).

    - Это голубь.  Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

    - Последняя загадка, слушаем внимательно.

    Во дворе я - королева.
    Вон мой дом, на ветке слева.
    Птица в перьях серо-черных,
    Я умна, хитра, проворна. (Ворона).

    - Правильно, это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.

    Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

    Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
    Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
    Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
    Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
    Вот присела на минутку, (Присели.) 
    Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
    И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
    Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
    Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
    (А. Барто) 

    - Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

    - Как вы думаете, ребята, может ли человек как-нибудь помочь зимующим птицам пережить зиму, чтобы они не погибли? (Надо подкармливать птиц и вешать им кормушки).

    - Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.

    - Расскажите, кто из вас уже мастерил кормушку для птиц?

    -Из чего можно ее сделать?

    - Чем вы кормили птиц?

    Дидактическая игра «Кто как кричит»

    - Сейчас я буду включать вам записи голосов разных птиц, а вы должны будете догадаться, кто же так кричит (голоса птиц: синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны).

    Настольная игра «Кто прилетел»

    Цель: Упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о зимующих птицах, изображённых на картинках. Развивать воображение, речь. Воспитывать внимание, наблюдательность.

    Ход игры: Ведущий (взрослый или ребенок, стоя лицом к игрокам, берёт одну из карточек, составляет описательную загадку о птице, изображённой на картинке, не показывая и не называя ее. Играющие называют варианты отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому игроку, который правильно назовёт птицу. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше всего карточек.

    Птичья викторина

    • Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).
    • Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом)
    • У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (у дятла)
    • У какой зимующей птицы самый длинный хвост? (сорока)
    • Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица)
    • Птичий домик? (гнездо)
    • Какая птица наших мест живет дольше всех? (ворон)

    Итог

    - Что нового вы сегодня узнали?

    - Что было самое интересное?

    - Что было самое трудное?

    - Что еще вы бы хотели узнать о зимующих птицах?

    -Молодцы!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Перелетные птицы"

    Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группетема: « Составление рассказа о перелетных птицах, с использованием мнемотаблиц»  Приоритетная образовательная о...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Белоствольное чудо России».

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:«Белоствольное чудо России»....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Зимняя сказка»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Зимняя сказка»...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Открытка для папы»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Открытка для папы»...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна идёт»

    Цель непрерывной образовательной деятельности:«Расширение представления о времени года «Весна»....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зебра и лошадь"

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Зебра и лошадь».Цель -расширение и уточнение знаний дететй старшего дошкольного возра...