Конспект НОД по ознакомлению с окружающим (совместно с родителями) в подготовительной группе по теме: "Путешествие по планете Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шмелева Светлана Викторовна

Програмное содержание:
Развивать у детей интерес к естественно-научным знаниям, формировать представления об экологических нормах, продолжать знакомить с чудесами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим

по теме:

«Путешествие по планете Земля»

в подготовительной группе

(совместно с родителями)

                       Составитель:

                                   Воспитатель МБДОУ д/с №15 «Ручеёк»

г.Петровска Саратовской обл.

Шмелева Светлана Викторовна

       

Цель: дать детям представление о том, что планета Земля -  это громадный шар, где обитает много живых существ.

Программное содержание: 

* Закрепить знания детей о Земле, расширять словарный запас, учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

 * Развивать у детей интерес к естественно – научным знаниям, формировать представления о экологических нормах, знакомить с чудесами природы, совершенствовать композиционные умения – при создании панорамы  улиц города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху, способствовать раскрытию творческих возможностей.

 * Научить оценивать результат совместного  коллективного труда детей и их родителей.

Предварительная работа:

*Беседы о Земле – как планете и месте обитания; знакомство с цветами спектра.

*Чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир», просмотр слайдов.

*Экскурсии по  городу (обратить внимание на дома, транспорт, предприятия города), рассматривание фотографий (с панорамами города).

*Вырезывание домов, машин, деревьев к аппликации.

Словарная работа: Солнечная система, Галактика, Вселенная.

Материал, оборудование: карта Росси, глобус,  схема – планеты Солнечной системы,  карта звездного неба; портрет первого космонавта; плакат «Лес», картинки по экологи; ножницы, клей, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, салфетки; «Музыкальный дизайн», СОТ.

Ход  НОД

Групповая комната оформлена в соответствии с темой занятия

(дети стоят около двери полукругом, родители сидят на стульчиках в групповой комнате).

1часть

Педагог:

-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по нашей планете. На протяжении многих веков люди стремились совершить путешествие. Делали они это по-разному, кто на лошадях, кто на верблюдах, а некоторые просто пешком.

-А на каком транспорте вы бы, хотели осуществить нашу мечту?  (предположения детей).

-Итак, отправляемся в путешествие на самолете (звучит музыка, дети имитируют полет самолета).

В этом путешествии мы узнаем много нового и интересного. Как в любом путешествии у нас будет несколько остановок.

2 часть

Педагог:

А вот и первая остановка, называется она «Голубая» (самолет приземляется, дети проходят, садятся на стульчики).

Педагог:

-Ребята, скажите, как называется наша планета? (ответы детей - Земля).

-А как называется наша страна? ( Россия, показать на карте).

-Обратите пожалуйста внимание на этот предмет, что это? (показ глобуса).

-Что такое глобус? (это маленькая модель Земли).

-На что похожа наша Земля? (ответы детей: на круг, на мяч, на солнце, т.е. имеет форму шара).

-Посмотрите внимательно на глобус, скажите какого он цвета? (высказывания детей, т.е. разноцветный). Голубой цвет на глобусе – вода, а все остальное – суша (горы, пустыни, леса).

-Ребята, а знаете, как мы узнали, что земля круглая, как шар и на ней такие цвета?

( Запустили спутник, а потом и  ракету с человеком на борту. Кто это был вам известно? Это был Ю.А. Гагарин. Он облетел Землю, посмотрел сверху какая она круглая, голубая (показать портрет первого космонавта, панораму Земли)).

Дети, у каждого из нас есть адрес,  по - которому мы живем. Назовите пожалуйста город, в котором вы живете (г. Петровск). А теперь назовите свой домашний адрес (ответы детей).

-Наша Земля тоже имеет свой адрес. Кто из вас знает, какой? (высказывания детей).

-Ее родной район – Солнечная система. Свое имя она получила в честь светила Солнца. Солнце одаривает теплом и светом. А что такое солнце?

Солнце – звезда, ближе всех к нам (показать плакаты с изображением Солнечной системы и планет).  Земля, как и несколько других планет Солнечной системы вращается вокруг солнца (вот так, как юла), но только не так быстро. Очень медленно и это вращение проходит незаметно для нас.

-Город, в котором живет Земля, называется Галактика. Если мы поглядим вечером или ночью на небо, что можно  там увидеть?(ответы детей). Звезды находятся очень далеко от нас. Самая близкая и яркая звезда – Солнце.

А район – Солнечная система и город Галактика находятся в одной стране – это Вселенная, или как мы говорим космос.

-Ребята, скажите, вам нравится наша планета? Чем? (ответы детей).

Педагог:

-Наше путешествие продолжается (дети встают, проходят по группе, останавливаются у пособия «Радуга»). А вот и вторая остановка, а называется она «Цветная».

(Начинается с загадки):

«Поднялись ворота –

Всему миру красота»

-Что это? (ответы детей)

-Да, это радуга. А знаете, что означает слово «радуга»? (педагог рассказывает, как можно «расшифровать» слово «радуга».

-Радуга – солнечная дуга или дуга солнца, или радостная дуга.

Педагог интересуется, кто из детей видел настоящую радугу? Какая она? Кто раскрасил радугу? В какое время года ее можно увидеть? (высказывания детей).

Педагог:

-Да, действительно, радугу можно наблюдать на небе в теплое время года, когда идет мелкий дождик и светит солнышко. Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на цветные лучики, так образуется радуга.

Педагог показывает детям наглядное пособие «Радуга» и предлагает сказать, сколько цветов у радуги, затем назвать цвета радуги,  начиная с верхней дуги (дети называют цвета радуги, педагог поощряет ответы детей).

Педагог:

-А сейчас пришло время поиграть.

 Проводится п/игра «Дождь и солнце».

-Наш путь продолжается (дети идут по групповой комнате, останавливаются у плаката, на котором изображен лес).

- А вот и следующая остановка, называется она «Зеленая».

-Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (в лесу)

-Давайте сядем поудобнее (дети садятся на ковер) и побеседуем.

-Что интересного вы можете рассказать о лесе? Чем нас так привлекает «зеленое богатство» нашей планеты? (высказывания детей).

Педагог:

-Да, лес представляет собой большой лесной мир, здесь обитает множество животных, птиц, растет много растений. Лес людям

доставляет огромную радость своей красотой. Отдых  в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто побывает в лесу, никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы,  и обязан выполнять определенные правила поведения. Расскажите о правилах поведения в лесу(высказывания детей).

(Включив запись «Шум леса», «Пение птиц», педагог продолжает)

-Лес является «домом» для многих животных, птиц. Если прислушаться, то можно услышать различные, лесные звуки – это голоса леса и его обитателей.

Чудесные концерты дают птицы, каждая поет по - своему.

-А каких лесных птиц, вы знаете?(ответы детей: дятел, кукушка, глухарь и т.д.)

-А сейчас послушайте загадку и ответьте, как называется дом птицы:

«Без рук, без топоренка.

Построена избенка» (Гнездо)

-Посмотрите, какие гнезда умеют строить птицы (показать иллюстрации гнезд, разных птиц). Птицы настоящие мастера. Ведь строят они не руками, а клювом и лапками. А из чего птицы  строят  гнезда? (ответы детей).

-Ребята, а сейчас подумайте и скажите, что нужно для жизни всем на Земле? (ответы детей: вода, воздух, свет, тепло).

-Наш мир разноцветный, яркий. Любимый цвет Земли – зеленый,  а Земля – это наш «зеленый дом» (дети встают, проходят по групповой комнате).

-Как вы уже сказали, нам для жизни необходим воздух, чтобы дышать.  А вот и следующая остановка, называется она «Воздушная».

-Земля окружена слоем воздуха, он окутывает нашу планету, как одеялом. Воздушным одеялом, легким, чистым. А что  такое воздух? Можно ли увидеть его? А  услышать? ( предположения детей).

(Воздух можно ощутить если подуть на ладошку. Сначала подуйте  тихо, а потом сильно. Что вы чувствуйте?(ответы детей).

-Это движение воздуха.

-Как вы думаете, для чего птицам воздух? (ответы детей: дышать, помогает летать).

-Много чудес на нашей планете, но нам с вами пора возвращаться домой.

3 часть

У каждого на Земле есть дом, семья. А вот наша следующая станция, называется она «Семейная», ждут вас здесь близкие вам люди (дети подходят к родителям и проходят с ними за столы).                                                          

-У каждого из нас есть дом. В доме можно укрыться от дождя и снега, согреться. Дома всегда уютно. В разных странах строят разные дома.

Их делают из дерева, кирпича, камня и т.д. (показать иллюстрации различных видов домов).

-А из чего сделан ваш дом? (ответы детей).

-Обратите внимание на будущий проект нашего города (показать затонированный, разделенный на три части ватман).

Представьте себе, что это улица нашего города, но здесь чего – то не хватает? Как вы думаете чего? (высказывания детей: домов, машин, людей и т.д).

-Да, сейчас улицы нашего города пусты, но скоро здесь поднимутся к самому небу дома, в домах поселятся люди, по дорогам побегут машины. И сделаете это вы. С помощью чего можно оживить наш город? (ответы детей: с помощью ножниц, клея, цветной бумаги, карандашей), а помогут вам ваши мамы. Дети совместно с родителями приступают к работе (делают аппликацию, рисуют карандашами, фломастерами).

По окончании работы педагог предлагает детям рассказать, что у них получилось, и что они сделали для того, чтобы улицы нашего города были краше (подключить к рассказу родителей, предложить оценить результаты совместного труда). Педагог благодарит детей и родителей за выполненную работу.

Итог:

-Ну вот, ребята, наше путешествие по планете Земля заканчивается.

-Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).

Затем дети и родители встают в круг (педагог в центре круга, передавая мяч) проводится игра «Что тебе понравилось?» (дети и родители делятся впечатлениями от путешествия).

Используемая литература

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Москва; Издательство «ВАКО» 2005г.

Г. Юрмин, А. Дитрих «Потомучка», Москва; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ» 2004г.

Е.В. Соловьева «Дети планеты Земля», Москва; «Линка - Пресс»2007г.

Н.Н. Малофеева «Энциклопедия дошкольника», Москва; «Росмен» 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по психологии в подготовительной группе на тему: «Путешествие на другую планету »

Цель: закреплять счет в пределах 10, сравнивать предметы по их свойствам; способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива; развивать умение ан...

Конспект проведения ООД: занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе ОНР . Тема: "Путешествие на Цветочную Планету".

Увлекательное занятие-путешествие позволяет детям применить полученные ранее математические знания и навыки. ...

Конспект интегрированного занятия по психологии в подготовительной группе на тему:"Путешествие на другую планету".

Интегрированное занятие по психологии в подготовительной дошкольной группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с элементами развития речи в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое планеты Земля».

·        познакомить детей с понятием «вулканолог», «палеонтолог»;·        сформировать представление у детей о природном явлении ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир планет».

Конспект непосредственно-образовательной       деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир пла...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (миром природы) для средней группы на тему: «Путешествие на Остров Доброты»

Цель:Способствовать формированию представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.Задачи:Образовательные:- актуализировать знания детей о лекарственном растении &ndash...