Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
План-конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию (ФЦКМ).
Педагог: Ларионова Н.В.
Возрастная группа | Подготовительная к школе группа | |||
Тема занятия | «Культура и традиции жителей Прибайкалья» | |||
Цель | Расширять знания о родном крае, его истории, культуре, образе жизни. | |||
Задачи | Расширять знания детей об озере Байкал: о коренных жителях, их обычаях и обрядах. Расширять и закреплять знания о природе Прибайкалья. Пополнять знания о Прибайкальском фольклоре, народных играх. Способствовать формированию двигательных навыков, ориентированию в пространстве, способности двигаться в соответствии с заданием. Пополнять у детей словарный запас: юрта, шаман, заклинание, обряд, скотоводство, земледелие. | Развивать моторику рук, творческие способности детей при составлении орнамента. Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, аналитические способности детей. Развивать навыки диалогической речи. | Воспитывать интерес к истории своего края. Воспитывать любовь, чувства привязанности к нему. Учить видеть прекрасное вокруг себя. Развивать доброжелательность, любовь и бережное отношение к родному краю, интерес к прошлому и настоящему родного края. Воспитывать толерантное отношение к народам другой национальности. Прививать нормы и правила общения, взаимодействия со сверстниками и педагогом. | |
оборудование | Посылка, игрушка нерпы, схема-рисунок, глобус, карта, Д/И «Макет Байкала», руль, бубен, платочки для игры, бурятская музыка для сопровождения игры, творческой работы, презентация. | |||
Структура занятия | ||||
План занятия, цель деятельности | Содержание деятельности педагога | Деятельность обучающихся, предполагаемые действия | ||
Организационный этап | ||||
Введение в ситуацию Затруднение в ситуации | Ребята, нам сегодня утром почтальон принес посылку. Интересно, что в ней? (Дети отвечают, предполагают) Посмотрим? (воспитатель с детьми раскрывает посылку, в котором обнаруживает игрушку нерпы и бубен(белый) без рисунка, орнамента). Ребята, смотрите, какой-то предмет. На что он похож? (Дети высказывают свои предположения) По-моему, на нем чего-то не хватает? (Узора, рисунка) Нерпочка, наверное, растеряла все знаки, символы, узоры, а байкальские ветры развеяли их в разные стороны. А как вы думаете, от кого могла прийти эта посылка? (Предполагают. Затруднение.) А хотите узнать, кто мог нам ее прислать? (Ответ) Для того, чтобы узнать это и помочь нерпочке собрать элементы узора, мы с вами немного попутешествуем. А куда мы отправимся, вы должны отгадать, выполнив задание? Я думаю, вы справитесь. Игра «Собери макет Байкала». (За выполнение задания дети получают от воспитателя элементы рисунка орнамента). Но прежде чем отправимся в путь, нам нужно узнать, где находится озеро Байкал. Как можно узнать? (ответы - карта, глобус). Сейчас мы с вами посмотрим на глобус и узнаем, где же у нас Байкал. (Рассматривание глобуса) Ну вот, мы узнали, в каком направлении нам двигаться, отправляемся. Усаживайтесь на места, мы поедем на автобусе, а пока мы с вами будем ехать, поговорим о Байкале. (Беседа сопровождается показом слайдов). | Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | ||
Актуализация знаний | 1. Чем знаменито озеро Байкал? (богатый животный и растительный мир, самое большое озеро, самый большой источник пресной воды – слайды 2-7) 2. Какой формы Байкал? (вытянутое, в форме серпа – слайд 8) 3. Почему озеро Байкал называют морем? (оно большое, глубокое, бывают штормы). 4. А почему на самом деле Байкал считается озером? (вода не соленая). (Показ слайдов с изображением озера Байкал – слайды 9-11). «Как ты красив, наш батюшка Байкал! Среди лесов, песчаных дюн и скал Стоишь, не зная горести и бед Уж четверть сотни миллионов лет» Ну вот, мы с вами и очутились на озере Байкал. Посмотрите, какая погода на озере – гроза, шторм, море волнуется, шумит. (Слайд 12) Игра малой подвижности «Море волнуется раз». (Игра сопровождается музыкой – слайд 13. После окончания игры дети получают элементы орнамента) | |||
Включение нового знания в систему знаний. | Мы с вами знаем, что на озере Байкал очень богатый животный и растительный мир. Слайд 15. А вы знаете, кто считается коренными жителями побережья озера Байкал. (ответы, затруднение) Первыми жителями Прибайкалья были буряты, тофалары, тунгусы — это лесные жители. До сих пор люди свято чтут бурятские традиции, изучают их быт и культуру. (слайды 16-17) А как называется национальное жилище бурят? (юрта – слайды 18-19) Традиционным жилищем бурят является юрта. Юрты бывают из бруса, или бревен. Юрты не имеют окон. (Слайд 20-21) В центре юрты располагается очаг и большой чугунный котел. Дым поднимается вверх и выходит через отверстие в потолке. Когда все дела сделаны, вся семья садилась около очага и пела песни. Скажите, а какие занятия были у коренных бурят?(охота, рыбалка, скотоводство) (слайды промыслов – 22-26). Правильно, ребята. И свои дела, обычаи, обряды буряты передавали из поколения в поколение, рассказывая о них в песнях, а так же танцах. Как у каждого народа, у бурят есть свои праздники (слайды 27-30): Новый год – Сагаалган – или праздник белой луны. Бага Баргон – праздник обновления природы. Сурхарбан – начало лета. И на каждом празднике буряты любили помериться силою, смекалкой, удалью. Состязались в борьбе, стреляли из лука. А дети играли в свои игры, отображающие жизнь своего народа. Давайте и мы с вами поиграем в бурятскую народную игру. (Игра сопровождается музыкой) (повторить правила игры). Игра: «Темрэ». Дети встают в несколько кругов вокруг стульчиков, берутся за руки, идут по кругу и говорят слова: Мы веселые ребята Соберемся мы в кружок Поиграем и попляшем И помчимся на лужок. После того, как заиграет музыка, дети встают в круг, идут под музыку. С окончанием музыки, каждая команда должна встать на свое место и поднять платок над головой. (После окончания игры дети получают элементы орнамента). А еще, ребята, у бурят есть главный человек бурятского народа – ШАМАН (слайд 31-32). Он наделен особыми способностями общаться с духами, которые ему передались от предков. Люди постоянно обращаются к нему с различными просьбами. Он может вызвать дождь, грозу, чтобы спасти землю от засухи. Может очистить жилище от негативной энергии, вылечить животных и людей от болезни. В этом ему помогает его бубен. Он является священным, чудодейственным, поэтому он является его помощником в совершении различных обрядов. Символизирует связь между небом и землей. И в подарок он вам отправил тоже бубен. Только сейчас он не имеет чудодейственной силы. Почему? (ответы детей – нет узора, орнамента). Для этого нужно оформить его бурятским магическим рисунком. (Рассматривание слайда 33) Ребята, мы с вами собрали все элементы этого магического рисунка и будем составлять орнамент, чередуя элементы. Звучит музыка. Каждому ребенку предлагаются разрезные узоры для оформления бубна: знаки, символы. Какой замечательный бубен у вас получился. А как рада наша нерпочка! Мы смогли ей помочь? (Ответы) | |||
Дети составляют орнамент, приклеивают готовые формы на бубен. | ||||
Осмысление знания | Нам пора возвращаться в детский сад. Усаживаемся в автобус. Куда мы путешествовали? (ответы). Что нового вы узнали? (ответы - первые жители, шаман, обряды). Молодцы, ребята! Вы все запомнили, были очень внимательными. Понравилось вам наше путешествие? А как вы думаете, нерпа рада, что вы ей помогли? Ребята, вы догадались, откуда и от кого нам пришла посылка? | Формулируют выводы. |
Литература:
- Байкал – Жемчужина Сибири: учебное пособие. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.
- Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие /Руководитель Мишарина Л.А. - Иркутск: ВСГАО, 2011. 6,5 п.л.
- Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
- http://www.maam.ru/
- http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"
Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"
Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...
Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»
: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»
В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Географическое положение Сибири. Народы Сибири».
Знакомство детей с культурой и бытом народов родного края....
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...