Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности.
статья по окружающему миру на тему

В данной статье говорится об организации и проведении экспериментов с дошкольниками. Приведено более точное содержание уголков экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность,
деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

  1. Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
  2. Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
  3. Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
  4. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
  5. Средства: язык, речь, поисковые действия
  6. Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
  7. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
  8. Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования

  1. Проблемная ситуация.
  2. Целеполагание.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Проверка предположения.
  5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Как я это делаю?
  2. Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  3. Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия - экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Уточнение плана исследования.
  4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

    Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей п...

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мы...

Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей д.в. средствами экспериментальной деятельности....