Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сергеенко Жанна Федоровна

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности.»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребёнком-дошкольником
  • Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Литература для подготовки консультации:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004г.
  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./Управление ДОУ, №4,2004,стр. 84-92
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребёнок в детском саду. №3,4,5, 2003г., №1, 2002г.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М.,2005г.
  5. Соловьёва Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. №1,2005г.

Вводная часть.

Консультацию мы начнём с вопроса: какую роль играет экспериментирование  в развитии ребёнка-дошкольника? (ответы воспитателей)

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребёнок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребёнка.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребёнка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет создать ему модель явления и обобщить  полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи:

  1. развитие мыслительных процессов;
  2. развитие мыслительных операций;
  3. освоение методов познания;
  4. развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать»

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной, деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических преобразований.

Последовательность детского экспериментирования.

Педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза.

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Правильный ответ:

  1. Проблемная ситуация
  2. Целеполагание
  3. Выдвижение гипотез
  4. Проверка предположения
  5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  6. Если положение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось)

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия-экспериментирования

- Постановка последовательной задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

- Уточнение плана исследования.

- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представление, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умение комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

  1. место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
  2. место для приборов
  3. место для хранения материалов (природного, «бросового»)
  4. место для проведения опытов
  5. место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент

оборудования

Компонент стимулирующий

  • Книги познавательного характера для младшего возраста;
  • тематические альбомы;
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки: зимы (весны, осени)», «Ткани».
  • Песок, глина;
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

  • Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями (внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
  • «бросовый материал»: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
  • персонажи, наделённые определёнными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент

оборудования

Компонент стимулирующий

  • Книги познавательного характера для среднего возраста;
  • тематические альбомы;
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки: зимы (весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
  • мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла и др.)
  • Песок, глина;
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • семена бобов, фасоли, гороха;
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

Простейшие приборы и приспособления:

  • Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями (внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
  • «бросовый материал»: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
  • На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста;
  • персонажи, наделённые определёнными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация;
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера, атласы;
  • тематические альбомы;
  • коллекции;
  • мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня».
  • Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;
  • природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
  • разные виды бкмаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
  • красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки с закруглёнными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, свечи и др.;
  • сито, воронки
  • половинки мыльниц, формы для льда;
  • приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы;
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, тряпки, резиновые перчатки.
  • Мини-стенд «О чём хочу узнать завтра»;
  • личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
  • карточки-подсказки (разрешающие-запрещающие) «Что можно, что нельзя»;
  • персонажи, наделённые определёнными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

ПАМЯТКА

«Планирование работы с детьми по экспериментированию»

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

  1. сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
  2. сравнивать схожие по внешнему виду предметы : шуба – пальто, чай – кофе, туфли – босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);
  3. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
  4. активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода: игры с ветром, снегом, снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
  3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковиц, проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов).

Дети по природе своей – исследователи. «Почему пожелтели листья? Куда течёт ручей? Зачем черепахе панцирь?» - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребёнка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач воспитателя.

Ознакомление детей с неживой природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребёнка. Современные дети – более раскрепощённые, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребёнка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью – малышу определить трудно. Тут-то и нужна помощь взрослого.

Учитывая всё вышеизложенное, я поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме;
  • обобщить  и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников;
  • систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей, воспитателей, детские работы и т.д.);
  • провести диагностику на основе перечня знаний и умений, которые должны уметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью;
  • разработать план мероприятий по детскому экспериментированию в семье.

Мною был составлен план, предварительно была изучена литература и опыт других образовательных учреждений по данному вопросу, составлена теоретическая концепция.

Опыт, накопленный при проведении занятий по окружающему миру, позволил выделить те из них, которые содержат эксперименты и упражнения для развития отдельных исследовательских навыков, и систематизировать их в комплексно-тематический план «Опытно-исследовательская деятельность дошкольников с неживой природой». Кроме того, в план введены игры, упражнения, эксперименты, повторы-закрепления с изменением того либо иного параметра как во время учебной деятельности, так и в свободное время. Для привлечения родителей к совместной с детьми работе были введены общие домашние задания.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определённых свойств предметов и явлений. В группе был создан уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятиях экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования), а также другие исследовательские наборы. В природном уголке проводятся досрочные наблюдения-эксперименты.

Я взаимодействовала с родителями. Мною были предложены примерные планы совместной деятельности родителей с детьми дома,  которые связаны с материалом, изучаемом в детском саду. Таким образом достигается необходимый уровень взаимодействия ДОУ и семьи. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.

Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объёме, ребёнок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определённые действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Всё это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря тренинговым играм, опытно-экспериментальной работе, проводимой на тематических занятиях, и играм в свободное время.

Выбору диагностических методик предшествовало чёткое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделение его структурных компонентов и тех характеристик, которые определяются как «ряд навыков деятельности».

Так в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

При оценке сформированности этих умений у детей интересны не количественные, а качественные показатели. При это важно отследить их устойчивое позитивное развитие. Какие же показатели являются важными и какими должны быть оценочные параметры?

Во-первых, известно, что любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности.

Во-вторых, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребёнка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребёнок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае выделим такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс её реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т.е. качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.

Наиболее подходящей данным требованиям оказалась диагностика, разработанная Л.И. Прохоровой и Л.Н. Меньщиковой. На её основе была составлена диагностическая таблица и определены показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребёнка.

Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Дети научились:

  • использовать познавательно-исследовательскую деятельность, сочетать её с другими видами деятельности;
  • научились устанавливать причинно-следственные связи;
  • могут перейти от предметно-практического действия к образно-символическому (схемы);
  • развивается познавательная инициатива, стимулируется поиск сходства и различия явлений, в речи появился словесный анализ-рассуждения;
  • расширился кругозор;
  • появился интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задаются вопросы (зачем? почему? как?)
  • появилось стремление объяснять связь фактов, используя рассуждения («потому что…»);
  • дети пытаются систематизировать материал (создание коллекций);
  • проявляют интерес к познавательной литературе;
  • учатся записывать символическим языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

    Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей п...

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мы...

Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности.

В данной статье говорится об организации и проведении экспериментов с дошкольниками. Приведено более точное содержание уголков экспериментальной деятельности....

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей д.в. средствами экспериментальной деятельности....