"День Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нина Николаевна Карпова

Экологический праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_prazdnik_den_zemli.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический праздник «День Земли»

Цель: Углубление экологических знаний у детей, сформировать экологически-грамотное отношение детей к природе.

Задачи:

  • Формировать устойчивый интерес к природе;
  • Закрепить знания детей о природе;
  • Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, быть выдержанным);
  • Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
  • Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Ход и содержание развлечения:

Ведущая: Здравствуйте, дорогие дети! Здравствуйте, взрослые! Скажите, ребята, а вы любите природу? (Ответы детей).

Как прекрасна природа в нашем краю.
Очень сильно я её люблю!
Родную природу надо беречь!
На её защиту надо всех привлечь.
И большим, и маленьким надо знать всегда,
Что губить природу никогда нельзя!

Ведущая: У тех людей, кто любит природу, охраняет её и ценит все её дары, горячее и доброе сердце. Как вы думаете, а у природы есть сердце? (Ответы детей).

Ведущая: Конечно, есть! Журчит ручеёк – это голос сердца природы.

Цветут цветы – это сердце природы надевает красивый наряд.

Порхают бабочки и мотыльки – это значит, что сердцу природы легко и хорошо.

Фонограмма. Удары сердца.

Ведущая: Но иногда оно стучит беспокойно и просит о помощи. Слышите, как оно жалобно стучит?

Фонограмма. Учащённые удары сердца.

Ведущая: Ребята, как же нам спасти Сердце природы? (Ответы детей).

Ведущая:  Я думаю надо стать ее друзьями, чтобы беречь ее и охранять.

Ведущий: Сегодня на нашем празднике мы будем говорить, петь, рисовать, а также постараемся понять этот красивый, безграничный и живой мир природы. А  самое главное, вместе подумаем о том, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем. Для этого нам необходимо пройти испытания, чтобы стать настоящими друзьями природы.  И  спустя много лет и веков наши потомки  смогут сказать:  «Как прекрасен этот мир, посмотри!».
Звучит песня «Как прекрасен этот мир», дети исполняют танцевальную композицию.
Ведущая: Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!    
(Е. Смирнова)

1. Испытание -  "Жители леса, водоёма"

Ведущая: Вам, ребята, за несколько минут нужно будет собрать все картинки животных и растений Леса и Водоёма.

Дети приносят по очереди картинки ведущему, а ведущий раскладывает правильные картинки в конверт. (Картинки с изображениями животных и растений находятся у зрителей; дети по одному обегают зал, собирая только нужные картинки;)

Стоп! Молодцы! Вы работали очень дружно! Дорогие ребята, отдайте  конверты родителям, которые проверят ваши знания.

А пока родители  работают, мы поиграем в игру «Кто, где живёт».

Проводится игра с мячом (блиц вопросы)

Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т.д.)

Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т.д)

Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

Когда на улице светло? (днем)

Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т.д )

Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания, для роста растений)

Что делают пчелы? (собирают нектар, опыляют растения)

Спасибо всем!         

2. Испытание   «Наш Дом- природа».

Ведущая: И хищники, и другие животные - все-все одинаково нужны природе. Не станет на Земле хотя бы одного вида животных или растений, и гораздо беднее будет наша природа. А она ведь - наш Дом. И сейчас я предлагаю вам из отдельных фрагментов создать картину...  

Каждой команде  вручается лист ватмана и предметные картинки к коллажу. Вам нужно прикрепить предметы коллажа. Чем дружнее вы будете работать, тем лучше получится рисунок. Желаю вам удачи! (музыкальное сопровождение).

Молодцы! Ваша картина вышла просто замечательной! Чувствуется, что вы, ребята, любите свою родную природу.

1. Ребенок читает:    

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле — каждый колосок,

Звери, птицы и жуки,

Муравьи и мотыльки...

Все, что рядышком со мною, —

Это все мое, родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нем!

2. Ребенок читает:

Все-все-все на свете - на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд —

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны —

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется...

Все-все-все — на свете нужны

И это все дети запомнить должны.

Б. Заходер

Игра "У кого сколько ног"

Перед началом игры педагог просит вспомнить, сколько ног у животных той или иной систематической группы. Например, у насекомых - 6 ног, у зверей -4 , у пауков -8, у птиц- 2 и т.д. У человека тоже 2 ноги, а вот у многоножки – действительно много ножек. В процессе игры, услышав название животного, участники игры должны разбиться на группы так, чтобы количество их ног соответствовало количеству ног названного ведущим животного. Если ведущий говорит «волк», дети разбиваются на команды по 2 человека (получается  4 ноги), если произносит слово «паук»- по 4 человека ( 8 ног).

При слове «стрекоза» все делятся на группы по 3 человека (6 ног) и т.п.

Кто не успеет примкнуть к группам, становится лишним и выбывает из игры.

Сейчас поиграем в игру «Назови одним словом».

  1. Волк, лиса, медведь, олень – это… (звери).
  2. Клубника, черника, малина, смородина – это… (ягоды).
  3. Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья).
  4. Воробей, соловей, сорока, дятел – это… (птицы).
  5. Подберёзовик, подосиновик, опята, мухомор – это… (грибы).
  6. Щука, лещ, карась, сом – это…(Рыбы)

3. Испытание «Прилетели птицы»

Ведущая: Убедите перелетных птиц в том, что они уже могут (или еще не могут) возвращаться в ваши края, перечислив признаки весны.

Дети перечисляют признаки весны.

Ведущая: Родители подготовили вам необычные вопросы «Птицы в сказках».

1.Какие птицы служили  Бабе Яге? ( лебеди)

2.Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? ( курочка)

3.Какая птица в русских народных сказках горячей огня? (  жар-птица )

4.Какая птичка помогла Дюймовочке спастись от крота?(ласточка)

5.С какими птицами путешествовал на Север мальчик Нильс, превращенный в крошечного человечка?( гуси)

6.С какой птицей дружил Винни –Пух?(сова)

7.В какую птицу превратился Гадкий утенок?( лебедь)

Игра «Займи домик»

На полу разложены обручи. Дети выступают в роли птиц. Пока звучит музыка, птицы летают. Когда музыка прекращается птицы летят в домики-обручи! Можно внести в игру, драматический момент введением роли совы, коршуна. В этом случае с прекращением музыки коршун ловит зазевавшихся птиц.

4. Испытание «Поющая природа»

Музыкальный руководитель  включает аудиозапись сначала с осенними звуками природы,  а потом – с зимними и весенними. Дети соотносят звуки природы с временами  года и определяют, какие  именно звуки воспроизведены ( например, шум  дождя, пение соловья и т.п.)

Игра  «Ручеёк»
Побежали капельки в синеньких сапожках (лёгкий бег),
Превратились капельки в ручейки-дорожки,
Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал (бег),
Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал (дети приседают:
«засыпают»),
Вот снова он помчался вскачь и громко зажурчал (подскоки с перестроением в круг),

Увидел речку — прыг туда (прыжки),
И сразу замолчал (дети садятся на ковёр, «засыпают»).

5. Испытание  «Эко цепочка»

Ведущая раскладывает перед каждой  командой  набор карточек, среди которых есть изображение солнца, капельки воды, ветра, земли,  птиц и т.п. Задание : выбрать карточки, на которых  изображено то, что нужно растениям весной для роста, и объяснить свой выбор.

Ведущая: Возьмемся за руки, друзья,

                   И по тропе лесной

                   Отправимся туда, где лес

                   Манит своей листвой!

Дети "змейкой" идут по залу под музыку за ведущим.

Ведущая: Принимай-ка, лес, гостей,

        Доброй песней нас согрей!

Дети исполняют песню "Лесная песенка" муз. Н. Лукониной,

сл. Л. Чадовой.

Ведущая: Что такое дерево? Как оно живет?

                   Кто все части дерева верно назовет?

1 ребенок читает: 

Есть у дерева крепкие корни,

Глубоко схоронились в земле,

Чтобы дерево крепко стояло,

Чтоб от ветра оно не упало,

Чтобы ветви питаться могли.

2 ребенок читает:

Есть ствол, а на стволе кора,

Если жара - укроет кора,

Ну а если сильный мороз -

Ствол защитит, чтоб он не замерз!

3 ребенок читает:

Словно руки, там и тут

Сучья от ствола растут!

4 ребенок читает: 

Тонких веток, тонких веток,

Может, сразу миллион!

Листья звонкие на ветках

Шелестят со всех сторон!

    5 ребенок читает:

Полезные вещества в воде растворяются,

Ими-то дерево и питается!

Корешками их берет,

Листьям пищу отдает!

Ведущая: А теперь я приглашаю поиграть в игру ребят.

Проводится дидактическая игра "Оденем дерево"

На полу раскладываются стволы разных деревьев (вырезанные из картона) с одним прикрепленным листочком. Остальные листочки (из бумаги) разбросаны по полу. На счет: "Раз, два, три, начни!" дети подбирают соответствующую "одежку" дереву (листья).

Ведущая: А вот и главные лесные жители.

Загадки послушать о них не хотите ли?

Загадки.

Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж) 
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?

(медведь) 

Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(лиса)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.
(олень)

Ведущая: Молодцы, вы всё правильно ответили.

  1. Испытание «Береги первоцветы»

Ведущая: Злой человек побывал в лесу, сорвал первые весенние цветы и раскидал их на поляне. Поможем вернуть их лесу. (На магнитной доске дети по стеблю, листьям и соцветиям составляют целое)
Какие цветы получились, узнали? Да, правильно – это мать-и-мачеха, подснежник, фиалка, одуванчик. Молодцы!

Ведущая: Берегите, дети, цветы!
                 Без них безрадостно в лесу!

        Пусть в лесу растут первоцветы. А дома красуются их портреты.

Ведущая: Нас окружает удивительная природа. Ребята! А как надо вести

                  себя в лесу?

        Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для  

       этого поиграем с вами в игру

Игра «Если я приду в лесок». Я буду называть вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!         

          Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку заберу с собой? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

          Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Ведущая: Молодцы, ребята! За время прохождения испытаний я увидела дружных, веселых ребят, знающих и любящих природу. А наши уважаемые родители  хотят подарить вам книгу «Законы и правила леса».  Когда вы с ней ознакомитесь, то будите еще лучше любить и охранять природу!
Книга оформлена ярко, красочно, с иллюстрациями.
( Рубрики  книги « Что можно делать в лесу», « Что нельзя делать в лесу»,
«Мы - помощники  леса» )

Ведущая: Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери, и птицы.

И доверяли повсюду нам, как самым верным друзьям!

Приглашаю всех друзей природы на весёлый танец «Друзья»!

Танец парами «Друзья» (группа «Барбарики»).

Ведущая: Ребята, я надеюсь, вы поняли, что природу надо любить и беречь. Тогда Сердце природы не будет болеть, а будет биться ровно и спокойно.

Праздник наш закончим песней,

С ней на свете интересней!

Дети исполняют песню "Разноцветная планета" 

муз. Н. Лукониной,  сл. Л. Чадовой


Список литературы

1.Дошкольное образование издательский дом «Первое сентября» декабрь 2008 №24

2. Дошкольное образование издательский дом «Первое сентября» февраль 2009 №4

3. Дошкольное образование издательский дом «Первое сентября» декабрь 2008№8

4.Утренники в детском саду «Сценарии о природе» Н. Луконина, Л.Чадова  Москва Айрис пресс 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

Сценарий праздника «День Земли» ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

День Земли отмечают на всей планете 22 апреля, ведь планета наш общий дом. И не будем забывать, что только вместе мы сможем её уберечь. А чтобы узнать, как же живёт наша планета, мы отправимся в необы...

День Земли. Коллаж «Матушка Земля». Мастер-класс .

22 апреля во всём мире отмечают праздник – международный день Матери- Земли. Целью проведения Дня Земли является превращение экологической проблематики в неотъемлемый элемент общего образо...

«Украсим землю» к празднику «День земли»

laquo;Украсим землю» к празднику «День земли»...

Конспект занятия В средней группе Международный день Земли, праздник чистой Воды, Земли и Воздуха

Конспект  занятия в средней группе.    Познание (познавательно-исследовательская деятельность)   ...

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы «Земля – наш общий дом»

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы«Земля – наш общий дом»Цель: формировать бережное отношение к нашей планете.Задачи: развивать представление о жизни на Земл...

НОД День Земли. Недра земли.

Цель:Формировать  познавательную активность; первоначальные понятия о полезных ископаемых; закреплять знания о неживой природе.Задачи:Формировать знания об образовании полезных ископаемых.Расшири...