Конспект ООД по познавательному развитию "Чудесное превращение каравая"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мустафина Динара Мударисовна

Конспект ООД по Формированию целостной картины мира для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по Формированию целостной картины мира

(Познавательное развитие)

Тема: "Чудесное путешествие каравая»"

Мустафина Динара Мударисовна,  воспитатель  МБДОУ №24

Возрастная группа: старшая

Цель:

Формирование знаний у детей о значении хлеба в жизни человека


Программное содержание: 

Уточнить знания детей о том, как появляется у нас хлеб, какой путь проходит зерно ,перед тем как превратиться в душистый хлеб.

Развивать память, внимание, мышление

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. 

Предварительная работа с детьми: 

Беседа «Из чего делают хлеб»
Экскурсия в ближайший магазин,

 Наблюдение  за выгрузкой хлеба в детском саду

Рассматривание альбома «Хлеб – всему голова»

Заучивание пословиц и поговорок, чтение литературных произведений по теме

Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста

Предварительная работа педагога:

Написание конспекта

Подготовка атрибутов и демонстрационного материала к ОД


Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод, элеватор. 


Оборудование и материалы: картинки, тарелка с мукой,

Методы и приемы:  художественное слово загадки, вопросы воспитателя

Структура ООД:

Вводная часть- 2 мин

Основная часть- 23 мин

Заключительная часть- 5 мин



Ход: 


- Ребята, сегодня у нас с вами очень увлекательное занятие. А о чем мы будем с вами говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку 

"Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый". (Хлеб)


- Правильно мы поговорим о хлебе

-Вы все знаете, что хлеб бывает разный. Но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Хлеб это очень важный продукт. Он нужен каждый день .Его очень сложно вырастить и потом испечь. Поэтому хлеб нужно ценить. А тех кто его вырастил и донес вам на стол, нужно уважать. Труд очень тяжелый, но очень нужный. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:  Его покупают в магазине.

-А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала скажите из чего пекут хлеб?

Дети: Пекут из муки.

-А что такое мука, из чего её получают?

Дети: Из зёрен.

-Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:  Да хотим

-Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети:  Тракторист.

-Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с  вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

-Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнёр.

-Что же делает комбайн?

Дети: Собирает колосья.

-Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу.

-Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню.

-Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)

-И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:   Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

-А как все эти продукты называются одним словом?

Дети:   Хлебобулочные изделия.

-Отгадайте загадку: 

Из меня пекут ватрушки, 
И оладьи, и блины. 
Если делаете тесто, 
Положить меня должны.(Мука). 

Вот у меня мука в тарелке. Давайте попробуем её руками и скажем, какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая). 

-Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе? (Дети называют знакомые им пословицы)
Послушайте, какие еще у русского народа пословицы о хлебе: 

«Хочешь есть калачи - не сиди на печи» 
«Береги хлеб для еды, а деньги для беды.» 
«Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.» 
«Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.» 
«У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру.» 
«И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.» 
«У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.» 
«Всяк на себя хлеб добывает.» 
«Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.» 
«Хлеб – батюшка, вода – матушка.» 
«Хлеб хлебу брат.» 
«Худ обед, когда хлеба нет.» 
-«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.» 
-«Хлеб да вода – мужицкая еда.» 
-«Хлебушко – калач дедушка.» 
-«Хлеба нет – корочка в честь.» 
-«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.» 
-«Человек хлебом живет, а не промыслом.» 
-«Покуда есть хлеб да вода, все не беда.» 
-«Без хлеба, без соли худая беседа.» 

-Посмотрите, у нас на тарелочке лежит разный хлеб, сделанный изо ржи, пшеницы, овса. Давайте попробуем его на вкус. (Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице). 
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Дети: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный). 

-Вот и подошло к концу наше занятие, в котором мы говорили о хлебе. Думаю дети будут бережно относится к хлебу и всем всем расскажут, как его растят и готовят.

А теперь давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня, я буду задавать вопросы , а вы отвечайте:


Хлеб, сделанный из пшеницы , называется как? 
Хлеб из ржаной муки? Из овсяной муки? (ответы детей). 
Хлеб пекут на хлебопекарнях или хлебозаводах. 
А теперь еще раз давайте вспомним, как растят и пекут хлеб: 
Весной сначала вспахивают поле кто? (хлеборобы). 
Засевают чем?(пшеницей ,рожью.) 
Из зерна вырастает что?(колосья ,в которых много новых зерен). 
Когда собирают урожай?(осенью) 
Кто выходит в поле собирать?(комбайнеры) 
Кто вывозит зерно с полей?( машины, шофера). 
Куда везут на хранение зерно?(элеватор) 
Кто подскажет, где делают муку?(на мельнице). 
Где пекут хлеб? (хлебопекарня). 
Потом хлеб появляется где? (магазины, больницы, детские сады.)
 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Чудесные превращения шерстяной ниточки"

   Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения шерстяной ниточки»Цель: развивать познавательные интерес...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды»  ...

Конспект НОД Образовательная область "Познавательное развитие" "Превращение воды"

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста Знакомит детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; продолжать учить проводить пр...

Конспект занятия по познавательному развитию «Испечём каравай».

Цель: формировать представления у детей о том, что хлеб (пшеницу, рожь) выращивают в поле, познакомить с процессом выращивания хлеба.Задачи:Развивающие: - развивать связную речь детей;- обогащать слов...

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности "Превращения фасоли"

Занятие для детей  средней группы.  Сочетает познавательно- исследовательскую (посадка фасоли) и продуктивную деятельность.  (лепка)....

Конспект занятия по познавательному развитию "Путь от зернышка в земле до каравая на столе"

Цель занятия- формировавние целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста...