Конспект занятия по познавательному развитию "Чудесные превращения шерстяной ниточки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения шерстяной ниточки»
Цель: развивать познавательные интересы детей через знакомство с бытом и традициями русского народа.
Задачи:1. Формировать знания детей о животных, которые дают натуральный продукт – шерсть. Познакомить детей со свойствами овечьей шерсти.
2. Расширять знания детей о том, какие изделия можно связать из шерстяных ниток. Продолжать развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
3. Продолжать развивать связную речь детей (описание, рассуждение, сравнение), обогащать словарь.
4. Вызвать интерес к рукоделию, продолжая воспитывать интерес к русской народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sherst.nit_.docx | 1023.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
«Чудесные превращения шерстяной ниточки»
познавательное развитие
(Старший дошкольный возраст)
Цель: развивать познавательные интересы детей через знакомство с бытом и традициями русского народа.
Задачи:
- Формировать знания детей о животных, которые дают натуральный продукт – шерсть. Познакомить детей со свойствами овечьей шерсти.
- Расширять знания детей о том, какие изделия можно связать из шерстяных ниток. Продолжать развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Продолжать развивать связную речь детей (описание, рассуждение, сравнение), обогащать словарь.
- Вызвать интерес к рукоделию, продолжая воспитывать интерес к русской народной культуре.
Предварительная работа: оформление выставки «Шерстяные чудеса», просмотр презентации «Что такое шерсть?», чтение художественной литературы.
Материал: изделия из шерсти (одежда, игрушки, валенки), крючок, спицы, клубки, разные нитки, лупа, ножницы, энциклопедия по вязанию.
Ход ООД
1.Беседа. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Сбились тесно, дружно в кучки, На лугу живые тучки. Ждут хозяева придут, Их кудряшки остригут. Шерсть сбивается в колечки, Блеют на лугу …(Овечки)
В: Ребята для чего люди разводили овец?
Д: Мясо, шерсть, шкуры.
В: Раньше, почти каждая семья держала несколько овец. Самые теплые овечьи полушубки, валенки из овечьей шерсти, носки, варежки. Люди сами изготавливали себе одежду, обувь, дарили родным.
В: Ребята, подойдем к нашей выставке, как она называется?
Д: «Шерстяные чудеса»
В: Что мы видим на этой выставке?
Д: Одежду, игрушки…..
В: А из каких нитей связаны эти вещи?
Д: Из шерстяных ниток.
В: Вся эта одежда изготовлена своими руками. Чтобы связать одежду, люди сначала сами самостоятельно получали нити (пряжу). А затем из них вязали одежду.
2. Д/И «Что сначала, что потом» (Дети последовательно раскладывают картинки – стрижка овец – стирка шерсти – расчесывание – прядение нитей - окрашивание – вязание – вязаные вещи)
3. Эвристическая беседа
В: Вязание возникло еще в Древней Руси. Сначала люди плели, завязывали узелки. И только потом из этого примитивного плетения люди научились вязать простые вещи. Любопытно, но первыми этим стали заниматься мужчины. Они плели рыбацкие сети, ловушки для птиц, теплые накидки. Самые первые вязаные изделия – это носки и варежки. Предметы первой необходимости. И лишь затем появились другие вязаные предметы одежды. Какие? (ответы детей)
В: А как люди вязали, что для этого использовали? (Ответы детей)
В: Да, люди вяжут спицами и крючком. Самые первые спицы были деревянные палочки с заостренными концами. Для вязания использовали гусиное перо, палочку с заостренным, загнутым концом - крючок, которым захватывали петельку, одну за другую и получалось полотно. Сейчас огромное разнообразие спиц и крючков. Они изготовлены из самых различных материалов (пластмассы, металла, дерева, бамбука, слоновой кости).
В: На протяжении многих лет вязаные вещи не выходят из моды. Меняется качество, цвет, модели, но остается неизменно предназначение. Для чего нам нужны эти вещи? (Ответы детей)
В: Правильно, вещи из шерсти очень теплые. Они прекрасно защищают от холода. Самое известное свойство шерсти – способность сберегать тепло. Давайте узнаем и о других свойствах шерсти.
Шерсть отталкивает от себя капельки воды, но может впитывать в себя водяной пар. Шерстяные ткани не сильно пачкаются, самоочищаются на воздухе, почти не мнутся и могут самостоятельно разглаживаться. У нее хорошие гигиенические свойства, в одежде из шерсти кожа «дышит». Также она нейтрализует разные запахи, ядовитые вещества. Шерсть лечит человека, успокаивает острую боль, лечит от многих заболеваний.
В: Шерсть имеет свойство – сваливаться. Люди используют эту возможность, делая валенки, фетровые шляпы.
4. Опытно-экспериментальная деятельность.
№1. Рассматривание разных нитей.
Вывод: нити бывают разной толщины, качества - шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические.
№2. Рассматривание шерстяной нити через лупу. Зачем в нити столько ниток? Кончиками пальцев раскрыть конец нитки, и увидите, что самая тонкая нить, состоит из нескольких тонких. Если слегка потянуть за отдельные нити, то они порвутся. Вывод: скрученные нити порвать тяжелее, потому что их много, и потому что обеспечивается дополнительное трение друг с другом. Состоит из множества ниток.
№3. Разные нити опускают в воду. Вывод: нити легкие, не тонут.
№4. Положить на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги даже в вертикальном положении листа нитка сохранит исходное положение. Она не упадет и не сместится. Вывод: состоит из волокон.
№5. На нитки разной толщины подвесить груз с одинаковым весом Толстые нитки порвутся быстрее (эксперимент с шелковой и шерстяной ниткой). Вывод: Шелковые нитки прочнее, чем шерстяные, так как их плотность больше.
№6. Нить пружинка. Пальцем левой руки держать один конец нити. Другой конец закрепить на палец правой руки. Когда нить закрутится, отпустите пальцы левой руки. Нить приобретет необычный зигзаг. Можно сделать любую фигуру. Вывод: нить эластична, легко придает форму.
5. Рефлексия: Что интересного вы узнали сегодня о нитках? Что можно сделать из шерстяных ниток (пряжи)? Какая нить самая теплая? Ответы детей.
Вывод: шерстяная ниточка нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности – нитка учит, забавляет, рукодельничает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Вода и ее превращения» (для детей старшего возраста)
Данный материал может быть использован на занятиях по формированию целостной картины мира. Расширить кругозор детей. Расширить и уточнить представления детей о природе. Закрепить умение наблюдать, экс...
Конспект занятия по логоритмике "Удивительные превращения"
Занятие по логоритмике для детей старшей группы....
Конспект занятия в подготовительной группе «Превращение осеннего листочка»
Художественная деятельность в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе «Превращение осеннего листочка». Аппликация из осенних листьев....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Волшебные превращения воды»
Экспериментальная деятельность с водой....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды» ...
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности "Превращения фасоли"
Занятие для детей средней группы. Сочетает познавательно- исследовательскую (посадка фасоли) и продуктивную деятельность. (лепка)....
Занятие по познавательному развитию «Эти волшебные ниточки»
Цель: Закрепить знания детей о том, как получается ткань, из каких материалов и как нити держатся в ткани. Развивать познавательный интерес и мелкую моторику рук.Материал.Для показа: 3 клубка из шерст...