Учебно-методическое пособие "Формирование экологической культуры у детей"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Познавательно - исследовательский проект

 «Огород - круглый год"

 

Аннотация: Проект направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода в группе и на участке детского сада.

 

Паспорт проекта

 

Тип проекта:

·      по методу – познавательно – исследовательский

·      по содержанию – ребенок и природа;

·      по характеру контактов – открытый, в группах и на участке ДОУ;

·      по количеству участников – групповой, дети, воспитатели, родители;

·      по продолжительности – долгосрочный (февраль-сентябрь)

 

Интеграция образовательных областей:

·      познавательное развитие - опытническая, исследовательская деятельность, труд в природе, наблюдения, дидактические игры, беседы

·      речевое развитие–чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно-ролевые игры

·      физическое развитие – спортивные, подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика

·      художественно-эстетическое развитие – рисование, аппликация, лепка, театрализация, пение, хороводные игры

·      социально-коммуникативное развитие – трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ

 

Актуальность темы проекта:

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходим для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и ее сезонными изменениями. Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных представлений у дошкольников. Огород в детском саду - это еще и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде дает возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствует сохранению и укреплению здоровья детей. Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

 

Проблема:

дети в недостаточной степени имеют представление о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

 

Цель: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, привитие трудовых навыков.

 

 Задачи:

для детей

·      продолжать формировать представление об общих   признаках растений   (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о  потребностях растения во  влаге, тепле, свете.

·      воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.

·      способствовать развитию эстетического восприятия   природы.

·      формировать познавательный интерес  в процессе изучения особенностей роста растений. Расширять знания детей о культурных  растениях.

·      продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.

·      обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

·      продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

·      развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

·      развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

·      воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

·      развивать познавательные и творческие способности.

для родителей

заинтересовать родителей в совместной деятельности на подготовительном этапе

для педагога

выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми

 

Ожидаемый результат:

для воспитанников

·      получение знаний о жизни растений

·      экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

·      с помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.

·      с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

·      формирование бережного отношения к растительному миру.

·      формирование уважительного отношения к труду.

·      развить познавательный интерес, любознательность, коммуникативные навыки

для родителей

·      активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

для педагогов

·      расширение связей специалистов в ДОУ

·      улучшить работу по взаимодействию с родителями, вовлечение родителей в жизнь детского сада

 

Проект отличается творческим подходом и строится на следующих принципах:

 

·      Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

·      Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

·      Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

·      Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия

·      Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

·      Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

 

Этапы работы над проектом:

         1 этапподготовительный, организационно – проектировочный: определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата, подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, подбор оборудования для проведения экспериментальной работы, составление плана работы над проектом, определение времени в режиме группы для реализации проекта, оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

         2 этап – реализация проекта, познавательно-исследовательский: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта-беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, сбор фото материалов.

                 3 этап – заключительный: анализ результативности проекта, обработка и оформление материалов проекта.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект

 «Огород - круглый год"

Аннотация: Проект направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода в группе и на участке детского сада.

Паспорт проекта

Тип проекта:

  • по методу – познавательно – исследовательский
  • по содержанию – ребенок и природа;
  • по характеру контактов – открытый, в группах и на участке ДОУ;
  • по количеству участников – групповой, дети, воспитатели, родители;
  • по продолжительности – долгосрочный (февраль-сентябрь)

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие - опытническая, исследовательская деятельность, труд в природе, наблюдения, дидактические игры, беседы
  • речевое развитие–чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно-ролевые игры
  • физическое развитие – спортивные, подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика
  • художественно-эстетическое развитие – рисование, аппликация, лепка, театрализация, пение, хороводные игры
  • социально-коммуникативное развитие – трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ

Актуальность темы проекта:

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходим для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и ее сезонными изменениями. Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных представлений у дошкольников. Огород в детском саду - это еще и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде дает возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствует сохранению и укреплению здоровья детей. Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Проблема:

дети в недостаточной степени имеют представление о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, привитие трудовых навыков.

 Задачи:

для детей

  • продолжать формировать представление об общих   признаках растений   (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о  потребностях растения во  влаге, тепле, свете.
  • воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.
  • способствовать развитию эстетического восприятия   природы.
  • формировать познавательный интерес  в процессе изучения особенностей роста растений. Расширять знания детей о культурных  растениях.
  • продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.
  • обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
  • развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • развивать познавательные и творческие способности.

для родителей

заинтересовать родителей в совместной деятельности на подготовительном этапе

для педагога

выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми

Ожидаемый результат:

для воспитанников

  • получение знаний о жизни растений
  • экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
  • с помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.
  • с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • формирование бережного отношения к растительному миру.
  • формирование уважительного отношения к труду.
  • развить познавательный интерес, любознательность, коммуникативные навыки

для родителей

  • активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

для педагогов

  • расширение связей специалистов в ДОУ
  • улучшить работу по взаимодействию с родителями, вовлечение родителей в жизнь детского сада

Проект отличается творческим подходом и строится на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия
  • Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Этапы работы над проектом:

         1 этап – подготовительный, организационно – проектировочный: определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата, подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, подбор оборудования для проведения экспериментальной работы, составление плана работы над проектом, определение времени в режиме группы для реализации проекта, оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

         2 этап – реализация проекта, познавательно-исследовательский: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта-беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, сбор фото материалов.

                 3 этап – заключительный: анализ результативности проекта, обработка и оформление материалов проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Учебно-методическое пособие по физической культуре, для детей старшего дошкольного возраста. "Угадай, что за мяч и назови вид спорта!"

Обучающая игра позволит иннструкторам по физической культуре, а так же воспитателям в наглядном виде показать и рассказать про игровые виды спорта, какие бывают разновидности мячей, как называется тот...

Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Знай, люби и открывай природу".

Србственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста ДОУ....

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Заколдованная поляна"

Цель. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание приходить ей на помощь.Форма: развлечение.Оформление зала. Зал украшен ввиде сказочного леса. Посреди зала лежит зеленый ковер. На пере...

Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Зимние забавы»

Цель. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание приходить ей на помощь.Форма: развлечение.Оформление зала. Зал украшен ввиде сказочного леса. Посреди зала лежит зеленый ковер. На пере...