Экскурсия по музею
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sycheva_konspekt.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф. Грушина   города Новокуйбышевска  городского округа Новокуйбышевска Самарской области  структурное подразделение «Детский сад «Василек»

«Экскурсия по музею»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе                                                  по образовательной области                          «Познавательное развитие»

в рамках территориальной методической недели по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Сычева Галина Васильевна,                                                                              воспитатель первой квалификационной категории                                                                                      СП «Детский сад «Василек» ГБОУ ООШ №20

 

г.о. Новокуйбышевск                                                                                                  2017

«Экскурсия по музею»

Возрастная категория: старший дошкольный возраст 5-6 лет

Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие", «Физическое развитие".

Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея 

Задачи:

1) Создать условия для восприятия детьми мира музея ("Социально-коммуникативное развитие")

2)   Познакомить с профессиями «Экскурсовод», «Реставратор» ("Познавательное развитие")

3) Способствовать формированию у детей художественного  восприятия экспонатов музея ("Художественно-эстетическое развитие")

4)  Содействовать проявлению самостоятельности у детей в общении со сверстниками и взрослыми  («Социально-коммуникативное развитие»)  

5)   Способствовать обогащению словаря у детей и активизации речевых навыков («Речевое развитие»)

5) Создать условия для снятия статического напряжения у детей с помощью физических упражнений ("Физическое развитие")

Методы и приемы:

– словесные: беседа о музее, отгадывание загадок, ответы на вопросы;

– наглядные: электронно-образовательный ресурс «Мой город», «Народная игрушка», «Экспонаты», «Профессия музейный работник».

– практические: «экскурсия по музею»,  д/и «Угадай из какой сказки предмет», д/и "Каждому экспонату свое место»",  д/и "Найди отличия",  работа «по реставрации экспоната».

Материалы и оборудование:  создание мини-музея в группе  «русская изба» (экспонаты предметов быта: вышитые вещи, рушник, прялка,  самовар, утюг, чугун, валик, крынка, ухват (рогач), коромысло, деревянные ложки, плошка), одежды, обуви: сарафан, рубаха, фартук, лапти,), народные игрушки: семеновская матрешка, дымковская игрушка (барышня), филимоновская игрушка-свистулька, каргопольская сюжетная игрушка, богородская игрушка-забава.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Рассказывание сказки с помощью театра на фланелеграфе.

Игровая

Игровая ситуация ("Ковер-самолет"), игры с правилами

Коммуникативная

Вопросы, отгадывание загадок

Двигательная

Физкультминутка

Ты в музее не шали,       Громко ты не говори!

Слушай всё внимательно,   Запомни обязательно!

Руками трогать нам нельзя Экспонат музейный.

Он бесценен для людей,       разных поколений!

Из музея нам нельзя                 выносить предметы

Ни картину, ни букет                   Ни ценные портреты                  

Посетители придут                                   Ничего здесь не найдут!

Вправо-влево качают указательным пальчиком                                              

Прикладывают палец к губам                                      Ладонью, по-очереди, прикрывают ухо                            и поворачиваются вправо-влево,                                                

По-очереди правой рукой дотрагиваются                             до левой  ладони и наоборот                                                                  

Разводят руки вперед и в стороны  

                                                                                     Поворот туловища за рукой вправо.                          Поворот туловища за рукой влево

Поднимают правую руку вверх                                Поднимают левую руку вверх

Шагают и                                                                         разводят руки вперед и в стороны                                            

        

                Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя и ведущего ребенка

Деятельность воспитанников

Ожидаемые  результаты

Воспитатель привела детей на экскурсию в музей /игровой/.               Перед входом /вывеска/она спрашивает у них:

- Куда мы пришли?

- Что такое музей?

- Для чего люди создают музеи?

- Кто работает в музее?

Воспитатель выясняет у детей, как нужно себя вести в музее.

Их встречает 1-ый РЕБЕНОК-ЭКСКУРСОВОД и рассказывает правила в стихах

Дети дают предположительные ответы на вопросы воспитателя

Дети входят в группу, оборудованную под мини-музей.

                                 Дети показывают движения.

Созданы условия для восприятия детьми мира музея

Дети настроены на предстоящую деятельность

1-ый ребенок-экскурсовод предлагает совершить виртуальную экскурсию по городу Новокуйбышевску.

 /фильм «Мой город»/

Спрашивает у детей,  догадались ли они, почему мы начали экскурсию по музею с фильма о городе?

Город наш растет, меняется, становится краше, благодаря жителям, трудящимся на разных предприятиях, чтобы всем жилось хорошо.

- Люди, каких профессий трудятся в нашем городе?

- Как называется профессия, где работники оформляют целые комнаты со старинными предметами и рассказывают интересные истории из прошлого предметов.

1-ый ребенок-экскурсовод                                    - У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги. Люди хранят их как память о чем-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни собирали картины, другие книги, старинные вещи.

Эти коллекции, различные старинные вещи, в своем доме могло увидеть только небольшое количество людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях (в больших домах, куда могли прийти все желающие и посмотреть на предметы прошлого, предметы старины.

Дети дают предположительные ответы:

- музей находится в городе;

- у города есть своя история;

- в феврале 2017 года у города день рождения -  65 лет.

Дети называют знакомые профессии и объясняют их значимость: дворник, чтобы было чисто во дворах, на детских площадках и т.д.

Дети называют профессию «музейный работник»

Дети знакомятся с профессией  «Музейный работник», слушают рассказ экскурсовода, отвечают на вопросы

У детей сформированы понятия о достопримечательностях города

Дети знакомы с профессией  «Экскурсовод», умеют выполнять действия в соответствии с ролью

У детей  имеются представления о деятельности музея

Дети проявляют самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми  

Детей встречает 2-ый РЕБЕНОК- ЭКСКУРСОВОД и сообщает о том, что жители должны знать историю родного города и его народа.

Поэтому предлагаем посетить экспозицию «русская изба».

С помощью загадок знакомит со старинными  предметами быта, которые находятся в «русской избе»

  1. Каждый раз поутру                      Надеваю я трубу.                         Но не догадаться вам,                       Он зовется  … /сарафан/

Экскурсовод задает вопросы детям:

- А сейчас вы носите сарафан? - Похожи ли они на старинные сарафаны?                                            - Чем они отличаются?

Дети отгадывают загадку об одежде и находят отгадку среди музейных экспонатов и рассказывают о ней

У детей сформировано художественное  восприятие экспонатов музея

Экскурсовод задает загадку:

  1. По полотняной стране, по реке Простыне.     Плывет пароход, то взад, то вперед.                                          А за ним такая гладь, ни морщинки не видать! /утюг/

Экскурсовод задает вопросы детям:

- А у вас дома есть утюг?                        - Чем отличаются и чем похожи современный и старинный утюги?                                            - С помощью чего гладили вещи  много лет назад? /валик/

Экскурсовод просит показать, как гладить с помощью валика.

Дети отгадывают загадки о предметах быта и находят отгадки среди музейных экспонатов и рассказывают о них

Желающие дети  пробуют показать, как гладили  белье с помощью валика

У  детей обогатился словарь, и активизировались  речевые навыки

Экскурсовод задает загадку:

  1. Сверху дыра, снизу дыра. А посередине огонь да вода  /самовар/

Экскурсовод задает вопросы детям:

- Зачем нужен был самовар?              - У кого дома есть самовар?                  – Что  сейчас есть вместо самовара? /электрический чайник/                     

Дети отгадывают загадки о предметах быта и находят отгадки среди музейных экспонатов и рассказывают о них

У  детей обогатился словарь, и активизировались  речевые навыки

Экскурсовод задает загадку:

  1. Три братца пошли на реку купаться, Два купаются, а третий на берегу валяется. Искупались, вышли и на третьем повисли  /коромысло и ведра/

Экскурсовод задает вопросы детям:

- Нужно ли сейчас коромысло в доме?    

Экскурсовод предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть коромысло, используя подсказки-картинки.          

Дети отгадывают загадки о предметах быта и находят отгадки среди музейных экспонатов и рассказывают о них.

Находят картинки-подсказки и называют сказки, в которых есть коромысло

У  детей обогатился словарь, и активизировались  речевые навыки

Экскурсовод благодарит детей за хорошую память, смекалку и просит вспомнить сказки: Гуси-лебеди, Морозко и ответить:

- С помощью чего  из печки вынимали хлеб и пирожки? Если дети не называют, то экскурсовод загадывает загадку:

- Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит – отдает, сам в угол идет. /рогач, ухват/

Дети отгадывают загадки о предметах быта и находят отгадки среди музейных экспонатов и рассказывают о них.

У детей сформированные социально-коммуникативные навыки

3-ой РЕБЕНОК-ЭКСКУРСОВОД предлагает детям посмотреть фильм «Народные игрушки» и обращает их внимание на то, что дети во все времена остаются детьми. Только игрушки у них разные.

Просит найти и рассказать, во что играли дети их бабушки и прабабушки.                                          - Почему игрушки называются дымковские, каргопольские, семеновские, богородские.

Дети смотрят фильм о старинных игрушках, находят их среди музейных экспонатов и рассказывают, из чего они сделаны, как с ними нужно играть.

У детей сформированные первоначальные знания о народных промыслах

Воспитатель задает экскурсоводам вопрос: мы с детьми тоже принесли очень старую книгу в подарок музею.  Только она настолько старая, что прочесть ее удается с трудом.

Экскурсовод говорит детям, что в музее есть еще одна профессия: реставратор или музейный доктор, который  возвращает  цвет и недостающие фрагменты книге, картине или иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Но об этой профессии мы поговорим на следующей с вами  встрече.

Дети внимательно слушают

Дети познакомились с профессией «реставратор»

         -Кто  продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий?
        -Кто забирает одежду, выдает номерок и бахилы?

        - Кто встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты?
        - Кто приходит на выставку в музей, слушает экскурсовода, задает вопросы об экспозиции, фотографирует экспонаты, делится впечатлениями от увиденного?

       - Кого называют музейным доктором,  кто восстанавливает первоначальный вид вещи?

Билетёр Гардеробщик Экскурсовод Экскурсанты  Реставратор

У детей  имеются представления о деятельности музея и профессии «музейный работник»

Используемая литература:

  1. Н.В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью /старшая группа/, Москва, 2004
  2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Изд. 6-е Ростов-на-Дону Феникс, 2011
  3. Электронная библиотека  Цикл бесед о музее для дошкольников https://znanio.ru/media/tsikl_besed_po_razvitiyu_u_doshkolnikov_predstavlenij_o_cheloveke_v_istorii_i_kulture_na_materiale_kraevedeniya_i_traditsij_maloj_rodiny-37928/45917


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзорная экскурсия по музею " Космонавтики"

Материал по проектной деятельности...

Экскурсия в музей трудовой и боевой славы им.П.Т.Василенко ст.Васюринской

Экскурсияв музей «Боевой и трудовой славы» им. П.Т.ВасиленкоСт. ВасюринскойЦель: Познакомить детей с историей своей станицы, что представляла собой Васюринская много лет назад, какие велики...

Конспект Экскурсия в музей – хату «В гости к хозяйке куреня» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

КонспектЭкскурсия в музей – хату«В гости к хозяйке  куреня»Старшая   группаВоспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...

Экскурсия в музей игрушки

Занятие построено в форме экскурсии, проводимой воспитателем для старших дошкольников. Дети знакомятся с историей создания первой матрешки в городе Сергиев Посад, народными промыслами нашего района. В...

Экскурсия в музей средней школы № 11 "Государственные символы"

Познакомить детей с символикой России - гимном и гербом...

Экскурсия в музей как патриотическое воспитание дошкольников.

Великая Отечественная война - это неисчерпаемая тема военно-патриотического воспитания, в том числе и средствами музейной экспозиции .  Эта тема разрабатывалась мной как раздел проекта по патриот...

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...