Экологические игры с детьми.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лариса Валерьевна Ильина

Экологические игры с детьми

Цель:

  • развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка при  общении с природой;
  • развивать познавательно-исследовательский интерес к природе;
  •  развивать творческие способности;
  • воспитывать готовность к природоохранной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические игры.

Цель:

  • развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка при  общении с природой;
  • развивать познавательно-исследовательский интерес к природе;
  •  развивать творческие способности;
  • воспитывать готовность к природоохранной деятельности.

  1.  Блок.  Игры по развитию эмоционально - чувственной сферы.

Место проведения: сенсорный сад.

«Знакомство с деревом» (для детей старшего дошкольного возраста).

Цель. Развивать «внутреннее зрение», эмоциональные чувства - радость, нежность, сочувствие, удивление и другие переживания.

Ход игры.

Дети разбиваются на пары. Одному ребёнку завязываются глаза, второй выступает в роли сопровождающего (берёт первого ребёнка за руку и подводит к любому понравившемуся дереву).

Задание: помочь «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например,  предложить потереться щекой о кору дерева, спросить: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники и т.д.».

Когда ребёнок закончит исследование, его нужно отвести на то место, откуда началось путешествие, но другим путем. Затем снимается повязка и  игрок должен найти свое дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не просто дерево, а множество совершенно разных деревьев.

 «Тотем»

Цель. Идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы.

Ход игры. Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах.

Тотем – это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь.

Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем рассказать о нём, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.

«Послушай и расскажи…»  (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Продолжать развивать образное мышление, эмоциональную отзывчивость и творческую активность.

Место проведения. Эту игру можно проводить как на площадке (сенсорный сад), так и в групповом помещении (экологической комнате).

Ход игры. Предложить детям закрыть глаза, и отправится в путешествие  «Мир звуков природы» – это шум листьев,  музыка ветра, пение птиц и звуки воды. (Некоторые  из звуков можно воспроизвести при помощи звуковых шейкеров и маракасов, изготовленных из природного материала). Воспитатель предлагает послушать и рассказать, на какое природное явление похож тот или иной звук. Побуждать детей к развитию воображения.

Игры с экоСтолом. Комплект различного природного материала - шишек, желудей, ракушек, камешков, песка и др.)  можно использовать при организациит множества игр на развитие мелкой моторики, логики, памяти, музыкальных способностей и творческого мышления.

«Что лишнее?» (для детей младшего дошкольного возраста)

Цель. Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память. 
Развивать умственные способности, умение классифицировать. 

Ход игры. Положите перед малышом несколько каштанов и один желудь. Пусть кроха попробует разобраться, что здесь лишнее. Если ребенок еще не понимает слово «лишнее», подскажите ему: «Вот у нас семейка каштанчиков. А вот желудь. Что лишнее? Желудь лишний! Давай уберем его…» А потом среди желудей спрячется каштан, а потом красный кленовый листочек или камешек… Постепенно малыш поймет, что вы от него хотите, и будет с легкостью справляться с подобными заданиями.

«Песочная терапия» (для детей младшего дошкольного возраста). 
Первый вариант: "Песочные прятки" 
Цель:
 развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, интерес ребенка к экспериментальной деятельности.
Игровое задание: Найди в песочке, спрятавшие камешки.

Второй вариант: "Создание узоров на песке"
Цель:
 развивать мелку моторики рук, воображение, тактильные ощущения.
Игровое задание: Выложи узоры на песке (например, домик, солнышко, цветочек и т.д.)

«Лото»  (для детей старшего дошкольного возраста).

Цель: развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, устный счет, умение соотносить количество с цифрой.

Материал: карточки, разделенные на 2 части. С одной стороны цифра, с другой пустое поле.
Правила игры: В этой игре лото, задача ребенка узнать цифру на карточке и выложить на пустом игровом поле соответствующее количество камешков, желудей, ракушек и т.д.

  1. Блок. Игры на развитие  творческих способностей, познавательно-исследовательского интереса к природе.

«Природные духи» 

Цель. Развивать познавательную активность, любознательность, творческое

мышление, воображение, фантазию.

Продолжать работу по развитию изобретательности  в игре, в использовании материалов и идей.

Место проведения: сенсорный сад (созерцательный модуль  - "копилка запахов", в которой растут сильно пахнущие растения, такие как душица, мята, шалфей.).

Ход игры.

Предложить детям создать свои собственные природные «духи», используя для этого только природные материалы. В качестве примера можно дать такой запах:

  • почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли.
  • Мята + солнечный свет = аромат мятного солнца.

Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот запах собой представляет. Дать детям несколько минут для обследования территории и выбора своих запахов.

Усадить детей в круг и предложить оценить все ароматы, передавая образцы от одного к другому. Поговорить о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить.

Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив деятельность таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как, например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха.

Арт-вернисаж:  «Осенние фантазии» (могут выполнять дети среднего и старшего дошкольного возраста) 

Цель. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Материал. Шишки, желуди, каштаны – замечательный материал для поделок! Особенно симпатичными получаются человечки и разные зверушки. Из готовых фигурок можно сделать настоящую осеннюю выставку. А подставкой для них станет лист плотного картона, покрытый мхом, кусочками коры, сосновой хвоей – будет похоже на лесную полянку.

«Волшебный мешок»

Место проведения. Игра может проводиться как на прогулке, так и в групповом помещении.

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование: большой яркий мешок, прозрачные пластиковые бутылки с разными наполнителями, повязка на глаза.

Предварительная работа.

Дети вместе с педагогом насыпают в бутылочки примерно на 3/4 природный материал (крупный песок, мелкие камешки, сушеные ягоды рябины, желуди, горох и т. п.) и играют с ними, слушают, как он звучат.

Ход игры. Дети «случайно» находят в сенсорном саду большой мешок, педагог предлагает поиграть  в новую игру. С помощью любой считалки выбирается ведущий. Ему завязывают глаза, он опускает руку в мешок, достает оттуда одну из бутылочек, трясет ее, слушает, как она звучит, и пытается угадать, чем она наполнена. Водят по очереди все дети.

«Жизнь камней»

Цель. Развитие опыта ощущений, распространение партнёрского отношения и на неживую природу, тренировка воображения.

Ход игры. Участникам предлагается внимательно посмотреть на окружающие камни, почувствовать, какой из них ждёт, чтобы его подняли и заговорили с ним. Выбрав и подняв такой камень, участники собираются в круг.

Педагог предлагает каждому узнать о жизни своего камня (проводится познавательно-исследовательская деятельность):

- рассмотреть его цвета и сосчитать их;

- прощупать шероховатые и гладкие места, определить тёплый камень или холодный, лёгкий или тяжёлый;

- понюхать камень и определить его запах;

- послушать камень, постучав по нему ногтем.

Что может рассказать этот камень?

Всегда ли он лежал на этом месте?

Далее участникам предлагается представить, что они уменьшились до очень маленьких размеров так, что камень стал для них целой планетой и ответить на вопросы:

-Где на камне-планете можно построить дом?

- А где образуется озеро?

- Где будет посажен сад?

- Это грязная планета или чистая? и т.д.

Затем участникам предлагается сложить камни вместе и найти среди них свой камень с закрытыми глазами.

Наконец, предлагается найти «ухо» своего камня и, закрыв глаза, шёпотом рассказать ему о себе, о своих друзьях, о любимых растениях и животных, о чём-то секретном. Теперь нужно закрыть пальцем «ухо» камня, и всё, что было ему рассказано, будет им надёжно сохранено. Уходя, камень следует осторожно положить на место, где он был найден, и в той же «позе».

Примечание. По возвращении в следующий раз в «Сенсорный сад» детям предлагается найти свои камни, послушать их рассказы о событиях последнего времени и самим сообщить на «ухо» новую информацию.

«Найди свой предмет»

Цель. Развитие у детей тактильных ощущений.

Материалы. В зависимости от вариантов можно использовать различные предметы: кусочки коры, шишки, листики, веточки, орехи. Если это камушки, то они должны быть примерно одинаковые по размеру.

Ход игры. Дети становятся в круг. У каждого участника в руке свой предмет, который они должны хорошо изучить руками, закрыв глаза. Затем предмет передается по кругу до тех пор, пока не возвращается к своему владельцу. Передача предметов происходит с закрытыми глазами.

  1.  Блок. Воспитание  готовности к природоохранной деятельности.

«Конкурс плакатов»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Дать детям возможность проявить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе.

Ход. Поговорить с детьми о том, что от обычных традиционных призывов «Берегите лес от пожара!» мало пользы. Объяснить, что привлечь внимание людей к проблеме можно другим способом, к примеру, выбрав  плакат как выразительное дизайнерское решение.

Разделить детей на несколько групп. Сказать, что каждая группа будет заниматься изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу. Предложить детям самим придумать какой-нибудь лозунг.

Для работы детям понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага. Обязательно нужно приготовить кипу старых журналов – картинки из них могут пригодиться при создании коллажей. Также понадобятся природные материалы и конечно, пара коробков спичек!

«Зоологический балет»

Цель: идентификация с животными и растениями.

Ход игры. Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», взаимодействуя при этом с другими. Детей следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.

В заключение участникам целесообразно предоставить возможность поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.

Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.

Таким образом, Сенсорный сад гармонизирует физическое и психическое состояние  ребёнка через вовлечение его в деятельность внутри сенсорно обогащенной природной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра с детьми подготовительной группы «Что? Где? Когда?»

Экологическая игра направлена на формирование у детей устойчивого интереса к природе, воспитание чувств сопреживания  и сопричастности ко всему живому и прекрасному что нас окружает, умению вести...

Экологическая игра с детьми подготовительной группы «Угадай растение»

Цель:Найти предметы по перечисленным признакам...

Консультация для родителей «Экологические игры с детьми дома»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.В статье рассказывается как в игровой форме привить детям любовь к природе....

Выставка для родителей "Экологические игры с детьми дошкольного возраста"

.Цель выставки: повышение уровня экологической культуры воспитанников через игровую деятельность.Задачи выставки :Образовательные: формировать знания детей о природе.Развивающие: р...

Презентация к проекту "Экологические игры с детьми дошкольного возраста"

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.Умение «смотреть» и «видеть», «слушать»...

Консультация для родителей: "Экологическое воспитание дошкольников. Экологические игры с детьми"

Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек - часть природы. Не будет зелени, животных - и ему не жить на Земле.И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет...