Конспект НОД по экспериментальной/продуктивной деятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО. "Полимерные червяки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фомина Ольга Ивановна

Сегодня наши дети, опытным путем, узнали, что такое химическая реакция! Мы узнали, что при химической реакции 2 веществ, образуется либо третье вещество, либо энергия, которая в последствии дает свет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polimernye_chervyaki_konspekt_nod.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментальной/продуктивной деятельности в старшей группе  в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательная  программа  “ Миры  детства.  Конструирование возможностей”

 Проведено 16.11.2017г

Тема:   «Полимерные червяки»

 Культурная практика. Познавательно – исследовательская, продуктивная  деятельность.

Форма представленности цели: работа с готовыми материалами. Опыт с набором для юного химика.

Культурно-смысловой контекст: знакомство детей с наукой Химия.

Комментарии:  для того, чтобы заинтересовать детей воспитатель надевает костюм профессора – химика, предварительно рассказав о том, что ей приснился интересный сон.

ЦЕЛЬ: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с понятием «химическая реакция» на основе опытов;

ЗАДАЧИ:

 познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности, соблюдая при этом необходимые меры безопасности; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о химической реакции;

 коммуникативные: формировать умение детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом; развивать память, аккуратность, вариативность мышления

речевые и игровые: формировать умение общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; ввести в словарь понятия: химическая реакция, полимерные червяки, раствор хлорида кальция и альгината натрия;

двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с набором «полимерные червяки - взаимосвязь с окружающим», подвижная игра, развитию мелкой моторики;

формирующие:

формирование познавательных действий,  развитие  визуального восприятия, выдержки, зрительной координации;

воспитательные:

воспитывать любознательность, потребность в получении информации и положительных эмоций

ОБОРУДОВАНИЕ:

Поднос, очки – маска, несколько шприцов; перчатки;

для опытов: теплая вода, пищевые добавки Е-401 (альгинат натрия) и Е-509 (хлорид кальция), мерные стаканчик и ложечка, а также палочка для размешивания, пластиковые стаканы, прозрачная чашка – глубокая тарелка; светящиеся неоновые палочки по количеству детей.

Ход занятия

К детям в гости приходит профессор химик.

- Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Хотите со мной дружить?

Тогда я вас приглашу в свою лабораторию и покажу вам много интересного. А сейчас послушайте стихотворение

В нашей жизни сложной,

Нельзя без химии прожить.

Науку эту точно нельзя не полюбить.

Мы ездим на трамвае, и мчимся на авто

               Но нам нельзя представить, как выжить без нее?

Без химии – науки, печален был бы свет,

Сидели б дома в скуке, не зная всех утех.

Не зная телевизора, и света, и тепла,

Что химия чудесная сегодня нам дала.

Нам сделала лекарства, игрушки создала,

Не верила в препятствия, и дальше, дальше шла…

Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? Беседа по содержанию.

А теперь попробуйте отгадать мои загадки:

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без … (кислорода)

Только в воду окунется,
Невидимкой обернется.  (Вещество Растворенное В Воде)

 - Моя  чудесная лаборатория находится далеко. Пешком нам не дойти. Чтобы до нее доехать, мы сядем в поезд, где наши  вагончики?!

    «Вот поезд наш едет,

     колеса стучат,

     А в поезде этом

     ребята сидят.

     Чу-чу-чу, чу-чу-чу.

     Бежит паровоз

     далеко, далеко,

    Ребят он повез

    далеко-далеко.

    Но вот остановка,

    кто хочет слезать?

    Вставайте, ребята,

    пойдемте гулять!»

 

Ну вот мы и приехали!  Пойдемте в лабораторию. Хочу сказать, что в лаборатории проводятся много опытов с различными веществами. И, чтобы вдруг не взлететь в воздух, надо выполнять все правила...

  В лабораторию мы пришли, материалы для опытов нашли, а вы будете моими помощниками? Давайте присядем за столы, и я озвучу правила.

 - Ребята, за столами мы сидим тихо, внимательно слушаем инструкцию и смотрим пример. Всем все понятно?! Замечательно. Можем начинать.

 Сегодня мы с вами будем соединять вещества, при соединении которых произойдет химическая реакция. Ребята, это незнакомый нам термин, давайте все вместе повторим – химическая реакция. Хорошо.

А соединять мы будем такие вещества как альгинат натрия и хлорид кальция. При их соединении должны получиться «червяки», а может их личинки…

Сейчас мы с вами проверим это на опыте.

 -  У нас есть альгинат натрия (он покрашен пищевой краской) и хлорид кальция, конечно же, в простонародии – это пищевые добавки и ни чего страшного у нас произойти не должно. Но все же – это химические вещества и химическая реакция между ними будет.

 - Что будет между веществом альгинат натрия и хлорид кальция при их соединении? Ответы детей.

 Итак, приступим. Прежде чем эти вещества соединить, мы растворим хлорид кальция в теплой воде.

  1. Положим 3 ложки хлорида кальция в тарелку, нальем воды, хорошо размешаем. Полученный раствор назовем – активатор червяков
  2. За тем набираем в шприц покрашенный альдегид натрия и быстро выдавим его в полученный раствор. Через несколько секунд образуются полимерные червяки,  которые можно брать в руки и играть с ними.

Ребята, при соединении альгината натрия с хлоридом кальция образуется плотная полимерная пленка. Чем дольше не извлекать "червяков" из раствора, тем толще и плотнее она будет.

  1. После того как я вам покажу опыт появления «червяков» при соединении 2х видов жидких веществ, вы мои помощники поможете сделать много червяков.

В:. А сейчас предлагаю поиграть в  игру «Чем отличается?». Обратите внимание на столе лежат лупы, которые помогут вам сравнить червяков на разных тарелочках. Расскажите, чем они отличается. Ответы детей.

В:  вы правы «червяки» у всех получились  разные: почему?

(вывод)  - червяков разное время продержали в растворе активаторе, те что тоньше и слабее, меньшее время находились в растворе, те которые толстые и плотные, в растворе были дольше.

В: Дети, каждый из вас провел опыт соединения 2 веществ и получил  своего «червяка». Теперь же нам пора возвращаться в группу, там нас ждет сюрприз.

Динамическая пауза – подвижная ИГРА «Самолеты»

 А чтобы сделать это быстрее, обратно мы поедем не на поезде, а полетим на самолетах. Давайте заправим наши самолеты. Пока находимся на заправке, вспоминаем о том, что у каждого самолета свой маршрут. Наталкиваться друг на друга при полете нельзя, иначе будет авиакатастрофа.

 - Полетели!

По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летят медленно,  стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, прилетевшие без аварий.

 Ребята, где мы сегодня с вами были?

 Что делали? Что получилось в результате нашего опыта?

Ответы детей: Были в лаборатории, проводили опыт, получили полимерных червяков.

В: А теперь обещанный сюрприз!

-У меня есть палочки, и они не простые, а светящиеся…

Что надо сделать, чтобы они загорелись, как вы думаете? Ответы детей.

 Правильно, надо надломить их. Светящаяся палочка – очень простая конструкция, состоящая из стеклянного пузырька содержащего химикаты. Он находиться внутри пластиковой палочки содержащей дополнительные химикаты. Перекись водорода является активатором, и находиться в стеклянном пузырьке. А в пластиковой палочке находится флуоресцентная краска. Изогнутая внешняя-пластиковая палочка ломает стеклянный пузырек внутри, и химикаты получают возможность смешиваться. Два химических компонента вступая в реакцию, превращаются в свет.

Я надламливаю палочку в нескольких местах, и что наблюдаем? Ответы детей

Произошла еще одна химическая реакция.

ИТОГ: - Сегодня мы познакомились с понятием «химическая реакция», скажите мне, пожалуйста, что это? В результате чего она происходит?  (ответы детей)

Скажите, что полезного мы узнали сегодня? (ответы).

 Замечательно. На этом наше занятие закончилось. Профессору пора в свою лабораторию, у меня сегодня были очень хорошие помощники. Спасибо вам.

 Возможно продолжение занятия…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Волк и семеро козлят"

Знания детей о последствиях опасных ситуаций,которые подстерегают детей дома.Представление о поведение при возможных встречах с не знакомыми людьми.Воспитывать осознаное отношение к своему здоровью и ...

Конспект НОД по ОО «Изобразительная деятельность» в старшей группе.

Учить детей рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей.Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом.Закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных пт...

Конспект по организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе девочек «Подготовка детей к пересказу рассказа «Первая охота» по В. Бианки»

Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе с учётом ФГОС

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе с учетом ФГОС...

Конспект комплексного НОД по театрализованной деятельности в старшей группе (для показа спектакля по сказке «Теремок» в группах младшего дошкольного возраста)

laquo;В гостях у сказки»  Конспект комплексного НОД по театрализованной деятельностив старшей группе (для показа спектакля по сказке «Теремок» в группах младшего дошкольно...