Занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Лес – наше богатство!».
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

·        Вызвать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_les_nashe_bogatstvo.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии в подготовительной к школе группе

«Лес – наше богатство!».

 

Программное содержание.

  • Вызвать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
  • Уточнить и расширить представления детей о лесе. Дать понятие о роли леса в жизни человека: оздоровительной, эстетической и хозяйственной.
  • Углублять и совершенствовать знания детей о разновидностях деревьях наших лесов.
  • Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев.
  • Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.
  • Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
  • Закрепить правила поведения в лесу.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование.

Слайдовая презентация «Деревья».

Листья  деревьев для игры «Подбери дерево».

Карточки с изображением  деревьев, листьев и семян.

Плакат с изображением леса.

Плакат с изображением дерева («Лес – многоэтажный дом»).

Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».

Цветные карандаши, клей.

Ход занятия.

Чтение стихотворения

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

С. Погорельский

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся на  прогулку в лес. Закрывайте глаза. (звучит «Голоса леса»)

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

 - А  что такое лес?  Как вы его себе представляете? (где много деревьев)

 Воспитатель:  Ребята! Есть вещи, которые кажутся нам   настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними. Например:  Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство всей планеты Земля.

Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель:  - Да, ребята, правильно – нам дают  деревья.

Ведь не даром люди говорят « Лес-это «легкие» нашей планеты!»

Главные жители леса – деревья. Их много, они высокие, все имеют разные названия. (Слайд №1 «Лес»)

- А какие деревья встречаются в лесу? Назовите их.

Дети загадывают загадки.

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (Береза)

Воспитатель: – Правильно! Берёза! (Слайд №2 «Берёза»)

– Ребята, а как выглядит берёза? (ответы детей)

– Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.

Воспитатель:  – Давайте послушаем с вами вторую загадку:

Стоит над кручей

Богатырь могучий:

Плечи по раздвинул,

Руки пораскинул. (Дуб)

– Правильно! Дуб! (Слайд №3 «Дуб»)

– Скажите дети, а какой ствол у дуба? (ответы детей)

– Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.

– А как называются плоды дуба? (ответы детей)

Воспитатель:  - Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)   (Слайд №4 «Ель»)

Скажите, а какую пользу ель приносит для человека? (ответы детей).

– Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

 

Воспитатель:  - Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Почки – пахучие,

Листья – липучие,

Плоды – летучие (Тополь)   

– Правильно! Дуб!  (Слайд №5 «Тополь»)

– Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? (ответы детей)

– Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода.

Воспитатель: А, какие еще деревья вы знаете? (ответы детей) 

Показ слайдов: «Липа», «Осина», «Клен», «Ива», «Рябина», «Черемуха» и др.

Воспитатель: Если в лесу растет береза, клен, рябина, какой это лес? (Лиственный)

- А если сосна, ели? (хвойный)

- А если и сосна, и береза, и дуб? (смешанный)

 

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам игру: «Подбери дерево». Я раздам вам по листику, а вы должны прикрепить его к дереву. (дети выполняют задание)

- Молодцы, справились с заданием.

- Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)

- Какие части растений расположены под землей, над землей?

- Что нужно для роста растений?

- Знаете ли вы, что даёт нам деревья?

- Как человек использует деревья?  (ответы детей) 

Воспитатель: Правильно - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.  Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о лесе.

      1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

      2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

      3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

      4. Рощи да леса – всему свету краса.

      5. По лесу ходи – под ноги гляди.

      6. Лес и вода – брат и сестра.

      7. Растения – Земли украшения.

      8. Лес не школа, а всех учит.

      9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

      10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

      11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Физкультминутка

 «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле. 

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.

Рассматривание плаката «Лес – многоэтажный дом».

– Дети, кто живет в кроне деревьев? Кто селится в дуплах? А какие животные находят себе жилье в корнях дерева? (ответы детей)

– Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (ответы детей)

 – Правильно. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья,  рвать цветы и листья, шуметь, разжигать костры и мусорить.

Чтение стихотворения.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть,

Только, чур, не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломать —

Никогда не забывать.

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги —

Ведь они нам не враги.

 

- А сейчас мы поиграем в игру «Можно - нельзя» (Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами).  

  • Ломать деревья и ветки.
  • Сажать больше деревьев.
  • Ходить и топтать на лугах цветы.
  • Ходить только по тропинкам.
  • Рвать цветы.
  • Любоваться ими.
  • Оставлять после себя мусор в лесу.
  • Собрать мусор в яму и закопать.
  • Разжигать костры в лесу.
  • Любоваться красотой природы.
  • В лесу шуметь.
  • Отдыхать на пне.
  • Слушать звуки леса.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам нарисовать знаки, которые будут обозначать «Правила поведения в лесу».

(дети садятся за столы и выполняют задание)

- Молодцы, очень красивые знаки у вас получились, а сейчас мы составим из них плакат «Правила поведения в лесу».

(дети наклеивают свои знаки на плакат с изображением леса).

- Какой хороший получился у нас плакат, мы повесим его на стенд, чтобы и другие дети могли изучать «Правила поведения в лесу».

Воспитатель: В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства – грибы, ягоды, древесину, пушнину. Из древесины делают мебель, дома, бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе и беречь его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по экологии в подготовительной к школе группе "Теремок "Смекалка"

Закрепляются и расширяются знания детей о растительном и животном мире леса....

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Лесное царство»

Представление о том, что лес – это живой организм, который мы должны беречь и знать о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе....

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Лесное царство»

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Лесное царство»Представление о том, что ле...

Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной к школе группе "Жалобная книга природы".

Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека....

Конспект ООД в подготовительной к школе группе "Лес - наше богатство"

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Лес - наше богатство"....

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...

Викторина в подготовительной к школе группе “Лес – наше богатство”

Закрепить полученные знания по теме “Экология&rdquo...