Познавательное мероприятие в старшей группе на тему «Кто такие казаки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ольга Викторовна Мищенко
Познавательное мероприятие в старшей группе на тему «Кто такие казаки» Мищенко О.В. Познавательное мероприятие в старшей группе на тему «Кто такие казаки» Цели и задачи: • Закрепить знания детей о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев; • развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков; • воспитывать уважение к старшему поколению. Материалы, оборудование: музыкальный центр, проектор, макет казачьей хаты, подворья, презентация «Кто такие казаки», палка гимнастическая, скакалка. Музыкальный репертуар: «Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные, «Три танкиста» (муз. Братья Покрасс, сл. Б. Ласкин) Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев, альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков. Ход занятия Звучит казачья народная песня «Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные) Дети подходят и рассматривают макеты крепости, хаты, подворья. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чья это песня, кто её сложил? Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки. Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое. Давайте вспомним, что означает слово «казак». 1 слайд Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. 2 слайд Воспитатель: Самые первые казаки это были люди беглые, поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, за что и для чего царица подарила казакам землю? Дети: За верную службу. Воспитатель: Кто возглавил казачье войско и первым отправился путь для освоения земель? Дети: Атаман Захария Чепега. Воспитатель: Что сказал Атаман казакам? Дети: Он сказал: «Здесь граду быть». 3 слайд Воспитатель: Слово «град» означает город. Из какого материала строили хаты? Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы. Воспитатель: Чем покрывали крышу? Дети: Крышу покрывали соломой или камышом. Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол так же заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). 4 слайд Воспитатель: Дом казака – курень, что означает круглый. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом. 5 слайд Воспитатель: Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. 6слайд Воспитатель: Сейчас вы видите кухонную посуду и хозяйственный инвентарь. Скажите, какие из этих предметов вам известны. Так и стали казаки жить. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время? Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот. Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным? Дети: Они охраняли Россию от врагов. Воспитатель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру. Игра «Перетяжка» Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают. Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба. Воспитатель: Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали. Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете? Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев. Воспитатель: Что находилось в каждом дворе? Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем. Воспитатель: Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. 7слайд Воспитатель: Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Уважение старших – один из главных обычаев казаков. В присутствии старшего, не разрешалось сидеть, курить, вступать без его разрешения в разговор. Считалось непристойным обгонять старика. Слова старшего считались обязательными для исполнения. Уважение к старшему, прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать. Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках. Дети: Казак и в беде не плачет. Где казак, там и слава. Атамана из плохого казака не получится. Казак без службы – не казак. Где враг, там и казак. Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись. 8слайд Воспитатель: Сейчас вы видите национальные костюмы. 9слайд Воспитатель: А это костюмы кубанских казаков в наше время. 10 слайд Воспитатель: И, конечно же, у казаков есть свои праздники. Одним из таких являются святки. Они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на праздник «Ивана Купала», покатать яблочко в «Яблочный спас», для того, чтобы узнать свою судьбу. Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много нового. Скажите, интересное получилось у нас путешествие в прошлое? (ответы детей) Вопросы для закрепления: 1. О ком мы сегодня вели речь? 2. Как назывались дома у казаков? 3. Какое занятие для казаков было самым главным? 4. Что находилось в каждом дворе? Ну вот, пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaz6.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

        Познавательное мероприятие в старшей группе на тему «Кто такие казаки»

Мищенко О.В.
Познавательное мероприятие  в старшей группе на тему «Кто такие казаки»

Цели и задачи:

• Закрепить знания детей о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев;

• развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков;

• воспитывать уважение к старшему поколению.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, проектор, макет казачьей хаты, подворья, презентация «Кто такие казаки», палка гимнастическая, скакалка.

Музыкальный репертуар:

«Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные,

«Три танкиста» (муз. Братья Покрасс, сл. Б. Ласкин)

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев, альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.

Ход занятия

Звучит казачья народная песня

«Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные)

Дети подходят и рассматривают макеты крепости, хаты, подворья.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чья это песня, кто её сложил?

Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое. Давайте вспомним, что означает слово «казак».

1 слайд

Дети«Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.

2 слайд

Воспитатель: Самые первые казаки это были люди беглые, поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, за что и для чего царица подарила казакам землю?

Дети: За верную службу.

Воспитатель: Кто возглавил казачье войско и первым отправился путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега.

Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?

Дети: Он сказал«Здесь граду быть».

3 слайд

Воспитатель: Слово «град» означает город. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол так же заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций).

4 слайд

Воспитатель: Дом казака – курень, что означает круглый. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом.

5 слайд

Воспитатель: Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда.

6слайд

Воспитатель: Сейчас вы видите кухонную посуду и хозяйственный инвентарь. Скажите, какие из этих предметов вам известны.

Так и стали казаки жить. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли Россию от врагов.

ВоспитательКазаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Перетяжка»

Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

ВоспитательКазаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

ВоспитательКазаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

7слайд

Воспитатель: Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Уважение старших – один из главных обычаев казаков. В присутствии старшего, не разрешалось сидеть, курить, вступать без его разрешения в разговор. Считалось непристойным обгонять старика. Слова старшего считались обязательными для исполнения. Уважение к старшему, прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

ДетиКазак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Где враг, там и казак.

Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.

8слайд

Воспитатель: Сейчас вы видите национальные костюмы.

9слайд

Воспитатель: А это костюмы кубанских казаков в наше время.

10 слайд

Воспитатель: И, конечно же, у казаков есть свои праздники. Одним из таких являются святки. Они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на праздник «Ивана Купала», покатать яблочко в «Яблочный спас», для того, чтобы узнать свою судьбу.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много нового.

Скажите, интересное получилось у нас путешествие в прошлое? (ответы детей)

Вопросы для закрепления:

1. О ком мы сегодня вели речь?

2. Как назывались дома у казаков?

3. Какое занятие для казаков было самым главным?

4. Что находилось в каждом дворе?

Ну вот, пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

Конспект образовательно-воспитательного мероприятия в старшей группе на тему: «Что такое доброта?»

Цели: формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; умение их видеть, ценить и отвечать на них.Задачи: Образовательные:-       способствовать...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Что такое облака и тучи?»

Данный конспект по познавательному развитию (окружающий мир) предназначен для детей 5-6 лет, который реализуются задачи: образовательные: расширять и уточнять представления детей о природе: что т...

Познавательное мероприятие в старшей группе на тему «Кто такие казаки»

Познавательное мероприятие  в старшей группе на тему «Кто такие казаки»Цели и задачи:• Закрепить знания детей о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жи...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Кто такие микробы»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему:«Кто такие микробы»...

Конспект спортивно-познавательного мероприятия в старшей группе на тему: «Юные спасатели»

Конспект спортивно-познавательного мероприятия в старшей группе на тему: «Юные спасатели»...

Конспект Образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему «Что такое экономика?»

Увлекательное путешествие в мир экономики для ребят старшей группы детского сада....