Проект по поисково-исследовательской деятельности «ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Прокопович Ирина Григорьевна

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

     «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poiskovo_issled_16_17.docx172.55 КБ
Файл proekt_poiskovo_issled_16_17.docx172.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ

Проект

По поисково-исследовательской деятельности

«ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»

http://sad-malaya.berestovica.edu.by/sm.aspx?guid=6523

                                                            Выполнила

                                                                                  Воспитатель 1 категории

                                                                      Прокопович И.Г.

                                               

п.Мулымья 16-17г.г.

Пояснительная записка                                              

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

     «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

 Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.  

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.      

 С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

Актуальность темы

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

 Должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Поэтому педагог создает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности. Актуальность данного исследования видится в том, что на сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста– один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

И я считаю, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    Гипотеза: предполагается, что познавательная активность у детей старшего    дошкольного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе     обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться различные формы  поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности при следующих условиях:

  1. если происходит реальное взаимодействие с реальной развивающейся средой;
  2. если среда разнообразна и содержит факторы неопределенности и новизны;
  3. если у ребенка целенаправленно формируется представление об относительности, противоречивости знаний.
  4. если дети получают навыки построения экспериментальной деятельности;
  5. если формируется представление о тесной связи двух путей познания теоретического и эмпирического, об их возможностях и ограничениях.

Объект исследования – экспериментирование  дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

    Предмет исследования –поисково-исследовательская деятельность как средство                   развития  познавательной активности  детей дошкольного возраста

Методы исследования

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Игровой метод - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин.

Словесные методы - рассказ воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственных, речевых умений детей.

 Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Объектом исследования является развитие познавательного интереса старшего  дошкольного возраста.

Предмет исследования экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего  дошкольного возраста.

Гипотеза – развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если систематически и последовательно использовать в НОД метод детского экспериментирования, что будет способствовать формированию у детей познавательного интереса, наблюдательности и мыслительной деятельности, а также позволит ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование;

- выявление особенностей экспериментирования в младшем дошкольном возрасте;

- определить эффективность применения экспериментирования для развития познавательного интереса в процессе различных видов деятельности детей.

Новизна (инновационность) опыта.

Научная новизна исследования заключается в развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость заключается во владении несложными способами экспериментирования. У детей появляются исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети учатся задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, появляется потребность получить экспериментальным путем).

Познавательная значимость:

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:

- Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

- Не сдерживать инициативу детей.

- Не делать за них то, что они могут сделать.

- Не спешить с вынесением оценочных суждений.

- Помогать  детям учиться, управлять процессом усвоения знаний.

- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.

- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

-Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

 В процессе экспериментирования происходит повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы). А также происходит обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь. Появляется инициатива, самостоятельность, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.

Цель

  • Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Развитие познавательного интереса детей старшего  дошкольного возраста через исследовательскую деятельность.

Задачи

   1 Выявить особенности проявления исследовательской активности детей  дошкольного возраста в экспериментировании, определить и охарактеризовать уровни исследовательской активности.

   2. Освоить и реализовать новые проблемно-поисковые  технологии  и технологии  проектирования, формирующие развитие познавательной  активности  дошкольников в процессе экспериментирования.

   3. Создать и внедрить модель  процесса развития устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности в  поисково – исследовательской деятельности дошкольников.

   4.Создание общей исследовательской  и творческой  среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

   5. Сформировать у  детей умения и навыки исследовательского поиска: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;

   6.Развитие у детей познавательных способностей:

  • мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  •  способов познания путем сенсорного анализа.
  •  словотворчество, доказательную речь дошкольников, умение экспериментировать со словами;

   7.Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

  • развитие коммуникативности;
  • совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
  •  развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в повседневной жизни.

    8. Повысить компетентность родителей   в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

    9.Воспитание заботливого отношения к миру природы.

 

Ожидаемый результат 

в отношении детей:

  • положительная динамика интеллектуальной компетентности дошкольников;
  • повышение уровня развития любознательности;
  •  обладание исследовательскими умениями и навыками (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • психологическая готовность к школе;
  • умение представить и защитить проект.

- в отношении родителей:

  • расширение включенности семьи  в процесс развития  исследовательского поведения детей – как внутреннего ресурса раскрытия их способностей и одаренности.
  • повышение  родительской ответственности за процесс и результаты развития личности собственного ребенка.
  • повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

 Срок реализации проекта: 

Начало с 1 сентября 2016 по май  2017гг. Проект реализуется во вторник во второй половине дня, во время НОД, а также в течение всего дня.

Вид проекта:

долгосрочный,   на 2016- 2017 учебный год.

Тип проекта: познавательно- исследовательский 

Работа ведется в три этапа:

     1.Подготовительный

Изучение  методической литературы. Разработка программы  (август)

2.Экспериментальный

Апробация программы (сентябрь-май)

      3.Аналитический

Анализ проведенной работы. Диагностика (май)

Участники проекта:

  • Дети старшего возраста
  • Воспитатель  группы

Планирование

При составлении перспективного плана работы соблюдены следующие принципы:

  • доступности материала, достоверности;
  • сезонности; · последовательности;
  • подачи материала от простого к сложному;
  • переход количественных изменений в качественные.

Работа с родителями

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями.

Оформляется наглядная информация в родительском уголке

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

Перспективный план по познавательно – исследовательской деятельности

Месяц

Недели

Темы

Цель

Сентябрь

I неделя

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

«Красавица картошка».

Познакомить с основными компонентами картошки. Расширить кругозор детей, о пользе картофеля для человека.

II неделя

«Удивительный песок».

Познакомить со свойствами и качествами песка; его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

III неделя

«Фильтрование воды».

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

IV неделя

«Воздух вокруг нас».

Закрепить представлений о воздухе и его свойствах. Формировать представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Октябрь

I неделя

Почва- живая земля

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе ,о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы. 3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений.

II неделя

«Выяснить причины храпа человека».

Помочь выяснить причины храпа человека.

III неделя

«Запасливые стебли».

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

IV неделя

«Мир ткани».

Познакомить с названием тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж). Формировать умение сравнивать ткани по их свойствам.

Ноябрь

I неделя

 «Молоко и молочные продукты»

Обогатить представления детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

II неделя

«Приключения Карандаша и Гвозда-Гвоздовича»

Рекомендации для родителей:

«Проведите с детьми дома»

Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла. Учить сравнивать предметы по характерным признакам.

III неделя

«Много – мало».

Помочь выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

IV неделя

«Мир металлов».

Учить называть разновидности металлов (алюминий, жесть, медь, сталь, бронза, серебро). Формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

Декабрь

I неделя

«Лед – Вода».

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».

II неделя

«Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки».

Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.

III неделя

«Воздух и его свойства».

Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

IV неделя

«Земля магнит»

Помочь выявить действия магнитных сил Земли.

Январь

I неделя

«Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности».

Познакомить, как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещенности.

II неделя

«Мир пластмасс».

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.

III неделя

Бережем воду.

Помочь определить сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.

IV неделя

Строение веществ.

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развивать способность к преобразованию.

Февраль

I неделя

Волшебная бумага

Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении.

II неделя

Плавание тел.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов.

III неделя

Свойства веществ.

Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развивать экологического сознания.

IV неделя

Нагревание проволоки.

Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела.

Март

I неделя

Поющая струна

Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

II неделя

Сухая и влажная почва.

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

III неделя

Змей Горыныч о трех головах.

Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар.

IV неделя

Водолаз Декарта.

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

Апрель

I неделя

Незнайка и мороженое.

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях.

II неделя

Радуга на стене

Познакомить с механизмом образования цветов.

III неделя

Термометр.

Знакомство  с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

IV неделя

Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной.

Закреплений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе.

Май

I неделя

Стирка и глажение белья.

Формирование представлений об испарении воды.

II неделя

Парашют. Парашют – зонтик.

Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Совершенствовать умения работать с бумагой и доводить работу до конца, использовать знания, приобретенные  в ходе поисковой деятельности.

III неделя

Иванушка и молодильные яблоки.

Формирование представлений об испарении воды, паре.

IV неделя

Как увидеть «Молнию»

Выяснить, что гроза появление электричества в природе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ

Проект

По поисково-исследовательской деятельности

«ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»

http://sad-malaya.berestovica.edu.by/sm.aspx?guid=6523

                                                            Выполнила

                                                                                  Воспитатель 1 категории

                                                                      Прокопович И.Г.

                                               

п.Мулымья 16-17г.г.

Пояснительная записка                                              

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

     «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

 Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.  

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.      

 С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

Актуальность темы

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

 Должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Поэтому педагог создает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности. Актуальность данного исследования видится в том, что на сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста– один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

И я считаю, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    Гипотеза: предполагается, что познавательная активность у детей старшего    дошкольного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе     обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться различные формы  поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности при следующих условиях:

  1. если происходит реальное взаимодействие с реальной развивающейся средой;
  2. если среда разнообразна и содержит факторы неопределенности и новизны;
  3. если у ребенка целенаправленно формируется представление об относительности, противоречивости знаний.
  4. если дети получают навыки построения экспериментальной деятельности;
  5. если формируется представление о тесной связи двух путей познания теоретического и эмпирического, об их возможностях и ограничениях.

Объект исследования – экспериментирование  дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

    Предмет исследования –поисково-исследовательская деятельность как средство                   развития  познавательной активности  детей дошкольного возраста

Методы исследования

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Игровой метод - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин.

Словесные методы - рассказ воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственных, речевых умений детей.

 Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Объектом исследования является развитие познавательного интереса старшего  дошкольного возраста.

Предмет исследования экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего  дошкольного возраста.

Гипотеза – развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если систематически и последовательно использовать в НОД метод детского экспериментирования, что будет способствовать формированию у детей познавательного интереса, наблюдательности и мыслительной деятельности, а также позволит ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование;

- выявление особенностей экспериментирования в младшем дошкольном возрасте;

- определить эффективность применения экспериментирования для развития познавательного интереса в процессе различных видов деятельности детей.

Новизна (инновационность) опыта.

Научная новизна исследования заключается в развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость заключается во владении несложными способами экспериментирования. У детей появляются исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети учатся задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, появляется потребность получить экспериментальным путем).

Познавательная значимость:

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:

- Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

- Не сдерживать инициативу детей.

- Не делать за них то, что они могут сделать.

- Не спешить с вынесением оценочных суждений.

- Помогать  детям учиться, управлять процессом усвоения знаний.

- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.

- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

-Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

 В процессе экспериментирования происходит повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы). А также происходит обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь. Появляется инициатива, самостоятельность, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.

Цель

  • Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Развитие познавательного интереса детей старшего  дошкольного возраста через исследовательскую деятельность.

Задачи

   1 Выявить особенности проявления исследовательской активности детей  дошкольного возраста в экспериментировании, определить и охарактеризовать уровни исследовательской активности.

   2. Освоить и реализовать новые проблемно-поисковые  технологии  и технологии  проектирования, формирующие развитие познавательной  активности  дошкольников в процессе экспериментирования.

   3. Создать и внедрить модель  процесса развития устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности в  поисково – исследовательской деятельности дошкольников.

   4.Создание общей исследовательской  и творческой  среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

   5. Сформировать у  детей умения и навыки исследовательского поиска: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;

   6.Развитие у детей познавательных способностей:

  • мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  •  способов познания путем сенсорного анализа.
  •  словотворчество, доказательную речь дошкольников, умение экспериментировать со словами;

   7.Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

  • развитие коммуникативности;
  • совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
  •  развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в повседневной жизни.

    8. Повысить компетентность родителей   в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

    9.Воспитание заботливого отношения к миру природы.

 

Ожидаемый результат 

в отношении детей:

  • положительная динамика интеллектуальной компетентности дошкольников;
  • повышение уровня развития любознательности;
  •  обладание исследовательскими умениями и навыками (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • психологическая готовность к школе;
  • умение представить и защитить проект.

- в отношении родителей:

  • расширение включенности семьи  в процесс развития  исследовательского поведения детей – как внутреннего ресурса раскрытия их способностей и одаренности.
  • повышение  родительской ответственности за процесс и результаты развития личности собственного ребенка.
  • повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

 Срок реализации проекта: 

Начало с 1 сентября 2016 по май  2017гг. Проект реализуется во вторник во второй половине дня, во время НОД, а также в течение всего дня.

Вид проекта:

долгосрочный,   на 2016- 2017 учебный год.

Тип проекта: познавательно- исследовательский 

Работа ведется в три этапа:

     1.Подготовительный

Изучение  методической литературы. Разработка программы  (август)

2.Экспериментальный

Апробация программы (сентябрь-май)

      3.Аналитический

Анализ проведенной работы. Диагностика (май)

Участники проекта:

  • Дети старшего возраста
  • Воспитатель  группы

Планирование

При составлении перспективного плана работы соблюдены следующие принципы:

  • доступности материала, достоверности;
  • сезонности; · последовательности;
  • подачи материала от простого к сложному;
  • переход количественных изменений в качественные.

Работа с родителями

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями.

Оформляется наглядная информация в родительском уголке

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

Перспективный план по познавательно – исследовательской деятельности

Месяц

Недели

Темы

Цель

Сентябрь

I неделя

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

«Красавица картошка».

Познакомить с основными компонентами картошки. Расширить кругозор детей, о пользе картофеля для человека.

II неделя

«Удивительный песок».

Познакомить со свойствами и качествами песка; его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

III неделя

«Фильтрование воды».

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

IV неделя

«Воздух вокруг нас».

Закрепить представлений о воздухе и его свойствах. Формировать представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Октябрь

I неделя

Почва- живая земля

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе ,о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы. 3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений.

II неделя

«Выяснить причины храпа человека».

Помочь выяснить причины храпа человека.

III неделя

«Запасливые стебли».

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

IV неделя

«Мир ткани».

Познакомить с названием тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж). Формировать умение сравнивать ткани по их свойствам.

Ноябрь

I неделя

 «Молоко и молочные продукты»

Обогатить представления детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

II неделя

«Приключения Карандаша и Гвозда-Гвоздовича»

Рекомендации для родителей:

«Проведите с детьми дома»

Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла. Учить сравнивать предметы по характерным признакам.

III неделя

«Много – мало».

Помочь выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

IV неделя

«Мир металлов».

Учить называть разновидности металлов (алюминий, жесть, медь, сталь, бронза, серебро). Формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

Декабрь

I неделя

«Лед – Вода».

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».

II неделя

«Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки».

Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.

III неделя

«Воздух и его свойства».

Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

IV неделя

«Земля магнит»

Помочь выявить действия магнитных сил Земли.

Январь

I неделя

«Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности».

Познакомить, как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещенности.

II неделя

«Мир пластмасс».

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.

III неделя

Бережем воду.

Помочь определить сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.

IV неделя

Строение веществ.

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развивать способность к преобразованию.

Февраль

I неделя

Волшебная бумага

Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении.

II неделя

Плавание тел.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов.

III неделя

Свойства веществ.

Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развивать экологического сознания.

IV неделя

Нагревание проволоки.

Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела.

Март

I неделя

Поющая струна

Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

II неделя

Сухая и влажная почва.

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

III неделя

Змей Горыныч о трех головах.

Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар.

IV неделя

Водолаз Декарта.

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

Апрель

I неделя

Незнайка и мороженое.

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях.

II неделя

Радуга на стене

Познакомить с механизмом образования цветов.

III неделя

Термометр.

Знакомство  с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

IV неделя

Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной.

Закреплений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе.

Май

I неделя

Стирка и глажение белья.

Формирование представлений об испарении воды.

II неделя

Парашют. Парашют – зонтик.

Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Совершенствовать умения работать с бумагой и доводить работу до конца, использовать знания, приобретенные  в ходе поисковой деятельности.

III неделя

Иванушка и молодильные яблоки.

Формирование представлений об испарении воды, паре.

IV неделя

Как увидеть «Молнию»

Выяснить, что гроза появление электричества в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению «Знакомство детей со свойствами ткани» с детьми старшей группы

Цель: Познакомить детей с различными свойствами ткани.Задачи: Дать понятия о происхождении ткани.Развивать внимание, любознательность.Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взро...

Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Поможем планете»

Цель:  формирование  у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.Задачи:v учить детей фильтровать воду;v учить детей садить семена в фасоли;v закреплять правила поведения в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".Цель: упражнять детей находить объекты по заданному признаку. Продолжать учи...

Проект для младшей группы по теме: «Поисково-исследовательская деятельность по изучению неживой природы: свойства снега, воды и льда»

Данный проект разработан для воспитателей младших групп детского сада. Он краткосрочный.В проекте раскрыти все цели и задачи, планируемые результаты, практическая работа....