ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «Чудо-дерево» (подготовительная к школе группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Горкина Светлана Сергеевна

Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить соб­ственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является од­ной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.

Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-_muzey_chudo-_derevo_2017-2018.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

 623550 Свердловская область, р.п. Пышма,  ул.  переулок Кировский, д. 3 «А»

 ПАСПОРТ

МИНИ - МУЗЕЯ

«Чудо-дерево»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель: Горкина С.С.,

первая категория.

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспортные данные мини-музея

2. Аспекты музейной деятельности

3. Характеристика мини-музея

4. План работы по созданию музея

5. Тематический план проведения занятий в мини-музее

6. Перспектива развития мини-музея

7. Литература

8. Приложение

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:  «Чудо-дерево»

Профиль мини-музея: познавательно – творческий

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (рассматривания экспонатов музея).

Задачи:

 -Дать представления о многообразии видов деревьев.

-Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей.

-Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни.

-Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.

-Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность.

-Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

-принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Формы деятельности:

•фондовая;

•поисковая;

•научная;

•экспозиционная;

•познавательная.

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован  в сентябре  2017 г.

Под экспозицию выделен отдельный уголок  в группе (полочка).  

Обеспечение мини-музея :

1. Материально-техническое: фотоальбом, канцелярские принадлежности: цветные бумага и картон, клей, гуашь, восковые карандаши, пластилин.

2. Учебно-методическое:

1. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья»

2. Ерофеева И. Времена года.

3. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья»

4. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А.  Мини-музей в детском саду.

5. Рыжова Н.А. Экологический проект  «Мое дерево».

6. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений

7. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа».

Руководитель мини-музея: Горкина С.С.,  воспитатель подготовительной  группы.

Участники  мини-музея: дети подготовительной  группы, воспитатели, родители.

Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.

Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра» А что делать, если количество музеев в городе ограничено? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Мини- музеи очень удобны, так как:

Во-первых,  музей занимает очень маленькое пространство.

Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

•Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

•является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

•способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

•помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада

Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить   их, общаться  с  ними.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник.

Идея создания мини - музея « Чудо-дерево»  в нашей группе, возникла у нас  из интереса детей к деревьям детского сада  и вокруг его территории.

Во время  наблюдения за березами, тополями, елями у детей возникло много вопросов:

-Почему кора у дерева в трещинах?

-Почему желтеют листья?

-Почему опадает хвоя у лиственницы, а у елки нет?

-Почему у березы ствол белый?

Оформление мини-музея:

В музее располагается макет дерева, где дети могут наглядно  рассмотреть строение  дерева. На  полочках размещено всё,  что  связано с жизнью дерева в природе: шишки, кора, мох, листья, спилы дерева, опилки, стружка,  сухие  веточки, корни, пеньки. Можно познакомиться с тем, как человек  использует деревья. Это разнообразные  деревянные  игрушки (матрёшки, домики, кубики); предметы быта (ложки, скалки, кухонные доски); поделки из бересты, деревянная  ваза с сухими ветками; дидактические игры,  книги о деревьях, стихи, загадки.  

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены  следующие разделы:

-Деревянные игрушки ( матрешки, настольный театр «Репка», лото, пазлы и т.д.)

-Предметы быта (ваза с ветками дерева,  кухонные доски, лопатки, палочки для еды, расческа, шкатулки, карандаши, книги, рамки и т.д.)

-Декоративно-прикладное искусство (балалайка, шкатулка , бочонок и т.д.)

-Дары дерева  ( семена, орехи, кора, шишки, спил дерева и т.д.)

-Уголок  почемучек ( д/и «Деревья наших лесов», трафареты листьев и т.д. )

-Библиотека (загадки, художественная литература, материал  о деревьях, которые могут быть использованы как в организованной  образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей и т.д.).

-Игротека (экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для изготовления поделок, игр, для ручного труда и изодеятельности).

 

Экспонаты могут быть использованы в  процессе  организованной образовательной деятельности,  в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этапы реализации

Основные направления реализации

1.

Подготовительный этап

Консультация  для родителей «Мини – музей в детском саду».

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья».

Наблюдение за деревьями  окружающего мира.

Сбор природного материала.

Изготовление  и под дидактических игр.

2.

Практический этап

Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением деревьев, предметов.

Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом».

Рассматривание деревянной посуды, шкатулок и т.д.

Ситуативная беседа по теме. Рассказы  детей:

-характерные особенности строения

-признаки, отличающие одни деревья от других

-сезонные изменения в строении лиственных деревьев

-узнавать и называть деревья и их плоды, произрастающие на территории детского сада и нашего поселка.

-познакомить с ростом деревьев (нарастают новые ветви или по кольцам).

-закреплять  представление о том, что растения и животные – это сообщество, проживающие на одной территории.

-дерево – важный строительный материал.

Придумывание загадок , рассказов, сказок.

Объяснение крылатых выражений, пословиц .

Художественное  творчество:

- Рисование нетрадиционным способом

- Лепка на плоскости «Моё дерево»

- Аппликация с использованием бросового материала  

- Коллективная работа  «Русская берёзка» , «Рябинка»

- Лэпбук «Деревья».

- Поделки с использованием природного материала.

-Оформление коллекции «Разнообразие листвы».

 -Создание папки «Дятел – лекарь леса», «Целебные свойства деревьев», «Времена года», «Враги леса», «Разные деревья».

-Познакомить детей с росписями на дереве Хохлома, Полхов – Майдан, Богородская.

-Создание альбома «Декоративная роспись деревянных изделий».

-Чтение художественной литературы.

- Разучивание стихов .

- Пальчиковая гимнастика.

- Артикуляционная гимнастика.

- Релаксация под звуки природы.

Экскурсии: «Как живет дерево?», «Кто с деревом дружит?» и т.д.

3.

Заключительный этап

- Оформление выставки мини – музея  «Чудо - дерево».

-Создание альбома «Чудесный мир салфеток».

- Фотовыставка «Я, лес – друзья!»

Сотрудничество с семьёй:

Изготовление совместных с детьми поделок на тему: «Чудо - дерево».

Пополнение предметно-развивающей среды в группе  и в мине -музее.

Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!».

Экскурсии в мини-музей « Чудо-дерево».

Консультации  для родителей « Что мы можем рассказать детям  о деревьях», «Дерево в жизни человека»,«Мини-музей , как развивающая среда для ребёнка».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В МИНИ – МУЗЕЕ

Месяц

Содержание

Участники

Сентябрь

Знакомство с музеем, с названием музея, экспонатами музея.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Октябрь

Продолжать знакомить с деревьями и  их разнообразием.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Ноябрь

Знакомить с материалом: древесина.

(Где используют  дерево? Деревянные изделия, предметы быта и т.д.)

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Декабрь

Продолжать знакомство детей с  деревянными изделиями – Хохлома, Городец и т.д.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Январь

Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?»

С\ролевая игра «Экскурсия в музей».

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Февраль

Игра-занятие «Кто и что, делает из дерева?»

Экскурсия в краеведческий музей.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Март

Продолжать знакомство детей с деревянными  изделиями(свистульками, матрешками, скульптурами и т.д.)

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Апрель

Лаборатория «Школа волшебников»,

огород на окне

(изучаем растения).

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Май

Экскурсия по мини-музею ( другие группы).

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Ожидаемые результаты:

- сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

-позволит пополнять музей новыми экспозициями;

- расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

- обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

        

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

  • Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, художественной литературы,  энциклопедий, научно-познавательных фильмов о деревьях.
  • Проведение экскурсий для других групп детского сада, мастер-классы для воспитателей и родителей.
  • Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
  • Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.
  • Пополнение альбома и каталога музея.
  • Индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок, рисунков, выставок.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Мини – музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с.
  2. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г.
  3. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2013 г.
  4. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2013 г.

Анкета для родителей

  1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ

Экспонаты мини-музея

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

1

Спилы деревьев (береза, клен, сосна)

сентябрь

постоянное

2

Семена деревьев

сентябрь

постоянное

3

Гербарий листьев деревьев

сентябрь

постоянное

4

Бусы деревянные

сентябрь

постоянное

5

Веер

сентябрь

постоянное

6

Подставка под горячее

сентябрь

постоянное

7

Ваза (хохлома)

октябрь

постоянное

8

Лопатка деревянная

октябрь

постоянное

9

Деревянная скалка

октябрь

постоянное

10

Солонка расписная

октябрь

постоянное

11

Бочонок из бересты с белочками

октябрь

постоянное

12

Рамка для фото

октябрь

постоянное

13

Ложки

октябрь

постоянное

14

Плечики для одежды

сентябрь

постоянное

15

Деревянные мелки игрушки

сентябрь

постоянное

16

Бочонок  

сентябрь

постоянное

17

Матрешки

сентябрь

постоянное

18

Игрушка «Мишка»

сентябрь

постоянное

19

Игрушка «Зайчик»

сентябрь

постоянное

20

Игрушка « Чучело»

октябрь

постоянное

21

Цветные карандаши

октябрь

постоянное

22

Линейка

октябрь

постоянное

23

Деревянная корзинка маленькая

октябрь

постоянное

24

Расческа

октябрь

постоянное

25

Масса жор

октябрь

постоянное

26

«Мебель» самоделка

октябрь

постоянное

27

Шкатулка ( Санк-Петербург)

октябрь

постоянное

28

Настольный театр « Теремок»

октябрь

постоянное

29

Деревянный сундучок

ноябрь

постоянное

30

Деревянные конструкторы  

ноябрь

постоянное

31

Настольные деревянные игры

ноябрь

постоянное

32

Деревянная расписная балалайка

ноябрь

постоянное

33

Корзинка большая

ноябрь

постоянное

34

Детские книжки

ноябрь

постоянное

35

Макеты  деревянных  домиков

ноябрь

постоянное

36

Поделки из дерева, семян деревьев

ноябрь

           постоянное

37

Ваза с ветками дерева

ноябрь

           постоянное

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

 623550 Свердловская область, р.п. Пышма,  ул. переулок Кировский, д. 3 «А»

 ПРОЕКТ

 «Тайны природы»

 (подготовительная к школе группа)

Воспитатель: Горкина С.С.,

первая категория.

2017 г-2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе « ЧУДО- ДЕРЕВО»

Разработанные конспекты для подготовительной к школе группы  основываются на сказках, что очень привлекает детей, развивает их творчество и фантазию....

организация мини-музея "Часы" в подготовительной к школе группе

Человечество придумало приборы для измерения времени одним из первых среди всех изобретений. Часы использовались повсюду и всегда, постоянно сопровождая человека, не позволяя ему "потеряться" во време...

Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"

Формирование позновательных интересов дошкольников...

Паспорт мини-музея «Чудо-дерево». (подготовительная группа)

Паспортные данные мини-музеяНаименование: Мини-музей «Чудо-дерево»Профиль музея: познавательный.Цель:- Развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций...

Сценарий выпускного утренника в подготовительной к школе группе "Чудо -дерево" автор:музыкальный руководитель ГБДОУ д/с 43 Гринина Елена Владимировна

Сценарий выпускного утренника в детском саду "Чудо-дерево" составлен по единой сюжетной линии и соответствует возрастным возможностям и способностям детей 6-7 лет. Ведущие воспитат...

Паспорт мини-музея "Лаборатория "Земелька" подготовительная к школе группа

В плане работы мини-музея представлены опыты с землей, глиной,песком. камнями....