Природная зона - степь.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лиджиева Джиргал Анатольевна

Сформировать представление о природной зоне степей: познакомить с особенностями климата, животным и растительным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnaya_zona_-_step_.odt13.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром  для детей 4-5 лет.

«Природная зона степь»

Цель :   Сформировать представление о природной зоне степей: познакомить с особенностями климата, животным и растительным миром.

Развивающие: Развивать речь, обогащать и усложнять ее словарный запас.

Воспитательные: Способствовать развитию познавательного интереса к данной теме; продолжить роботу по экологическому воспитанию; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения.

Оборудование: презентация

Предварительная работа: беседа о животных и растениях степи, рассматривание иллюстраций на тему «Степные животные», «Растительный мир степи».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! А вы знаете кто является «кораблем степи»?

Ответ детей.

-  «Кораблем степи» называют верблюда, так как он преодолевает большие расстояния в степи. Хотите отправится в путешествие на верблюде? (Слайд 2)

Ответ детей.

- Садитесь поудобнее и мы начнем наше путешествие.

 Чтение стихотворения

Едешь, едешь, - степь да небо,

Точно нет им края,

И стоит вверху, над степью,

Тишина немая.

Иван Суриков

- Вот мы оказались в степи.  (Слайд 3). Степь – равнина, на которой растет трава и совсем нет деревьев. Одевайте панамки, так как лето долгое и засушливое, может стоять жара плюс 40 градусов. Берем зонтики, так как осенью день и ночь идут дожди. (Слайд 4).  Одеваемся потеплее, так как зима короткая с сильными морозами. Снега мало, так как постоянно дует ветер. (Слайд 5). Вдыхаем свежий воздух. Весна! Степь преображается, благоухает! Она словно оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. (Слайд 6) В степи растет более 50 видов растений.  Так как лето в степи сухое, то многие растения имеют свои особенности: длинные корни и узкие листья. Как вы думаете, почему? (длинные корни находят в глубине воду, а листья меньше расходуют влагу (ковыль (слайд 7), типчакт (слайд 8), тюльпан (слайд 9). Многие люди приезжают весной в степь, чтобы вдохнуть аромат горькой полыни и полюбоваться цветением тюльпанов. (слайд 10)

- Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, шмели, бабочки, богомолы. ( слайд № 11)

Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка (слайд 12), стрепет (слайд 13), степной жаворонок (слайд 14), дрофа (слайд 15), журавль- красавка (слайд № 16)

Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают некрупные животные: зайцы, мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. (слайд № 17)

А если есть птицы,  мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, волк, лиса-корсак. (слайд 18)

Гордостью степи является сайгак.(слайд 19). Сайгак- маленькая антилопа, занесенная в красную книгу. В ледниковый период он вместе с мамонтами населял огромные просторы древней тундростепи. Когда ледник растаял, вымерли мамонты и шерстяные носороги, исчезли последние древние быки и тарпаны. А сайгаки остались. Как вы думаете почему?

(Помогаем детям ответить на этот вопрос. Задавая косвенные вопросы. Н-р. Может выжить в суровом климате?)

Приходим к выводу, что сайгаки хорошо приспособились к нелегкой жизни в суровых условиях, где мало воды, зимой дуют холодные северные ветра, а летом очень жарко.

Физкультминутка «Скок-поскок» (слайд 20)

Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки на месте на двух ногах)

Зайка прыгнул на пенек (прыжки на месте на двух ногах)

В барабан он громко бьет, (шагаем на месте)

В чехарду играть зовет. (хлопаем в ладоши)

Зайцу холодно сидеть, (присели)

Нужно лапочки погреть. (хлопаем в ладоши)

Лапки вверх, лапки вниз, (руки вверх- вниз)

На носочки поднялись. (потянулись, подняли руки вверх)

Лапки ставим на бочок (руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок (прыжки на месте на двух ногах)

А затем вприсядку, (приседаем)

Чтоб не мерзли лапки. (топаем ногами)

Игра. Что здесь лишнее? Почему? Что их объединяет?

  1. Сайгак, волк, тюльпан, лиса-корсак. (слайд 21)

 Сайгак, волк, лиса-корсак – животные, а тюльпан- растение.

Все они обитатели степной зоны.

  1. Тушканчик, суслик, орел, мышь. (слайд 22)

Тушканчик, суслик, мышь  – животные, орел – птица.

Тушканчик, суслик, мышь живут в норках, орел живет в гнезде.

Все обитатели степи.

- Ребята, а почему мы отправились в степь на верблюдах?

(ответ детей)

- Правильно, верблюды приспособлены для жизни в степи.

Рефлексия

- Что интересного вы узнали о степи?

- Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?

- Могут ли такие животные как жираф, медведь или слон жить в степи? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природные зоны Хакасии"

Презентация к НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В.М. Букатов) Тема: «Природные зоны России».

Программное содержание: создание условий для формирования целостного представления о природных зонах России; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, ...

Учебно-методическое пособие "Зона степи"

Презентация поможет детям познакомиться с растительным и животным миром степи, а так же с жизнью людей в этой климатической зоне....

Методическая разработка "Природная зона-степь"

В данном материале содержится методическая информация, которая может пригодится при изучении природной зоны стерь, небольшие рассказы о представителях флоры и фауны степи, загадки....

Цикл ООД по познавательному развитию (природное окружение) "Природные зоны"

Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонахЗадачи: формировать представления  о разнообразие природных зон, дать понятие о первом законе экологии: все ра...