Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_svoystva_vozduha.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
-Уточнить и расширить представления детей о воздухе; установить причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, обогащать представление детей о свойствах воздуха.
- Учить делать выводы, - устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента.
-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
-формировать умение работать в коллективе,
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура
Словарная работа: Активизировать словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты, коллеги.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
-тазики – «море» для корабликов;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- апельсин.
-баночки;
-свечки
Ход занятия
Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на калитку и не пойму, что происходит калитка то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете кто ее открывал?
Дети: ветер.
Воспитатель : А как вы думаете, что такое ветер?
Дети:
Воспитатель: Ветер-это движение воздуха. А как вы думаете, что такое воздух?
Дети:
Воспитатель: воздух -это то, чем мы с вами дышим.
А сейчас я предлагаю вам игру «Дышит или не дышит»? . Сейчас я буду называть предметы или явления если они дышат то вы поднимаете правую рукуи, если нет, то левую. Готовы?
Дети:
Воспитатель : (перечисляет: дерево, окно, цветы, диван, насекомые, люди, животные …)
Молодцы, ребята, все были внимательны. А это как вы думаете в помещении детского сада есть воздух? Чтоб это увидеть и доказать я предлагаю вам сегодня стать учёными – исследователями и отправиться в лабораторию. Там мы будем проводить разные опыты и узнаем много интересного о воздухе. Хотите? Ребята а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения, которые надо соблюдать там.
Воспитатель: Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых,
и находиться мы должны в спец. одежде.
Надеваем фартуки. Готовы! Закрываем глазки. Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.
Воспитатель: ребята, скажите пожалуйста, кто из вас, видит воздух, ?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
-Как можно его обнаружить?
Дети: (ответы)
Воспитатель: а я предлагаю попробовать его поймать.
Опыт№1: с целлофановым пакетом
Воспитатель: ребята, у вас на столиках лежат целлофановые пакеты. Посмотрите, в них ничего нет, они пустые? Возьмите их в руки встанем аккуратно и попробуем с вами поймать воздух. Ловите и закручивайте.
Что произошло с пакетами?
Дети: они изменили форму
Воспитатель: Что в них находится? (воздух).
Воспитатель: а по цвету какой он?
Дети: прозрачный.
Воспитатель: молодцы ребята, значит, есть у нас воздух в помещении.
Дети: да
Воспитатель: А давайте убедимся, что в пакете находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей.
Воспитатель: пакетики свои складывайте и кладите на тарелки, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: А как ещё можно почувствовать воздух?
Опыт №2 «Чувствуем воздух»
Воспитатель: Ребята когда нам летом жарко мы с вами что можем использовать.
Дети:
Воспитатель: Возьмите у себя на тарелочках веера. Помашите ими, что чувствуете? Дети: ветер, воздух, холодок.
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
Воспитатель: У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится?
Дети: Воздух, ничего
Воспитатель: А мы проверим ваши версии.
Опыт№3: есть ли воздух в стакане
Воспитатель: Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.
Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка, что же случилось с салфеткой.
Дети: Она сухая
Воспитатель: Почему? Как считаете?
Дети: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.
Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, воздух есть в нутрии, нас
в нутрии человека ?
Дети: (ответы детей)
Опыт№ 3: со стаканом с водой и трубочкой.
Давайте сейчас посмотрим, есть воздух или нет.
Подвиньте к себе стаканчики с трубочками. Посмотрите , что мы будем делать сейчас с вами. Давайте подуем в трубочку, и посмотрим , что произойдёт с водой. Что вы видите в стаканчиках?
Дети: выходят пузырьки
Воспитатель: Как они там оказались? В стакане же только вода была?
Дети:
Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки, значит, воздух есть и в нутрии нас, в лёгких.
Опыт №4: с бумажной салфеткой
А сейчас, внимание, у каждого из вас есть салфеточки на столах. Возьмите салфетки в руки, возьмите правильно, как я это делаю. Давайте попробуем подуть на салфетку. Что происходит с ней.
Дети: она колышется.
Воспитатель: а от чего она колышется?
Дети: от ветра.
Воспитатель: Подуйте ещё. Молодцы.
Опыт №5: с кораблями
Воспитатель: а хотите устроить настоящий ветерок? Выходите из-за столов и подходите ко мне, к тазикам с водой. Давайте мы с вами представим, что это у нас море. У каждого из вас есть кораблики, давайте попробуем запустим их в море, а теперь что нужно сделать чтобы кораблики поплыли?
Дети: Подуть.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Получилось? Молодцы. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы сидели, мы устали, (сжимаем и разжимаем кулачки)
воздух дружно изучали, (руки вверх, наклоны влево, вправо)
а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора. (присесть)
Встали дружно, потянулись, (встать и потянуться)
хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.
Всем друзьям мы улыбнулись,
наклонились, раз и два, чтобы не болела голова. (наклоны головой влево, вправо)
И закончили зарядку тихо, тихо сев за парту.
Опыт №7: с апельсином
Воспитатель: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах?
Дети: нет.
Воспитатель: Как проверить?
Воспитатель: Давайте понюхаем, значит он у нас какой?
Дети: без запаха. Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
Дети: Это корка
Воспитатель: Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
Как вы думаете, сможет ли человек жить без воздуха?
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и.т.д.
А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
Правильно, всему живому.
Давайте это проверим.
Опыт № 8«Не дышу»
Сейчас я предлагаю вам проверить, сколько времени может человек обойтись без воздуха. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами, а я засеку время с помощью песочных часов.
Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
Чего вам не хватало? (воздуха)
Хорошо вам было без воздуха? (нет)
Давайте проведем еще один опыт.
Опыт№9 «Почему гаснет пламя? »
Возьмем 2 свечи, зажжем их.
Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит.
Почему свеча в банке погасла?
В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, воздух важен и нужен для всего живого: людям, растениям, животным и даже рыбам. Поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его выхлопными газами и дымом.
Воспитатель: а теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку.
Вокруг себя обернемся,
немного пройдёмся
и в детский сад вернёмся .
Ребята, где мы с вами сегодня были? Что мы с вами делали в лаборатории? О чём говорили?
Дети: (ответы детей)
Ребята, у меня для вас есть небольшой сюрприз.
Оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри .
Как вы думаете, что находится внутри пузырей? (воздух)
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Давайте немножко поиграем.
«У кого пузырь больше»
Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.
На этом наше занятие закончено, всем спасибо. А ребятам пора на прогулку гулять на свежем воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...
конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...
Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Удивительные свойства воздуха...
Конспект ООД "Удивительные свойства воздуха" для детей старшего дошкольного возраста
quot;Что интересно ребёнку, то что им еще не исследовано"...
Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Удивительные свойства воздуха»...
Конспект НОД "Удивительные свойства воздуха"
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи: Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о зн...
Конспект ОД "Удивительные свойства воздуха"
Разработан конспект образовательной деятельности по изучению свойств воздуха для детей старшего дошкольного возраста...