Конспект ООД "Удивительные свойства воздуха" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бойко Мария Васильевна

"Что интересно ребёнку, то что им еще не исследовано"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva_vozduha.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5»ЯГОДКА»

СТ. НОВОДЖЕРЕЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект организованной образовательной деятельности

«Удивительные свойства воздуха»

Использование современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии

Подготовила и провела

воспитатель

Бойко Мария Васильевна

Дата: 04.03.2014г.

2014г.

Образовательная область:  познавательное развитие

Вид деятельности: организованная образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цель: закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Программное содержание

Образовательные задачи: закрепить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способах его обнаружения; дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Развивающие задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

       Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Незнайка на Луне», «Смешарики», «Фиксики», разучивание стихотворения «Свойства воздуха», наблюдение за температурой воздуха утром и днём.

       Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, вопросы к детям, использование художественной литературы, практическая деятельность детей, здоровьесберегающие технологии.

       Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), трубочки для коктейля (по количеству детей), прозрачные пластиковые стаканчики (по количеству детей), 3 баночки с плотными крышками (первая баночка с апельсином, вторая с огурцом, третья – с клубникой), мелкие камушки, 4 больших таза с водой, чайник с горячей  и  чайник с холодной водой, 2 пустые  стеклянные бутылки, фломастеры, ватные шарики, ворота из конструктора, лодочки.

Ход деятельности

  1. Водная часть

Клоун.  Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут клоун Любознайкин. А вас как зовут?

Дети. Саша, Максим.

Клоун. Красивые имена. Сейчас,  каждый из вас громко произнесет свое имя, дружно все вместе.

  1. Основная часть

Клоун. Посмотрите, какие красивые шары я принес? Какого они цвета и формы?

Дети. Красный, зелёный, желтый, синий, круглые, овальные.

Клоун. Ой, а что это случилось, с синим шариком? Ему грустно и  не знаю почему? Может вы, знаете.

Дети. Он стал маленький, мягкий. А его друзья большие, красивые.

Клоун. Умницы. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети. Надо его посильнее надуть.

Клоун. Правда? А кто мне поможет в этом? Сейчас кто-то один  из вас будет моим помощником, надует шарик.

Клоун.  Ребята, а какой теперь шарик?

Дети. Круглый, большой, упругий, красивый и весёлый.

Клоун.  Вот,  какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети.  Внутри шарика воздух.

Клоун.  Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!

Дети.  Да, там внутри воздух.

Клоун.  Вы видите воздух, а почему, я его не вижу,  как вы думаете?

Дети. Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Клоун. Вот, сколько интересного вы знаете. Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый - это правда. Ребята, а давайте поймаем воздух?

Дети. А как мы его будем ловить?

Клоун. Может кто-то из вас знает, как мы можем поймать воздух?

Дети. Я придумал, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он. Надо ловить его чем-нибудь. Например, пакетом, в баночку.

Клоун. Молодцы, догадались. Что это у меня в руке?

Дети. Полиэтиленовый пакет.

Клоун. Возьмите каждый себе полиэтиленовый пакет.  Посмотрите, что в пакете?

Дети. Он пустой.

Клоун. Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите,

какой он тоненький. Теперь мы вверх – вниз, вправо – влево, воздух

набираем, смело и закручиваем. Что произошло с пакетом?

Дети. Он надулся.

Клоун. Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он похож?

Дети.  На подушку, на конфету, на пузырь. 

Клоун.  Пакет стал  похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь раскрутим пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети. Пакет опять стал пустым, мы выпустили воздух.

Клоун. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И вы смогли это сделать! Вы поймали воздух и заперли  в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети.  Да, ведь мы дышим воздухом.

Клоун. А давайте проверим!  Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. (Дети выполняют задание.) Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети. В воде появились пузырьки.

Клоун. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Дети.  Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Клоун. А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт. Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

Дети.  На бурю, на бурлящую кипящую воду.

Клоун. Точно, это похоже на бурю, кипящую воду. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним тучки  и бурю остановим, будем веселиться и сейчас превращаемся в маленькие семена цветов.

Физкультминутка «Вырастает цветок»: время года весна, посеяли семечки, пока их сеяли, они по ветру разлетелись в разные стороны, сели на клумбы и прижились. Садовник стал поливать их водичкой, солнце пригревать, семечки растут, превращаются в стебелечки, распускается бутон, дует ветерок и качается цветок. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Клоун.  Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят с удивлением).

Клоун. Что это?

Дети.  Разноцветные волшебные камешки.

Клоун.  А как вы думаете, что с камешками можно делать?

Дети. Играть, ощупывать, засыпать ими аквариум для рыбок. А ещё бросать в лужу после дождя.

Клоун. Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А

давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт (дети берут в руки камешки и бросают в таз с водой). Ребята, что мы видели, когда  опустили камешки в воду?

Дети. Они опустились на дно.

Клоун. Интересно, а почему камешки тонут?

Дети. Потому что они тяжелые.

Клоун. А вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

Дети. Нет, не утонет шарик.

Клоун. А давайте проверим. (Опускают шарики в чашку с водой)

Клоун. Странно, камушки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята?

Дети.  Шарик не тонет, потому что он легче воды, а камушки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Клоун. Ребята, а давайте вспомним ваши любимые мультики про изобретателей и фокусников.

Дети. «Незнайка на Луне», «Фиксики», «Смешарики»

Клоун. А мне очень нравится мультик про наших друзей Фиксиков. Они

 утверждают, что если нагреть воздух в шарике он поднимется,  а вы, как

думаете?

Дети.  Да, это правда.

Клоун. А давайте проверим, так ли это. Сейчас я вам покажу интересный фокус: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.

Клоун. Посмотрите, что происходит с шариком?

Дети. Он становится, круглым, он надулся.

Клоун. Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему?

Дети. Получается, что воздух нагревается в бутылке и поднимается.

Клоун. Молодцы, воздух расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. А теперь проверим с холодным воздухом: ставим пустую стеклянную бутылку с шариком в холодную воду. Что произошло?

Дети. Шарик не надулся.

Клоун. Правы наши друзья Фиксики:  горячий воздух легче холодного. Из этого делаем вывод, что воздух, какой еще?

Дети. Воздух бывает тёплый и холодный.

Клоун. Ребята,  а в какое время года бывает воздух холодный?

Дети. Зимой, поздней осенью, ранней весной.

Клоун.  А когда воздух бывает теплый?

Дети. Летом, весной, ранней осенью.

Клоун.  Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке. Что это?

Дети. Баночки с разноцветными крышечками.

Клоун. Наверное, это волшебные баночки. Посмотрите, а в них что - нибудь есть?

Дети.  В них находятся овощи и фрукты.

Клоун. Понюхайте, чем пахнет? (ребенок открывает крышку первой баночки и нюхает воздух) 

Дети. Апельсином.

Клоун.  Действительно, пахнет апельсином. Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке. Чем пахнет воздух в этой баночке? (ребенок открывает крышку второй баночки и нюхает воздух в ней)

Дети. Огурцом.

Клоун. Чем пахнет в третьей баночке? (ребенок открывает крышку третьей баночки и нюхает воздух в ней)

Дети. Запах клубники.

Клоун. Как вы думаете, почему во всех баночках  разный запах воздуха?

Дети. В баночках запах тех продуктов, которые там находятся.

Клоун. Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Какой мы можем сделать вывод?

Дети. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Клоун. А я-то думаю, почему везде по-разному пахнет: на улице один запах, в помещении другой. А это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?

Дети. От пыли, газов, бензина, грязи.

Клоун. Это получается, что я подышал грязным воздухом, расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?

Дети. Нет, нельзя мы не сможем дышать.

Клоун. А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. (Дети выполняют задание)

        Клоун. Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. А какой орган человеческого тела помогает нам дышать?

Дети. Человек дышит с помощью легких.

Клоун. Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?

Дети. Чистый воздух, где много деревьев, цветов и разных растений. Где нет машин, меньше заводов, в чистом городе.

Клоун. Может кто-то  из вас знает загадки или стихи про воздух.

Загадка

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем (воздух)

Стихотворение «Свойства воздуха»

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый.

Пахнет веточкой смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем

Он ведь нам необходим.

Воздух жить нам помогает,

Как великий господин.

Клоун. Ребята, мы с вами узнали много свойств воздуха. Я хочу познакомить вас с еще одним свойством. Когда мы вдохнули через нос и легонько выдохнули на ладошку, то почувствовали легкое дуновение ветра. Воздух помогает двигать предметы. Сейчас мы выполним дыхательные  упражнения: мальчики «Футбол» (вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик, стараясь загнать его в ворота. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щёки не надувались), девочки «Волшебные лодочки»  (вытянуть губы трубочкой и дуть на лодочку, стараясь, чтобы она поплыла дальше. Вдох – через нос, выдох - через рот, постепенно выпуская струю воздуха)

  1. Заключительная часть

Клоун.  Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик»: мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу, рассказывать всё, что интересного и нового узнали сегодня о воздухе. 

Дети.  Воздух бывает прозрачный, легкий, теплый или холодный, без формы, цвета, запаха, помогает людям, невидимый, бывает чистый и загрязненный.

Рефлексия

Клоун. Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. Предлагаю раскрасить фломастером свои шарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Воздух и его свойства" для детей старшего дошкольного возраста (эксперементирование)

Конспект открытой образовательной деятельности ( экспериментирование)...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Конспект занятия «Воздух и его свойства» для детей старшего дошкольного возраста(5-6лет).

Цель: Познакомить детей с понятием " воздух" и его свойствами.Задачи:1.Учить детей выполнять опыты при знакомстве со свойствами воздуха.2.Развивать умение делать выводы по результатам экспер...

Конспект занятия «Воздух и его свойства» для детей старшего дошкольного возраста(5-6лет).

Цель: Познакомить детей с понятием " воздух" и его свойствами.Задачи:1.Учить детей выполнять опыты при знакомстве со свойствами воздуха.2.Развивать умение делать выводы по результатам экспер...