Конспект ООД "Удивительные свойства воздуха" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
"Что интересно ребёнку, то что им еще не исследовано"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5»ЯГОДКА»
СТ. НОВОДЖЕРЕЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
Конспект организованной образовательной деятельности
«Удивительные свойства воздуха»
Использование современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии
Подготовила и провела
воспитатель
Бойко Мария Васильевна
Дата: 04.03.2014г.
2014г.
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: организованная образовательная
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Цель: закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
Программное содержание
Образовательные задачи: закрепить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способах его обнаружения; дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Развивающие задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Незнайка на Луне», «Смешарики», «Фиксики», разучивание стихотворения «Свойства воздуха», наблюдение за температурой воздуха утром и днём.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, вопросы к детям, использование художественной литературы, практическая деятельность детей, здоровьесберегающие технологии.
Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), трубочки для коктейля (по количеству детей), прозрачные пластиковые стаканчики (по количеству детей), 3 баночки с плотными крышками (первая баночка с апельсином, вторая с огурцом, третья – с клубникой), мелкие камушки, 4 больших таза с водой, чайник с горячей и чайник с холодной водой, 2 пустые стеклянные бутылки, фломастеры, ватные шарики, ворота из конструктора, лодочки.
Ход деятельности
- Водная часть
Клоун. Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут клоун Любознайкин. А вас как зовут?
Дети. Саша, Максим.
Клоун. Красивые имена. Сейчас, каждый из вас громко произнесет свое имя, дружно все вместе.
- Основная часть
Клоун. Посмотрите, какие красивые шары я принес? Какого они цвета и формы?
Дети. Красный, зелёный, желтый, синий, круглые, овальные.
Клоун. Ой, а что это случилось, с синим шариком? Ему грустно и не знаю почему? Может вы, знаете.
Дети. Он стал маленький, мягкий. А его друзья большие, красивые.
Клоун. Умницы. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети. Надо его посильнее надуть.
Клоун. Правда? А кто мне поможет в этом? Сейчас кто-то один из вас будет моим помощником, надует шарик.
Клоун. Ребята, а какой теперь шарик?
Дети. Круглый, большой, упругий, красивый и весёлый.
Клоун. Вот, какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети. Внутри шарика воздух.
Клоун. Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
Дети. Да, там внутри воздух.
Клоун. Вы видите воздух, а почему, я его не вижу, как вы думаете?
Дети. Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Клоун. Вот, сколько интересного вы знаете. Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый - это правда. Ребята, а давайте поймаем воздух?
Дети. А как мы его будем ловить?
Клоун. Может кто-то из вас знает, как мы можем поймать воздух?
Дети. Я придумал, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он. Надо ловить его чем-нибудь. Например, пакетом, в баночку.
Клоун. Молодцы, догадались. Что это у меня в руке?
Дети. Полиэтиленовый пакет.
Клоун. Возьмите каждый себе полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в пакете?
Дети. Он пустой.
Клоун. Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите,
какой он тоненький. Теперь мы вверх – вниз, вправо – влево, воздух
набираем, смело и закручиваем. Что произошло с пакетом?
Дети. Он надулся.
Клоун. Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он похож?
Дети. На подушку, на конфету, на пузырь.
Клоун. Пакет стал похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь раскрутим пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети. Пакет опять стал пустым, мы выпустили воздух.
Клоун. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И вы смогли это сделать! Вы поймали воздух и заперли в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети. Да, ведь мы дышим воздухом.
Клоун. А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. (Дети выполняют задание.) Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети. В воде появились пузырьки.
Клоун. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Дети. Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Клоун. А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт. Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
Дети. На бурю, на бурлящую кипящую воду.
Клоун. Точно, это похоже на бурю, кипящую воду. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним тучки и бурю остановим, будем веселиться и сейчас превращаемся в маленькие семена цветов.
Физкультминутка «Вырастает цветок»: время года весна, посеяли семечки, пока их сеяли, они по ветру разлетелись в разные стороны, сели на клумбы и прижились. Садовник стал поливать их водичкой, солнце пригревать, семечки растут, превращаются в стебелечки, распускается бутон, дует ветерок и качается цветок. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Клоун. Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят с удивлением).
Клоун. Что это?
Дети. Разноцветные волшебные камешки.
Клоун. А как вы думаете, что с камешками можно делать?
Дети. Играть, ощупывать, засыпать ими аквариум для рыбок. А ещё бросать в лужу после дождя.
Клоун. Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А
давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт (дети берут в руки камешки и бросают в таз с водой). Ребята, что мы видели, когда опустили камешки в воду?
Дети. Они опустились на дно.
Клоун. Интересно, а почему камешки тонут?
Дети. Потому что они тяжелые.
Клоун. А вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?
Дети. Нет, не утонет шарик.
Клоун. А давайте проверим. (Опускают шарики в чашку с водой)
Клоун. Странно, камушки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята?
Дети. Шарик не тонет, потому что он легче воды, а камушки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Клоун. Ребята, а давайте вспомним ваши любимые мультики про изобретателей и фокусников.
Дети. «Незнайка на Луне», «Фиксики», «Смешарики»
Клоун. А мне очень нравится мультик про наших друзей Фиксиков. Они
утверждают, что если нагреть воздух в шарике он поднимется, а вы, как
думаете?
Дети. Да, это правда.
Клоун. А давайте проверим, так ли это. Сейчас я вам покажу интересный фокус: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.
Клоун. Посмотрите, что происходит с шариком?
Дети. Он становится, круглым, он надулся.
Клоун. Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему?
Дети. Получается, что воздух нагревается в бутылке и поднимается.
Клоун. Молодцы, воздух расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. А теперь проверим с холодным воздухом: ставим пустую стеклянную бутылку с шариком в холодную воду. Что произошло?
Дети. Шарик не надулся.
Клоун. Правы наши друзья Фиксики: горячий воздух легче холодного. Из этого делаем вывод, что воздух, какой еще?
Дети. Воздух бывает тёплый и холодный.
Клоун. Ребята, а в какое время года бывает воздух холодный?
Дети. Зимой, поздней осенью, ранней весной.
Клоун. А когда воздух бывает теплый?
Дети. Летом, весной, ранней осенью.
Клоун. Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке. Что это?
Дети. Баночки с разноцветными крышечками.
Клоун. Наверное, это волшебные баночки. Посмотрите, а в них что - нибудь есть?
Дети. В них находятся овощи и фрукты.
Клоун. Понюхайте, чем пахнет? (ребенок открывает крышку первой баночки и нюхает воздух)
Дети. Апельсином.
Клоун. Действительно, пахнет апельсином. Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке. Чем пахнет воздух в этой баночке? (ребенок открывает крышку второй баночки и нюхает воздух в ней)
Дети. Огурцом.
Клоун. Чем пахнет в третьей баночке? (ребенок открывает крышку третьей баночки и нюхает воздух в ней)
Дети. Запах клубники.
Клоун. Как вы думаете, почему во всех баночках разный запах воздуха?
Дети. В баночках запах тех продуктов, которые там находятся.
Клоун. Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Какой мы можем сделать вывод?
Дети. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Клоун. А я-то думаю, почему везде по-разному пахнет: на улице один запах, в помещении другой. А это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?
Дети. От пыли, газов, бензина, грязи.
Клоун. Это получается, что я подышал грязным воздухом, расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?
Дети. Нет, нельзя мы не сможем дышать.
Клоун. А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. (Дети выполняют задание)
Клоун. Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. А какой орган человеческого тела помогает нам дышать?
Дети. Человек дышит с помощью легких.
Клоун. Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Дети. Чистый воздух, где много деревьев, цветов и разных растений. Где нет машин, меньше заводов, в чистом городе.
Клоун. Может кто-то из вас знает загадки или стихи про воздух.
Загадка
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем (воздух)
Стихотворение «Свойства воздуха»
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый.
Пахнет веточкой смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Он ведь нам необходим.
Воздух жить нам помогает,
Как великий господин.
Клоун. Ребята, мы с вами узнали много свойств воздуха. Я хочу познакомить вас с еще одним свойством. Когда мы вдохнули через нос и легонько выдохнули на ладошку, то почувствовали легкое дуновение ветра. Воздух помогает двигать предметы. Сейчас мы выполним дыхательные упражнения: мальчики «Футбол» (вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик, стараясь загнать его в ворота. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щёки не надувались), девочки «Волшебные лодочки» (вытянуть губы трубочкой и дуть на лодочку, стараясь, чтобы она поплыла дальше. Вдох – через нос, выдох - через рот, постепенно выпуская струю воздуха)
- Заключительная часть
Клоун. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик»: мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу, рассказывать всё, что интересного и нового узнали сегодня о воздухе.
Дети. Воздух бывает прозрачный, легкий, теплый или холодный, без формы, цвета, запаха, помогает людям, невидимый, бывает чистый и загрязненный.
Рефлексия
Клоун. Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. Предлагаю раскрасить фломастером свои шарики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Воздух и его свойства" для детей старшего дошкольного возраста (эксперементирование)
Конспект открытой образовательной деятельности ( экспериментирование)...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме
ЗАДАЧИ: продолжать учить детей правильно вести себя на улицах города, закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме
ЗАДАЧИ: продолжать учить детей правильно вести себя на улицах города, закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Конспект занятия «Воздух и его свойства» для детей старшего дошкольного возраста(5-6лет).
Цель: Познакомить детей с понятием " воздух" и его свойствами.Задачи:1.Учить детей выполнять опыты при знакомстве со свойствами воздуха.2.Развивать умение делать выводы по результатам экспер...

Конспект занятия «Воздух и его свойства» для детей старшего дошкольного возраста(5-6лет).
Цель: Познакомить детей с понятием " воздух" и его свойствами.Задачи:1.Учить детей выполнять опыты при знакомстве со свойствами воздуха.2.Развивать умение делать выводы по результатам экспер...
- Мне нравится (1)
