Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки (на примере текстильной куклы). Мы знакомим детей с традиционно-бытовой культурой русского народа, побуждаем к совместной деятельности, со-творчеству, стремимся научить наших воспитанников помогать друг другу и радоваться общему успеху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.odt24.65 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:              « Жили — Были...» (бревенчатая изба).

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа: избой, домашней утварью, орудиями труда, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством. Продолжать знакомить детей с образцами устного народного творчества (пословицы, загадки). Изготовить макет бревенчатой избы (ее внешнюю сторону); совершенствовать умение детей владеть ножницами (разрезать ткань на полоски), соблюдать правила безопасной работы с ножницами. Учить детей составлять план действий, оказывать друг другу посильную помощь. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в работе; создать на занятии доброжелательную атмосферу.

МАТЕРИАЛЫ: Макет русской избы - дом изнутри, картонная основа - стена и крыша избы; лоскуты ткани по цвету и фактуре подходящие для бревен и соломы, ножницы, подносы, клей ПВА, кисточки и салфетки для клея, подставки для кисточек, клеенка на столы; заготовки трубы и ставень, степлер; записи русских народных песен, CD-плеер.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  Рассматривание иллюстраций по теме: "Русская изба"

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:       Изба, печь, горшок, кочерга, ухват, ставни, красный угол, икона, лавка, прялка, веретено, коромысло, горница, душа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент: дети входят в мастерскую, приветствуют друг друга и рассаживаются вокруг стола.

I часть.

Воспитатель: - Здравствуйте, дети. Наша встреча совсем неслучайно началась именно с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

Я знаю, что вы  любите и знаете очень много сказок. А сказку «Репка» вы знаете? Как она начинается?

Ответы детей: - Жили — были дед и баба...

Воспитатель: - А где жили дед и баба? Вы хотите узнать? Тогда слушайте и смотрите (дети рассматривают макет русской избы).

Дед и баба, как и вообще все русские крестьяне, жили в избе (это старинное название деревенского дома. Избы назывались также срубами, так как их рубили (строили) топорами. Избу строили сообща: все родственники (родные), соседи, друзья. Считалось, нельзя произносить бранные слова, пока идет строительство дома. Тогда жизнь в этом доме будет благополучная, без ссор, в мире да согласии.

Россия — страна лесная, деревом богатая. Из дерева строили дома, крышу покрывали соломой.

Вы хотите заглянуть внутрь дома? Что там находится?

Заходите в дверь. Сморите, какая она низкая — ниже человеческого роста (таким образом тепло сохраняли). Каждый входящий в дом должен наклониться    - войти в дом с поклоном, пожелать добра хозяевам. «Мир дому вашему», - говорил гость. «С миром принимаем», - отвечали хозяева.

        Как вы думаете про что эта  загадка?

                Стоит девица в избе,

                Коса - на дворе (печь).

«Дом без печки - нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей: в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку...

От жарко натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу.

Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки.

Для чего нужен чугунок?                         (Щи, кашу варить).

 О чем русский народ придумал такую загадку:

         На топтале был,

        На кружале был,

        На пожаре был,

        На базаре был -

        Домой пришел.                         (Глиняный горшок).

Чугуны в печи стоят горячие, как же достать их, чтобы не обжечься?

        Рогат — да не бык

        Хватает — да не сыт

        Людям отдает

        Сам на отдых идет                 (Ухват).

Кочерга нужна, чтобы угли ворошить:

        Железный конь

        Скачет в огонь  (Кочерга)

Напротив печки наискосок от нее, место красного угла. «Красный» - значит красивый. (красная девица, красное солнышко).

Красный угол - самое чистое, светлоея и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке всегда стояли домашние святыни - иконы.

По русскому обычаю стол должен стоять в красном углу, ведь еду человеку посылает Бог, а стол — его ладонь. Гостей в русском доме уважали - усаживали за стол в красном углу, рядом с хозяином, девочки и женщины сидели рядом с печкой (ведь им готовить еду и содержать дом в порядке).

Хотите нет еще поотгадывать загадки? Все ответы вы можете найти в русской избе.

        Четыре братца под одной крышей живут                                 (Стол).

        Стоит кошка о четырех ножках                                         (Лавка).

        Сверху дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода         (Самовар).

        Сами не едим, а людей кормим                                         (Ложки).

        На стене висит, болтается, всяк за него хватается                 (Полотенце).

        В избу идут плачут, а из избы скачут                 (Ведра на коромысле).

        Кручусь, верчусь, не потею, только более тостею                 (Веретено)

II часть.

Все необходимое для II части занятия приготовлено на отдельном столе.

Воспитатель: Вот как много мы узнали о крестьянской избе. А теперь давайте «срубим» избу для наших героев : Деда и Бабы.

        Бревна, из которых строили избу,  тяжелые, толстые и длинные. Как вы думаете какая ткань нам подойдет? Как надо ее резать?

(ответы детей: ткань плотная, коричневых оттенков, отрезать широкими полосками; возможны варианты).

 Крышу накрывали соломой. Как можно солому сделать? (подвести детей к ответу: подобрать ткань, подходящую по цвету, нарезать узкими полосочками, чтобы быстрее было, можно отрезать ткань не до конца, оставляя неразрезанной узкую полоску вверху лоскутка).

        Вспомнить правила безопасности при работе с ножницами. Можно включить негромко записи русских народных песен.

        Дети приступают к работе. Тем, кому трудно отрезать длинную полоску, можно предложить нарезать ткань для «бревен» поперек лоскута. Важно, чтобы ребенок справился с заданием самостоятельно. По мере         необходимости, показать, как ставить ножницы на ткань, поддержать руку         ребенка.

Когда сделано некоторое количество заготовок, детям, изъявившим желание, предложить приклеивать заготовки на картонную основу. (2-3 ребенка). Помочь им организовать рабочее место для работы с клеем.

        «Солому» ( намазывать клеем только узкую полоску вверху) приклеивать так, чтобы каждый следующий ряд перекрывал начало предыдущего. «Бревна» приклеиваем «в стык».

В процессе работы дети меняют виды деятельности.

Когда картонные основы заполнены, воспитатель с помощью степлера, жидкого клея «собирает» дом: крыша, труба, конек, ставни, оконный переплет, занавески.

        По окончании работы наводим порядок на рабочих местах, оцениваем работу детей. Подводим итог. Дети возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»  (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ ...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СПАСАТЕЛИ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СПАСАТЕЛИ»(ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ В...

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр...

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Золотая рыбка»

ТЕМА: « Золотая рыбка» Цель: Создать условия для изготовления детьми сувенира «Золотая рыбка» используя такое свойство бумаги, как пластичность Задачи:              ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Путешествие в мир животных.

Тема: Путешествие в мир животных.Программные задачи: Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. ...

конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Мебель"

Закрепить знания о мебели и ее назначении Формирование бережного отношения к мебели; Развиватие  речевого слуха, памяти, связной  речи....