Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Щербинская Елена Анатольевна

           Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк» посвящена проблеме формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к природе и жить в гармонии с ней.

           Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк»» может использоваться воспитателями детских садов при реализации программы «Омское Прииртышье» в дошкольном образовании, а также педагогами дополнительного образования при проведении летней лагерной экологической смены. Экскурсия на озеро Изюк знакомит дошкольников с флорой и фауной данной местности  - для этого используются картинки с изображением животного мира, а также наглядный материал, который встречается во время следования по маршруту экскурсии. Для создания эмоционального настроя проводятся экологические игры. Использование экологических игр способствует развитию исследовательского подхода к делу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meto.razrabotka.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк»

            Возрастная категория детей: подготовительная к школе группа.

            Автор: Щербинская Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ      Знаменский    детский  сад   «Теремок», Знаменский МР

Аннотация

           Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк» посвящена проблеме формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к природе и жить в гармонии с ней.

           Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк»» может использоваться воспитателями детских садов при реализации программы «Омское Прииртышье» в дошкольном образовании, а также педагогами дополнительного образования при проведении летней лагерной экологической смены. Экскурсия на озеро Изюк знакомит дошкольников с флорой и фауной данной местности  - для этого используются картинки с изображением животного мира, а также наглядный материал, который встречается во время следования по маршруту экскурсии. Для создания эмоционального настроя проводятся экологические игры. Использование экологических игр способствует развитию исследовательского подхода к делу.

Цель методической разработки: знакомство дошкольников  с  природным и растительным миром родного края.

Планируемые результаты: ребёнок должен знать наиболее типичных представителей животных и растений озера, уметь анализировать информацию, осознавать ценность природы для человека, оценивать влияние деятельности человека на экосистему  озера, предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры), испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, понимать свою роль в деле охраны окружающей среды, уметь видеть красоту природы.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Форма организации: экскурсия.

Конспект экскурсии «Загадочный мир озера Изюк»

         Цель: познакомить  детей с разнообразием растительного и животного мира  озера (серый и золотистый карась, карп, линь, пузырчатка, кувшинка).

Задачи: дать представление о том, что на берегу и в воде растут растения, которым требуется много влаги, живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой, и все они образуют одну цепочку. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не отставлять мусор на берегу водоёмов). Побуждать детей соблюдать правил поведения на природе. Учить видеть красоту природы. Развивать наблюдательность, внимание, память, активную речь.

           Методы: словесный (беседа, объяснение, сообщение), наглядный (рассматривание картинок рыб, растений на поверхности водоёма, наблюдение), практический (д/игра «Найди своё дерево», опыт с водой, творческая мастерская), игровой (д/игра «Фотограф», д/игра «Хорошо-плохо» (с мячом).      

              Материалы и оборудование: карточки с изображением водных обитателей  (карась, линь, карп), баночка с крышкой для воды для проведения опыта.

             Ход экскурсии:

  1. Организационный момент, игровая мотивация.

Воспитатель с детьми выходят на улицу.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром хозяюшка нашего участка тётушка Сова передала нам приглашение на экскурсию   к озеру Изюк. Как вы думаете, кто прислал нам это приглашение? (Дети высказывают предположения)

Воспитатель: А приглашение нам прислали обитатели этого озера, у них случился спор, все ли они могут жить в озёрной воде. Давайте, ребята, сходим к ним в гости и поможем разобраться, а чтобы наша экскурсия запомнилась нам надолго, мы возьмём с собой фотоаппараты, чтобы заснять всё, что увидим по дороге. Но фотоаппараты будут необыкновенные, а особенные. Прежде чем отправиться, давайте вспомним, как нужно вести себя по дороге и около воды. (Ответы детей)

Воспитатель: Какие молодцы! Правильно, нельзя шуметь, нужно быть осторожными, нельзя разбрасывать мусор, и срывать цветы и растения. Не забывайте об этих правилах! И мы с вами отправляемся в путь.

  1. Основная часть:

Д/игра «Фотограф» (на протяжении всего пути)

Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит  «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши, предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:

Что «сфотографировала»  «камера»? Что хотел  «сфотографировать» «фотограф»? Природный это объект или нет? Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»? Чем этот природный объект ему понравился? Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько деревьев вокруг и они все разные, а кто знает, как называются эти деревья?  (Ответы детей)

Д/игра «Найди своё дерево»

Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы: оно гладкое или нет? Есть ли на нём листья? Высоко ли от земли начинаются ветки?  Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает  угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

Воспитатель: Ребята, мы с вами даже и не заметили,  как пришли к озеру. Давайте осмотримся, как красиво вокруг, «сфотографируйте» эту великолепную природу. Но, не забывайте о правилах поведения на природе!

(Пока дети «фотографируют» природу воспитатель незаметно раскладывает на поляне картинки с изображением озёрных рыб, затем собирает детей возле себя).

Воспитатель: Посмотрите, обитатели данного озера оставили на берегу свои фотографии, чтобы мы помогли решить их спор. Давайте с берега будем наблюдать за озером, а по картинкам, посмотрим, что есть под водой данного водоёма, кто там живет, кто плавает, что растет.

(Воспитатель показывает картинки рыб и вместе с детьми характеризуют каждую из них).

А это карась. Спинной плавник длинный. Тело высокое с толстой спиной, сжатое с боков. Чешуя крупная и гладкая на ощупь. Питаются караси растительностью. В нашем озере обитает карась двух видов: какрась серебристый и карась золотистый. Чем они отличаются? (Ответы детей) Это линь. Тело этой рыбы невысокое, короткое, покрыто очень мелкой чешуёй и густым слоем вязкой слизи, которая быстро затвердевает на воздухе. Питается личинками насекомых, червями. А это карп. Крупная рыба ( может достигать длины 1 метр и веса 20 кг) с крупной желтовато-коричневой чешуёй. Имеет по 2 уса с каждой стороны верхней челюсти. Питается растительностью, личинками насекомых.

Скажите, ребята, все ли эти обитатели озёр? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас, посмотрите на воду в озере и скажите, какая она.  (Ответы детей) А  давайте зачерпнем немного воды, чтобы потом сравнить ее с водопроводной. (Воспитатель зачерпывает воду в баночку и закрывает крышкой)

Воспитатель: Посмотрите ещё раз внимательно на водоем. Что мы видим на поверхности воды? (Ответы детей)

Воспитатель: Это Пузырчатка – хищное растение, маленькими овальными пузырьками, которые сидят на тонких листьях, она захватывает мелких рыбок, водоросли и переваривает их.  А это кувшинка – водное растение с плавающими листьями. Какая же она красивая! Обратите, внимание, на берегу растет камыш – вот он. Все эти растения любят воду, и поэтому растут в тесном соседстве с озером. Ребята, но кроме красивых растений, мы видим также на поверхности водоёма мусор. А кто бросает мусор? (Ответы детей)

Воспитатель: А сможем ли мы жить без воды? (Ответы детей)

Д/игра «Хорошо-плохо» (с мячом).

Дети встают в круг, воспитатель в центре, кидает детям по очереди мяч, они называют какую пользу или вред приносит вода.

  1. Рефлексия:

Воспитатель: Устали? Нам пора возвращаться в детский сад.

(По дороге дети делятся впечатлениями,  что видели интересного, что больше всего понравилось).

По возвращению в детский сад воспитатель с детьми выполняют задание дидактического пособия «Маленький житель Омского Приртышья», направленное на определение озёрных рыб, проводят опыт с озёрной и водопроводной водой на степень чистоты. Делают выводы, что пить воду из водоёма нельзя. «Проявляют», сделанные во время экскурсии фотографии: рисуют, то, что «фотографировали», оформляют выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии в Русский музей "Образ Петра I в искусстве".

Описание экскурсионного муршрута по залам Русского музея....

методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)

Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....

Методические разработки "Этот загадочный космос"

Аннотация.  Данная разработка направлена на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды»,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ПЕРВОЦВЕТЫ"

Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей средней группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной деятельност...

Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк»

Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк» посвящена проблеме формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих ...

Методическая разработка "Эти загадочные динозавры" рисование подготовительная группа

Методическая разработка - рекомендация по проведению занятия по рисованию в подготовительной группе "Эти загадочные динозавры"...