Профессия пожарный
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

конспект занятия по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiya_pozharnyy.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы.

    Тема. «Профессия пожарный».

   Цель: Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

   Задачи:

   Образовательные: познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

   Развивающие: формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать умение вызывать пожарного по телефону.

   Воспитательные: воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.

   Обоснование. Сегодня вопросы воспитания у детей пожаробезопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуальны. Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению в социуме, через ознакомление с профессией пожарный.

   План.

Вводная часть:

   1. Рассказ воспитателя.

   2. Беседа.

Основная часть:

   1. Игра «Огнеопасные предметы».

   2. Отгадывание загадки.

   3. Игра «Что пригодится при тушении пожара».

   4. Игра «Топаем- хлопаем».

   5. Лабиринт «Помоги пожарному добраться до машины».

Заключительная часть.

   Демонстрационный материал: картинки с изображениями огнеопасных и неопасных предметов, картины с пожарной техникой - машины, вертолеты, катер, картины по правилам пожарной безопасности, рабочая тетрадь «Знакомство с профессиями», лабиринт.  

   Словарная работа: каска, брезент, пожарная каланча, огнетушитель, ядовитый дым, сирена.

   Предварительная работа: целевая прогулка в пожарное депо, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы: « Почему огонь полезен и опасен», « Пожар», « Это не игрушки - это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры .

   Ход занятия.

   Воспитатель. В одной мордовской деревне жили-были дед (атя) и баба (баба). Дети у них выросли, в город переехали и их с собой звали, но любили бабай с атяй деревню свою. И всё у них было хорошо, только управляться с хозяйством всё сложнее стало. И решили они в помощники себе Куйгорожа позвать. Так и сделали.

Жили они себе жили, да только случилась у них беда - дом загорелся.

А из-за чего может случиться пожар?

   Дети. Неосторожное обращение с огнем, игры с огнеопасными предметами; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых элект-роприборов, печей.

   Воспитатель: Ребята, запомните: опасно баловаться спичками, зажигалками, они предназначены для хозяйственных нужд, но никак не для игр. Даже маленькая искорка может привести к большому пожару. Ребятам младшего возраста опасно пользоваться бытовыми электроприборами, такими, как утюги, чайники, телевизоры, включать газовые плиты и др., самим топить печи, разжигать костры.

А теперь давайте поиграем в игру и узнаем, запомнили ли вы предметы, которые могут быть причиной пожара.

   Дидактическая игра «Огнеопасные предметы»

Перед детьми лежат карточки с огнеопасными и неопасными предметами (вперемешку). Дети разделены на две команды. Игроки команды № 1 должны найти группу огнеопасных предметов, игроки команды № 2 должны найти предметы, не представляющие опасности. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.

   Воспитатель. Попробуйте отгадать, кто пришёл деду с бабой на помощь?

Перетянут он ремнём,

Каска прочная на нём.

Он в горящий входит дом,

Он сражается с огнём.

Кто это?

   Дети. Пожарный.

   Воспитатель. Правильно! Что вы знаете о труде пожарного? 

   Дети. Работа пожарных трудная, тяжелая: при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа, очень нужна людям.

    Воспитатель. Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям?

   Дети. Они тушат пожары, спасают людей, их вещи.

    Воспитатель. Какими должны быть пожарные?

    Воспитатель. Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными?

    Дети. Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму. А это могут делать только люди с такими качествами.

   Воспитатель. Работа пожарного заключается не только в тушении пожаров, но и в предупреждении. Без разрешения пожарных, без тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, кафе перед их открытием. Профессия пожарный – опасна, а работающие пожарными люди смелые и умелые. У них есть специальная одежда, которая защищает во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове пожарного стальная каска, на ногах – прочные и удобные сапоги.

Дети, какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем?

   Дети. Им помогают пожарные машины с водой, пеной, с механическими лестницами и насосами.

   Воспитатель. В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни – синие, а также звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу. В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара горели целые дома и улицы, даже целые города. Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки. Знаете ли вы, что когда ещё не было телефонов и Интернета пожарные узнавали о пожаре при помощи специальных высоких башен.  Раньше в каждом большом селе и в городе была высокая башня – она называлась пожарной каланчой. На ней дежурил человек – дозорный  и смотрел, не виден ли где-нибудь дымок.

   Воспитатель. А что нужно сделать сейчас, чтобы сообщить о пожаре?

   Дети. Нужно по телефону набрать «01».   

   Воспитатель: А вы можете назвать предметы, которыми пользуются пожарные при тушении пожара? (вода, песок, огнетушитель и др). Верно! Давайте сыграем в игру «Что пригодится при тушении пожара».

   Дидактическая игра «Что пригодится при тушении пожара»

Помоги пожарному найти предметы, которые понадобятся для тушения пожара: огнетушитель, пожарная лестница, перчатки, 4 лопаты, 2 шлема, 2 пары сапог, автомобиль, мегафон, топор, пожарный шланг.

   Воспитатель Что вы узнали сегодня на занятии?

   Дети. Если не соблюдать правила пожарной безопасности, то бывают пожары. В беде людям помогают пожарные. Пожарные должны быть сильными, смелыми.

   Воспитатель:  Ребята, а теперь послушайте, что необходимо сделать, если возник  пожар.

В первую очередь позвоните в службу спасения по телефону «01».

Сообщите, что горит и точный адрес.

Если рядом есть взрослые, необходимо позвать их на помощь. Ни в коем случае не прячьтесь во время пожара в укромные места: под кровать, в шкаф, в кладовку и др., пожарным будет трудно вас найти.

Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, пригнитесь к полу и срочно покиньте помещение.

Твердо знайте, что из дома есть два спасительных выхода: если нельзя выйти через дверь, зовите на помощь из окна или с балкона.

Если пожар произошел в твоей квартире и есть возможность ее покинуть – убегай на улицу, не забудь плотно закрыть за собой дверь и сразу же сообщи о пожаре первым встречным прохожим, чтобы они вызвали пожарных.

Пожар может произойти в подъезде или в другой квартире. Если в подъезде огонь или дым, не выходите из квартиры. Откройте окно или балкон и зовите на помощь.

Во время пожара нельзя пользоваться лифтом: он может остановиться между этажами.

Если на вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя.

Если вы обожгли, например, руку – подставьте ее под струю холодной воды и позовите на помощь взрослых.

Воспитатель: Ребята, теперь поиграем в игру «Топаем, хлопаем»

Условие: Если дети поступают правильно - хлопают, если неправильно – топают.

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя! (хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть. (топают)

Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)

Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает (хлопают)

Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)

Клим увидел: дом горит,

Мальчик «01» звонит. (хлопают)

  Воспитатель. И последнее задание: пожарному поступил вызов. Помоги ему добраться до машины. Лабиринт

  Воспитатель. Профессия пожарного не легкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре?

   Дети. Их награждают медалями.

    Воспитатель. Правильно, пожарных награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи, рассказы и песни, написаны картины. Стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л.Толстого «Пожарные собаки»…         

Список использованной литературы:

1. Т.А.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности. - Москва: Творческий центр, 2010

2. Н.А. Аралина  Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.- Москва: ООО Издательство Скрипторий 2003, 2007

3. М.В. Антонова Знакомимся с профессиями. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – Саранск, 2017

     Анализ занятия с детьми подготовительной к школе группы.

    Тема. «Профессия пожарный».

Цель: Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи НОД: 

   Образовательные: познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

   Развивающие: формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать умение вызывать пожарного по телефону.

   Воспитательные: воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Формы организации совместной деятельности: мотивация к выполнению заданий, рассматривание и обсуждение картинок, подвижная игра «Топаем-хлопаем», выполнение творческого задания.

Материал к НОД: картинки с изображениями огнеопасных и неопасных предметов, картины с пожарной техникой - машины, вертолеты, катер, картины по правилам пожарной безопасности, рабочая тетрадь «Знакомство с профессиями», лабиринт.  

  Предварительная работа: целевая прогулка в пожарное депо, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы: « Почему огонь полезен и опасен», « Пожар», « Это не игрушки - это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры .

  Конечный результат на ребёнка:

• Знает первичные средства пожаротушения.

• Знает правила поведения при пожаре.

• Умеет работать коллективно.

• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

• Умеет излагать свои мысли понятно для окружающих.

• Проявляет сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

• Активно участвует в подвижных играх.

При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: проведены: влажная уборка, проветривание; освещение, время проведения, про-должительность самой деятельности соответствуют нормативным требованиям. Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности стоя, сидя, передвижения, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.

Непосредственная образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы.

При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывалось:

• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии.

• Создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

• Разнообразие видов детской деятельности.

• Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал.

Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практи-ческих методов.

Основные три этапа НОД прослеживаются, и каждый является продолжением другого.

Вводная часть (2 минуты) образовательной деятельности направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образователь-ной ситуации.

В данной части образовательной деятельности использовалось сочетание игровой мотивации и словесного метода.

С целью реализации образовательных задач была предложена мотивация: отга-дать загадку.

В основной части(20 минут)  Для решения поставленных задач использовались методы обучения:

• словесный;

• наглядный;

• практический.

Приемы:

• сюрпризный момент - мотивационный прием

• подвижная игра: «Топаем-хлопаем»;

• повторение: хоровое, индивидуальное;

• рассматривание;

• вопросы;

• поощрение.

Заключительная часть (3 минуты) образовательной деятельности – это подведение результата образовательной ситуации.

Дети были эмоциональны, доброжелательны, внимательны.

Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение).

Детей радовали результаты их деятельности.

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы:

• групповая;

• индивидуальная;

• коллективная

Части образовательной деятельности были логически связаны друг с другом.

Разнообразие и оптимальное сочетание видов деятельности, методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей.

Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Считаю, что мне удалось наладить общение при взаимодействии с детьми. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Уважительно относилась к результатам выполненных заданий, детского творчества.

Подбор материала осуществляла в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста.

Во время всей образовательной деятельности я использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон.

Вывод:

Я считаю, что поставленные мною задачи реализованы.

Своей сильной стороной в образовательной деятельности, считаю:

- умение создать атмосферу эмоциональной открытости и доверия;

- доступность изложения материала;

- динамичный характер деятельности детей;

- создание условий для развития интеллектуальных способностей через продуктивную деятельность;

- творческий подход в решении образовательных задач.

В дальнейшем планирую:

• повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного                            

                  профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

                                      «Мордовский республиканский институт образования»

                                            Кафедра дошкольного и начального образования

                        Конспект профориентационного занятия

                        с детьми старшего дошкольного возраста

                                                    Тема: «Профессия пожарный»

                                                                                           

                                                                                                Выполнила:

                                                                                                                  воспитатель МДОУ

                                                                                                                  «Детский сад № 71»

                                                                                                                   Ершова Любовь  Викторовна    

                                                             Саранск. 2017 г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательный спортивный комплекс. Ко Дню пожарной охраны «Профессия - пожарный»

1.Создать в детском саду радостную, торжественную атмосферу праздника.2.Прививать детям потребность в физической культуре и спорте, способствовать закреплению полученных на занятиях умений.3.Обо...

Обобщающее занятие по ОБЖ, посвященное дню пожарной охраны для детей старшей группы «Профессия пожарного»

- Воспитывать культуру речевого общения, интерес к языку и желание говорить правильно.- Воспитывать уважение и благодарность к профессии пожарного.-Формировать дисциплинированность, чувство ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Профессия пожарного»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему:  «Профессия пожарного»...

Конспект Од по пожарной безопасности в старшей группе на тему "Как важна профессия пожарного"

Цель: Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуация...

Лэпбук "Пожарный" по ознакомлению с профессией пожарного для детей дошкольного возраста

В презентации представлен лэпбук "Пожарный" по ознакомлению с профессией пожарного для детей дошкольного возраста...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема: «Профессия пожарный»

Профориентация дошкольников – это современное инновационное направление в воспитательно-образовательном процессе детского сада.    Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим ми...

Технологическая карта по познавательному развитию "Профессия опасная - профессия прекрасная" (знакомство с профессией пожарного)

Поэтапный план проведения занятия по знакомству детей с трудом пожарного, особенностями этой професии с упором на обобщение знаний о правилах пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраст...