Главные вкладки

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Ребятам о зверятах» (из опыта работы)
    учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Афонасьева Олеся Александровна

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    «Ребятам о зверятах»

    (из опыта работы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл afonaseva_oa_statya_zmo.docx21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Олеся Александровна Афонасьева

    воспитатель, 1 квалификационная категория

    МБДОУ детский сад №15, г. Краснотурьинск

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    «Ребятам о зверятах»

    (из опыта работы)

    В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

    Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

    Дошкольник, чувствуя себя первооткрывателем, учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы, находит новое в знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию.

    Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы [6, с.15].

    Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет развить у воспитанников интерес к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие дошкольники в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птиц Уральского леса, детям интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму, что происходит с деревьями при смене времён года.

    Паспорт проекта

    Название проекта: «Ребятам о зверятах»

    Куратор проекта: Афонасьева О. А., воспитатель

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников

    Сроки реализации проекта: краткосрочный (две недели)

    Цель: углубление интереса к окружающему миру, воспитание желания к постоянному общению с миром живой природы в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

    Задачи:

    1. Уточнить представления детей о диких животных Уральского леса, их внешнем виде, среде обитания, особенностях выведения потомства и т.д.
    2. Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов о животных.
    3. Поддерживать желание отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, героях и событиях в разных видах художественной деятельности.
    4. Воспитывать гуманное отношение к животным.
    5. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.

    Продукты деятельности:

    Оформление альбомов:

    • детского речевого творчества «Я загадаю, а ты отгадай»;
    • детского творчества «Кто живёт у нас в лесу?»;
    • семейного творчества «Животные Уральского леса».

    Работа с родителями воспитанников:

    1. Оформление выставки семейного творчества «Животные Уральского леса».
    2. Оказание помощи в оформлении тематической выставки художественной литературы.
    3. Выставка детского творчества по теме проекта.

    Этапы реализации проекта

    I этап – подготовительный.

    • Введение детей в проблему.
    • Обсуждение цели, задач с родителями.
    • Создание необходимых условий для реализации проекта: подбор литературы и иллюстраций; разработка картотеки присказок, пословиц и поговорок о животных - сказочных героях; создание дидактических и настольных игр; подбор масок, атрибутов и элементов костюмов для игр – драматизаций.
    • Перспективное планирование проекта.
    • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

    II этап – основной (практический).

    Внедрение в образовательную деятельность эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников об особенностях жизни диких животных Урала.

    III этап – заключительный.

    • Оформление проекта
    • Итоговое мероприятие: НОД «Животные нашего леса»

    Работа с родителями

    Рекомендации для родителей воспитанников:

    1. Совместно с ребёнком рассмотреть имеющиеся в домашней библиотеке энциклопедии, художественную литературу с произведениями о диких животных и иллюстрации к ним, обсудить, выбрать наиболее понравившиеся.
    2. Изготовить аппликацию или рисунок для дальнейшего оформления выставки семейного творчества «Животные Уральского леса».
    3. Принести книги в детский сад для оказания помощи в оформлении тематической выставки художественной литературы.

    Перспективное планирование образовательной деятельности по проекту «Животные наших лесов»:

    1.  Восприятие художественной литературы

    Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к ним.

    • В. Бианки: «Лесные домишки», «Лесные разведчики», «Кто чем поёт?», «Лис и мышонок», «Хитрый лис и умная уточка».
    • М. Пришвин «Беличья память», «Белый ожерелок», «Беляк».
    • Э. Шим «Приключения зайца».
    • Книга: Бианки В. В., Сладков Н. И., Шим Э. Ю. «Родная природа. Сказки и рассказы о родной природе»
    • Книга: Бианки В. В., Сладков Н. И., Шим Э. Ю. «Большая книга сказок о животных»
    1. Речевое развитие
    • Беседа «Мои любимые животные»;
    • Оформление альбома детского речевого творчества «Я загадаю, а ты отгадай»;
    • НОД «Путешествие в осенний лес».
    • Словесные игры: «Назови ласково», «Опиши героя», «Я назову, а ты, продолжи», «У кого какие шубки?», «Помогите найти домики» [5, с.64].
    1. Изобразительная деятельность
    • Аппликация с элементами оригами «Лиса с лисёнком»;
    • Лепка «Ёжик по лесу гулял»;
    • Рисование «Зайчик с ёжиком дружил»;
    • Создание альбома «Природа родного края»;
    • Создание иллюстраций для альбома детского речевого творчества «Я загадаю, а ты отгадай».
    1. Физическое развитие
    • НОД «В гостях у лесных жителей»;
    • НОД «В гости к бабушке Загадушке»;
    • Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Найди медвежонка», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди», «Лиса в курятнике».
    1. Познавательно-исследовательская деятельность [1, с.23, с.30]
    • НОД «Природа и мы». Ребёнок открывает мир природы;
    • НОД «Как животные к зиме готовятся». Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем;
    1.  Игровая деятельность
    • Дидактические игры: «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Детки потерялись!», «Узнай по голосу» - аудиозаписи «Голоса птиц», «Голоса животных», «Опиши словами», «Ошибки художника»;
    • Игры инсценировки по сюжетам русских народных сказок;
    • Сюжетно – ролевые игры: «В лесу», «В зоопарке».

    Вывод:

    Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства [2, с.95].

    Список литературы:

    1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.
    2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
    3. Гуров  В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
    4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
    5. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
    6. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
    7. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой.

    Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с при...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

    На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

    Опыт работы «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

    Опыт работы «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

    Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

    Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)

    Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...