Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Тимофеева Екатерина Георгиевна

Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._proekt_mylnye_puzyri.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад  «Брусничка»

г. Тарко-Сале Пуровского района.

Обобщение опыта работы по теме:

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Воспитатель:  Е.Г. Вазагова

Октябрь

 2019г.

1.Слайд. Представляю вашему вниманию опыт своей работы по теме «Проектная  деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Проектная деятельность актуальна и эффективна т. к. позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности. А так-же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия в ней родителей.

2. Слайд.  За время своей работы я разработала и  реализовала множество проектов, такие как: «Познай себя», «Русская Ярмарка», «Молоко и молочные продукты», «Арктика и Антарктика», «Мыльные пузыри».

Хочу подробней рассказать вам о  проекте «Мыльные пузыри».

Прежде, чем начать исследовательскую деятельность, я обратила внимание на интерес детей к тому, как они пускают мыльные пузыри. Это позволило выбрать привлекательную тему для дальнейшей разработки исследования.

Цель проекта:  направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развитие исследовательских способностей.

Задачи: -Формировать исследовательские навыки; -Исследовать свойства мыльных пузырей; -Систематизировать знание детей о мыльных пузырях;

-Формировать умения использовать имеющиеся знания на практике;

-Привлечь родителей к исследовательской деятельности по проекту.

3.Слайд.  Сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

1. «Подумать самостоятельно».  2. «Спросить у другого человека».

3. «Узнать из книг».

4.Слайд. Эксперименты. Практические опыты с мыльными пузырями,

1.Этап подготовительный. Приготовить материал и инструменты для опыта.

2.Этап практический: проведение опыта.

3.Этап заключительный. Необходимо сделать вывод. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

1.Предлагаю детям приготовить с раствором мыльных пузырей из средства для мытья посуды . Вывод: мыльные пузыри можно приготовить из моющего средства и воды, но они быстро лопаются.

2.Предлагаю детям приготовить с раствором мыльных пузырей, но уже с добавлением глицерина.  Вывод: мыльные пузыри более прочные.

5.Слайд. Опыт «Пузырь в пузыре» Ребят интересовал вопрос, как получить пузырь в пузыре. Вывод: стенки мыльного  пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь  них можно было провести трубочку, предварительно  смоченную  мыльным раствором.

6.Слайд.  Опыт «Мыльный пузырь на ладошке»  Дети пускали пузыри и ловили их на ладошку, при соприкосновении с ладонью он лопался. Вывод: для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором.

7. Слайд.  Эксперимент «Форма мыльных пузырей»  Предложила детям взять проволоку  отрезанную на несколько кусочков разной длины. На конце каждой проволоки свернуть петлю – так чтобы их диаметры отличались. Вывод: мыльная пленка не принимает разные формы рамки, с помощью которой надувают пузырь.

8.Слайд.  Участие  родителей. Детям дано было задание, совместно с родителями в домашних условиях приготовили мыльный раствор и провести опыты. Дети узнали много нового и интересного.

9.Слайд. Итоговое мероприятие проекта было рисование мыльными пузырями. Рисунки получились интересные, оригинальные, все дети проявили творчество и фантазию. Сделали вывод: что мыльный раствор можно не только выдувать пузыри, но и использовать в нетрадиционном рисовании.

10.Слайд. 3 ЭТАП: Вторичная обработка первичной информации.

Наши исследователи рассматривают зарисовки и делают сообщение — «Доклад о мыльных пузырях»

По трём вопросам:  «Что именно в этой  работе мне понравилось?», «Что меня особенно заинтересовало?», «Что нового я узнал?».

Результат проектной деятельности показал, что  дети приобрели опыт исследовательской деятельности.

  Дети научились получать крупные и крепкие мыльные пузыри, через постановку опытов (экспериментов). В результате опытов выяснили, что в основу всех рецептов мыльных пузырей составляет вода и моющее средство.  Наряду с этим выяснили, что глицерин придаёт прочность пузырю, но больше всего устойчивость зависит от воды, однако важна пропорция, но самое главное это влажность воздуха. Чем влажнее воздух, тем дольше проживет пузырь. Кроме того при правильном надувании мыльных пузырей, они могут быть большими и крепкими и радовать всех, в том числе и взрослых.

Делаем вывод, что необходимо поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях и в исследовании.

Наконец в заключение хочется привести слова китайской пословицы: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана проектная  деятельность!

11.  Слайд.  Спасибо за внимание!

Тип проекта: Познавательно-исследовательский 

Сроки проекта:  2  недели

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Актуальность и новизна проблемы.

Данный  проект  актуален  тем,  что  способствует  приобщению  детей  к получению информации о мыльных пузырях из различных источников. У детей закладывается в сознании реалистическое представление о мыльных пузырях. Исследовательская работа по проекту направлена на  поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении мыльных пузырей, через постановку опытов (экспериментов).  

Проблема: Недостаточные знания и практических умений детей в приготовлении мыльных пузырей. Развитие познавательно - исследовательской деятельности.

Практическая значимость проблемы.

Получение детьми практического опыта в исследовательской деятельности  и реалистического представления о мыльных пузырях, их приготовление.

Объект исследования: Мыльные пузыри.

Предмет исследования: Состав и свойства мыльных пузырей.

Цель:  Проект направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Научиться  получать крупные, крепкие мыльные пузыри.

Гипотеза: Приобретение детьми опыта исследовательской   деятельности и иметь реалистическое представление о мыльных пузырях и умение получать крупные и крепкие мыльные пузыри. Это возможно, если содействовать познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников:  через постановку опытов (экспериментов).

Задачи:

  • Формировать исследовательские навыки: Получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. В заключении исследования делать выводы.  Выявить, где можно использовать мыльные пузыри и  как их можно приготовить.;

  • Исследовать свойства мыльных пузырей, полученных из разных растворов, а так же с использованием разных моющих средств;
  • Систематизировать знание детей о мыльных пузырях. Развивать умственные операции анализ, сравнения, обобщения, классификация;
  • Формировать умения использовать имеющиеся знания на практике;
  • Привлечь родителей к исследовательской деятельности по проекту.

Методы исследования:

  •  наблюдение, сравнение;
  • беседы, игры;
  • экспериментирование

 Получение первичных данных.

Сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

1. «Подумать самостоятельно».

Что мы знаем о мыльных пузырях:

  • Пузыри легкие, воздушные, подымаются вверх, быстро лопаются.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

2. «Спросить у другого человека». Вопросы задаём всем присутствующим — детям и взрослым: 

1. Откуда появились мыльные пузыри?  2.Где  используют мыльные пузыри? 3.Можно ли приготовить пузыри, чтобы они были крупными и крепкими? 4. Может ли пузырь быть устойчивым? 5. Почему он быстро лопается? 6.Что произойдёт с мыльными пузырями в сильный мороз? 7. Рецепты мыльных пузырей.

Для закрепления подсказанных другими идей рисуем соответствующие им схематические изображения.

3. «Узнать из книг». Просмотреть иллюстраций книг,  или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. Энциклопедий они прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований.

Что мы узнали о мыльных пузырях:

  • Пузыри можно приготовить из воды и моющего средства;
  • Какое вещество придаёт прочность пузырю;
  • Какой самый большой пузырь был надут;
  • От чего зависит прочность пузыря.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

4.Эксперименты. Практические опыты с мыльными пузырями, выводы по каждому опыту.

1.Этап подготовительный.

Приготовить материал и инструменты для опыта.

2.Этап практический: проведение опыта.

3.Этап заключительный.

Необходимо сделать вывод.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №1. «Делаем мыльные пузыри»
Предлагаю детям приготовить раствор мыльных пузырей: 100мл.воды, 100мл средства для мытья посуды, при помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т.д). Вывод: мыльные пузыри можно приготовить из моющего средства и воды, но они быстро лопаются.

 Опыт №2. Предлагаю детям приготовить раствор мыльных пузырей, но уже с добавлением глицерина и выдуваем пузыри.  Вывод: мыльные пузыри более прочные.
Опыт №3. Ребят интересовал вопрос, как получить пузырь в пузыре. Мы взяли мыльный раствор и смазали поверхность стола и начали выдувать большой пузырь на стол. Соломинку погрузили в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря протолкнули соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул, затем медленно начали дуть в соломинку. В результате получили  второй пузырь, заключенный в первом, затем осторожно вытянули соломинку. Вывод: стенки мыльного  пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь  них можно было провести соломинку, предварительно  смоченную  мыльным раствором. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №4. Взяли маленькую резиновую игрушку смазали её мыльным раствором и положили на стол. И аккуратно начали выдувать мыльный пузырь. Игрушка медленно погружалась в пузырь. И вот игрушка оказалась лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки. Вывод: мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно  смоченный мыльным раствором. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №5. Ребятам очень нравилось экспериментировать с мыльными пузырями, в ходе которых у детей получились различные фигурки. Тогда решили попробовать сделать из мыльных пузырей цветок и принялись за дело. Выдували пузыри на стол, и они притянулись друг к другу и у нас получился цветок. Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пузырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения

Опыт №6.  Дети пускали пузыри и ловили их на ладошку, при соприкосновении с ладонью он лопался. У нас возник вопрос, а можно ли поймать пузырь на ладошку?  Проводя экспериментирование, дети догадались смазать ладошку мыльным раствором. И вот пузырь спокойно лежит в руке и не лопается. Вывод: для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №7.   Как же сделать большой пузырь, возник вопрос. Я предложила детям взять две соломинки и протянуть через них нить в метр длинной. Завязать узел так, чтобы большая часть веревки соединяла соломинки как ручки, спрятать узел в одну из соломинок. Теперь, держа соломинки вместе, опустить их в раствор. Аккуратно поднять их вверх и дать каплям стечь обратно в контейнер. Теперь аккуратно разделить соломинки, и у них получился прямоугольник, обтянутый мыльной пленкой. Дети очень медленно растянули соломинки еще больше. Затем медленно подули в центр пузыря несколько раз, в результате хоть и не сразу, но получили по-настоящему большой пузырь.

Опыт №8. Проводя опыты с пузырями, обратили внимание на то, что при включении увлажнителя воздуха пузыри существуют намного дольше, по сравнению с тем, когда увлажнитель воздуха выключен. Пришли к выводу, что чем больше влаги в воздухе, тем дольше проживет пузырь. Так же эту проблему можно решить, добавив в мыльный раствор немного желатина. Сравнили время жизни таких пузырей и обычных. Вывод: на устойчивость пузыря влияет влажность воздуха, пропорции воды и желатин с глицерином.

Опыт №9.  Предложила детям взять проволоку  отрезанную на несколько кусочков разной длины. На конце каждой проволоки свернуть петлю – так чтобы их диаметры отличались. У нас получились несколько рамок разной формы – круглой, квадратной и овальной. Самое главное, что бы они были замкнуты. Окунали проволоку в смесь и слегка дули на образовавшуюся пленку. Получились мыльные пузыри, которые приняли разную форму. Вывод: мыльная пленка может принимать самые разные формы, в зависимости от рамки, с помощью которой надувают пузырь.

Вторичная обработка первичной информации.

Обобщение полученных данных. 

Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

Собранные сведения проанализировать и обобщить.

Доклад. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о мыльных пузырях»

По трём вопросам:  «Что именно в этой  работе мне понравилось?», «Что меня особенно заинтересовало?», «Что нового я узнал?».

1.Что именно в этой  работе мне понравилось?

  • Проводить опыты;

2.Что меня особенно заинтересовало?

  • Изобрести интересные элементы пузыря. Как приготовить цветные мыльные  пузыри? Как их сделать устойчивыми.

3.Что мы узнали о мыльных пузырях:

  • Основу всех мыльных пузырей составляет вода и моющее средство;
  • Как приготовить цветные мыльные пузыри;
  • Какое вещество придаёт прочность пузырю;
  • Отчего зависит прочность пузыря;
  • Какой самый большой пузырь был надут;
  • Как создать праздник мыльных пузырей в д/саду и порадовать себя и других детей.

Результат проектной деятельности:

            В результате исследования дети приобрели опыт исследовательской деятельности.

 В настоящее время, до сих пор, неизвестно, когда и где точно появились мыльные пузыри. Тем не менее, дети научились получать крупные и крепкие мыльные пузыри, через постановку опытов (экспериментов). В результате опытов выяснили, что в основу всех рецептов мыльных пузырей составляет вода и моющее средство.  Наряду с этим выяснили, что глицерин придаёт прочность пузырю, но больше всего устойчивость зависит от воды, однако важна пропорция, но самое главное это влажность воздуха. Чем влажнее воздух, тем дольше проживет пузырь. Кроме того при правильном надувании мыльных пузырей, они могут быть большими и крепкими и радовать всех, в том числе и взрослых. Это позволяет сделать вывод, что необходимо поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, порождает потребность в исследовании.

Наконец в заключение хочется привести слова китайской пословицы: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...

" Обобщение опыта работы по теме " Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста , посредствам дидактических игр""

Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом...