Опыт работы над темой: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
материал
Российская Федерация
Курганская область
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» комбинированного вида р.п. Каргаполье
641920, Курганская обл., р.п. Каргаполье, ул. Калинина 34а, тел. 8(35256)2 – 17 – 43
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт работы над темой:
«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Усмиянова Г И.
2022 год
Опыт работы над темой «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни является проектная деятельность.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами проектной деятельности детей:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.
В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения.
В проектной деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная - исследовательская деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Тема проектной деятельности меня очень заинтересовала. Своей целью для себя я поставила повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста, изучение данной методики и технологии педагогов в интернете, применение полученных знаний на практике.
Работу над проектной деятельностью я начала в сентябре 2016года. Так, один за другим мною стали создаваться проекты: «Осень», «Огород на окне», Будь природе другом», «Мир сказок братьев Гримм. Бременские музыканты», «Наша Родина – Россия», «Развиваемся вместе с Винни-Пухом», «Русские народные сказки», «Волшебный мир оригами» , «Покормите птиц зимой», «Хлеб – всему голова», «Мастерская народного творчества», «Юные исследователи».
Представленные мной проекты в большинстве случаев являются краткосрочными. В этом году я разрабатываю и реализую долгосрочный проект «Юные исследователи», в ходе которого ребята совершают свои первые самостоятельные исследования и открытия, а также знакомятся со свойствами предметов и явлений.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проектов, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению.
Запланированная мною работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые я варьировала в зависимости от целей и задач проекта.
В реализации проектной деятельности я гармонично сочетала разнообразные формы работы: занятия, беседы, наблюдения, игры, эксперименты, чтение, творческую деятельность.
Готовые знания детям я не сообщала, а старалась создавать проблемную ситуацию, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит взаимосвязи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Все проекты, занятия, игры, задания, опыты и т. д. я проводила в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывала работу небольшими группами, что помогало привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивает познавательное общение.
В процессе проектов мной были проведены выставки, создание коллекций, коллажей, тематические праздники, КВН, итоговые занятия, участие в конкурсах, оформление участка. Эти мероприятия подводили итог нашей совместной деятельности.
Коллективные работы сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Мной были реализованы проекты экологического содержания, целью которых стало сознание единства природы, тесной связи всего со всем. Приобретенные знания позволят ребенку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.
Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, лэпбуки, презентации, при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформлен и оборудован «Уголок экспериментирования».
Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в познавательном и творческом развитии детей. В процессе развития у детей постепенно углубляются знания, развиваются умственные и творческие способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Уровни | Сентябрь 2020 года | Декабрь 2021 года | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Высокий | 0 |
| 2 | 22 % |
Средний | 1 | 11 % | 3 | 33 % |
Низкий | 8 | 89 % | 4 | 45 % |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Уровни | Сентябрь 2020 года | Декабрь 2021 года | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Высокий | 0 |
| 2 | 22 % |
Средний | 2 | 22 % | 3 | 33 % |
Низкий | 7 | 78 % | 4 | 45 % |
Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, в дальнейшем могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Но для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи.
Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.
Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, можно решить любую проблему.
Планирую продолжить работу в данном направлении до конца учебного года и обобщить опыт работы для коллег.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по теме:«Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста»...
Опыт работы на тему: Организация экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста"
Описан опыт работы по организации экспериментирования...
Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".
Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....
Опыт работы «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их в...
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»....
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. С презентацией.
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. На тему "Детское экспериментирование в домашних условиях"А так же мастер-класс для педагог...
«Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Трудности освоения и анализ приобретаемых знаний».
Опытно-экспериментальная деятельность для дошкольников одна из наиболее интересных и продуктивных видов деятельности. для педагога - просто и доступно объяснить, как устроен окружающий мир!...