Главные вкладки

    ОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Его величество - электричество"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Батехина Марина Иннокентьевна

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Его величество - электричество".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_elektrichestvo.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности  в подготовительной группе «Его Величество – Электричество».

    Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности

    Задачи: 

    Образовательные: формировать представления детей об электричестве; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием статическое электричество; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.

    Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.

    Воспитательные: вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.

    Материал: проектор, экран, презентация к занятию, часы, дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»,  дидактическая игра «Что есть — что было», картинки с изображением правил безопасного обращения с электроприборами ; оборудование для опытно-экспериментальной  деятельности: пластмассовые палочки, шары, бабочки из бумаги, шерстяные рукавички по количеству детей, соль, геркулес, цветные кружки для самооценки.

    Предварительная работа:  рассматривание наборов  иллюстраций «Электроприборы», «Природные и погодные явления», альбома «Безопасность».

    Ход образовательной деятельности:

    Приветствие. Организационный момент

    Организационный момент:  Знаем мы с детства

                                                     Слова очень мудрые

                                                     При встрече здороваться

                                                     - Доброе утро!

                                                      - Доброе утро, хороший мой друг!

                                                      - Доброе утро, всем людям вокруг

                                                      - Доброе утро небу и птицам!

                                                      - Доброе утро улыбчивым лицам!

       Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового. Давайте возьмемся за руки и скажем: «Мы самые дружные дети

                     И нет нас дружнее на свете!»

    Воспитатель: Я принесла сегодня в группу часы, чтобы нам было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, чтобы они тикали, да и стрелка стоит на месте. Что же с ними такое?

    Дети: Завод кончился, нет батарейки, батарейка села

    Рассматривают часы и определяют, что они работают от батарейки.

    Воспитатель: Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах начали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила скрывается в батарейках? Как вы думаете? (предположения детей) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество? Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. (Опыт с лампой.) Давайте пройдем за столы послушаем, что нам расскажет про это тетушка Сова из научного дупла

    (просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности».) 

    Воспитатель. Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатель, провода и т. д.) Откуда электричество поступает в наши дома? (предположения детей.) 

        Сейчас я вам расскажу, откуда берется электричество. Электрический ток вырабатывается на больших, мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, солнца и ветра. Затем электрический ток течет по проводам, которые спрятаны глубоко под землей или высоко над землей, и только потом приходит в наш дом, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по полям, по  улицам городов и поселков.  Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы- электроны. Этот провод- дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним ток и попадает в дома, детские сады, школы, больницы. Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой  течет ток? Где проходят провода?

     А сейчас я загадаю загадки , а вы попробуйте их отгадать:

    Педагог читает загадки, дети отгадывают. По мере отгадывания появляются изображения предметов бытовой техники на слайде презентации.

    Есть у нас в квартире робот:

    У него огромный хобот.

    Любит робот чистоту

    И гудит как лайнер «ТУ».

    Он охотно пыль глотает,

    Не болеет, не чихает. (Пылесос)

    Летом папа наш привез

    В белом ящике мороз,

    И теперь мороз седой

    Дома летом и зимой

    Бережет продукты:

    Мясо, рыбу, фрукты (Холодильник)

    Эта прачка-автомат
    Нам стирает всё подряд (
    Стиральная машина)

    То назад, то вперед

    Ходит-бродит пароход.

    Остановишь – горе:

    Продырявит море. (Утюг)

    Дом на ножках, Посреди — окошко.

    Засветится окно — Появится кино.

    (Телевизор)

    Воспитатель: Как можно назвать предметы, которые мы перечислили? (Ответы детей.) Это бытовая техника, или электрические приборы. Почему эти приборы называют электрическими? (Ответы детей.) Как вы думаете, для чего человеку нужна бытовая техника? (Ответы детей.)

    Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»

    Воспитатель: Возьмите конверт с цифрой 1. Достаньте карточки.  Вам нужно к  изображению электроприбора,  подобрать  изображение, которое показывает, для чего он  нужен человеку. Объяснить свой выбор.

    Раскладываются карточки, составляющие пару.

    Волосы — фен.

    Спящий человек — будильник.

    Ночь — фонарь.

    Чашка — электрический чайник.

    Ковер — пылесос.

    Письменный стол — настольная лампа.

    Фотография — фотоаппарат.

    Платье — швейная машинка.

    Физкультминутка

    Лампочки горят ( дети разводят руки в стороны, затем поднимают вверх, выполняя движения пальцами)

    Чайники пыхтят ( руки на пояс, приседают и подражая, произносят звуки [пх])

    Гладят утюги (соединяют вытянутые руки вперед и разводят их в стороны ладонями вниз, произносят звук  [ш])

    Пекутся пироги (руки складывают, полочкой,, приседают, произнося звук  [ф].)

    Пылесосы  гудят( дети ,.пылесосят,, произносят звук [у])

    А стиральные машины тихо так жужжат.(крутят руками перед грудью, изображая моторчик, произносят звук [ж])

    Воспитатель: Всегда ли существовали электроприборы? (Ответы детей.) Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электроприборов.

    Дидактическая игра «Что есть — что было»

    Возьмите конверт с цифрой 2.  Подберите к карточкам с изображением современной бытовой техники карточки с предметами, заменяющими их до появления электричества.  Объясните выбор.

    Раскладываются карточки, составляющие пару.

    Пылесос — веник.

    Утюг — гладильная палка (валёк).

    Швейная машина — игла.

    Электролампа — свеча.

    Песочные часы — электронные часы.

    Печка — электроплита.

    Спицы — вязальный станок.

    Воспитатель: У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно уметь правильно пользоваться. При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов.

    Дидактическая игра «Что можно, а что нельзя».  Дети ( по желанию) выходят к мольберту, выбирают картинку   и рассказывают правила безопасного пользования электричеством.

    1. Выходя из дома, необходимо выключить все приборы.

    2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать только за вилку.

    3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них.

    4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.

    5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.

    Воспитатель: Как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы детей.) Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии — это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация слайда из презентации ) У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притягивают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.

    Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется статическим. Тот предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, как волосы к расческе.

    Экспериментирование

    Воспитатель. Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать и проверить наши знания.

    Опыт 1. Педагог показывает бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые палочки и прикоснуться к бабочкам. Спрашивает у детей, что происходит с бабочками? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что может произойти с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (Предположения детей.) Предлагает сделать эти обычные палочки волшебными — электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

    Педагог вместе с детьми натирает пластмассовые палочки. Медленно подносят палочки к бабочкам и потихоньку поднимают их. Бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что палочки получили электрический заряд.

    Воспитатель. Для следующего опыта нам понадобятся воздушные шары на длинных нитках.

    Опыт 2. ( демонстрирует воспитатель) Педагог натирает шерстяной материей шары, подвешенные на нитках, с той стороны, которая смотрит внутрь, и пытается их приблизить друг к другу. Шары разлетаются в разные стороны, продолжая висеть в воздухе. Воспитатель обращает внимание детей на то, что два заряженных предмета отталкиваются, поэтому шары отлетают друг от друга.

    Далее педагог сбрызгивает один из шаров водой. Шары притягиваются друг к другу, потому что вода сняла электрический заряд с одного из них, он и стал притягиваться к тому шару, который наэлектризован.

    Опыт 3. Для следующего опыта вам нужен шарик. Но сначала высыпаем на стол по чайной ложке соли и  овсяной крупы (геркулеса),  перемешаем

    Хорошенько мешаем. А теперь попробуем, геркулес отделить от соли. Не получается…трудно это и долго

    Теперь возьмем шарик, потрем его шерстяной рукавичкой  и поднесем к столу: весь геркулес, как по волшебству, окажется на шарике! Шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а крупа имеет положительный заряд,  и притягивается к шарику. А вот в соли маленькие частицы – электроны – перемещаются плохо, поэтому она не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему.

    Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. На память о нашем занятии возьмите воздушные шары.

    Итог

    Воспитатель. О чем мы с вами говорили сегодня? (ответы детей) Что работает с помощью электрического тока? (электроприборы)  Каким может быть электричество? (полезным и опасным) С каким электричеством мы выполняли опыты? (статическим)  Что  вам больше всего  запомнилось? (Ответы детей.)  Возьмите цветной кружок и оцените свою работу на занятии.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

    Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

    Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Электричество. Что такое молния?»

    Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.Программное содержание:Обучающие задачиПознакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».Сформировать основы безопасного...

    опытно-экспериментальная деятельность по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе на тему: «Чудеса с электричеством»

    Цель: Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании.  Задачи:Образовательные:·         Уточнить и расширить представление дет...

    НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Электричество вокруг нас » (с использованием ОТСМ-ТРИЗ-РТВ)

    НОД  по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Электричество вокруг нас » (с использованием ОТСМ-ТРИЗ-РТВ)...

    Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Электричество-друг, электричество- враг».

    Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе  группе «Электричество-друг, электричество- враг»....