опытно-экспериментальная деятельность по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе на тему: «Чудеса с электричеством»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Иосафова Татьяна Николаевна

Цель: Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании. 

 

Задачи:
Образовательные:

·         Уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество;

·         Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможность снять его с предметов;

·         Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности. 

·         Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с воспитателем. 

·         Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к здоровью человека  

Развивающие:

·         Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; 

·         Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, развивать самооценку;

·         Развивать внимание, память

·         Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Воспитательные:

·         Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

·         Развивать радость от открытий, полученных из опытов.

·         Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_s_elektrichestvom.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Звёздочка»

Конспект

опытно-экспериментальной деятельности

по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе

на тему: «Чудеса с электричеством»

Исполнитель:  

Иосафова Татьяна Николаевна

 Воспитатель I категории

МДОУ №15 «Звёздочка»

г.Ермолино

 октябрь 2016г.

Цель: Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании. 

Задачи: 
Образовательные:

  • Уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество;
  • Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможность снять его с предметов;
  • Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности. 
  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с воспитателем. 
  • Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к здоровью человека 

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; 
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, развивать самооценку;
  • Развивать внимание, память
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
  • Развивать радость от открытий, полученных из опытов.
  • Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе.

Материалы к занятию:

Мультимедийная установка, презентация.

Оборудование для опытов:

Опыт 1  Пластмассовые расчески  по количеству детей, зеркала, вода.

Опыт 2  Бумажные салфетки, пластмассовые палочки, шерстяные тряпочки.

Опыт3  Воздушные шары, шерстяные тряпочки по количеству детей, смесь соли с перцем.

 

Методические приёмы: игровой метод, художественное слово, экспериментирование.

По направлению:  познавательное.

Предварительная работа:  Беседы на темы: «Электричество», «Электроприборы»; рассматривание иллюстраций,  чтение художественной литературы «Мое величество чудо электричество»  Василий Стручков. Дидактическая  игра «Четвертый лишний », «Чего не стало?»  Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.

Ход НОД

1. Организационный момент

(слайд № 1). Дети входят в зал под музыку:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей, поздороваемся с ними. Давайте  мы возьмемся за руки и покажем, какие мы дружные.

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука -  протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Стук в дверь.

Появляется Незнайка: Здравствуйте, друзья! Куда это я попал?

Дети: В детский сад «Звездочка».

Незнайка: Вот это да!

Разрешите представиться. Меня зовут Незнайка. Я Незнайка от того, что я ничего не знаю.

Воспитатель: Незнайка, почему ты такой растрепанный, что с твоими волосами?

Незнайка:  Я и сам не знаю. Я собирался в гости. У зеркала причесывался, причесывался, волосы вдруг как по волшебству поднялись и не стали меня слушаться.  Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята, я не знаю,  что с моими волосами происходит? Помогите мне с этим разобраться. Что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться?

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в Чудо - лабораторию. Повторяйте за мной заклинание, чтобы перенестись в Чудо – лабораторию.

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

В лабораторию – за мной. 

(Выключается в зале свет). Висит объявление «Нет электричества!»

Воспитатель: Для начала разберёмся, что такое электричество и где его можно встретить.    Ток бежит по проводам

Свет несет в квартиру нам

Чтоб работали приборы

Холодильник,  мониторы

Кофемолка, пылесос

Ток энергию принес.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, откуда берется электрический ток?

Он не знает, а вы ребята? Сейчас вам объясню. Еще в старые времена люди обратили внимание, что в грозу раскаты грома сопровождаются вспышками на небе. (слайд № 2). Ребята, как вы думаете, в такую погоду безопасно гулять на улице?

Дети: нет?

 

Воспитатель: Конечно, ведь молния, это не что иное, как разряд электрического тока. И если этот разряд попадет в человека, то человек может погибнуть. Поэтому во время грозы, нужно укрыться в безопасном месте.

Позже люди научились, сами производить электрический ток. Почти всё электричество, которое мы используем дома, производится на электростанциях. (слайд № 3). Там топливо – уголь или нефть – сжигается, и его тепловая энергия, раскручивая генератор, (слайд № 4) преобразуется в электричество.

Так же как воду и газ передают по трубам, электрическую энергию передают на большие расстояния по кабелю под землей или по проводам над землей. Цепочка опор с натянутыми на них проводами называется линия электропередачи (слайд № 5)

Воспитатель: Опоры бывают деревянные, бетонные или металлические. А, что общего между ними?(слайд № 6)

Дети: Они очень высокие.

Воспитатель: Почему опоры сделали высокими?

Дети: По проводам бежит очень сильное электричество. Их размещают так, чтобы человек не мог случайно коснуться провода  (слайд № 7)

Воспитатель: Прежде чем попасть в каждый дом, по проводам электроэнергия поступает на разные энергообъекты. Самый крупный энергообъект - высоковольтные распределительные подстанции. (слайд № 8). Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Как вы думаете, что означает «Высоковольтный»?

 Дети: Электричество здесь очень высокой силы.

Воспитатель:  Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она  переделывает сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. Эти домики из кирпича, бетона или металла ничем не примечательны, но тоже представляют опасность. Не зря на каждой двери нарисован предупреждающий знак – желтый треугольник с молнией. (слайд № 9)

Воспитатель: Дальше электрический ток идет в дома. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности! (слайд № 10)

Воспитатель: Ребята, помните: энергообъекты – не место для игр и развлечений!

Воспитатель: В каждом доме есть электричество. В каких предметах живет электричество?

Дети: розетки, лампочки, выключатели.(слайд № 11)

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, а как вы думаете, раньше было электричество?

Дети: Ответы детей.


Воспитатель: Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте, ребята, на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.


Дидактическая игра: «Что было, что есть»

Раздать детям карточки с изображением бытовой техники.


Воспитатель: Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. На слайде будет изображен предмет, которым пользовались раньше. Вам нужно подобрать пару предмету, подняв карточку с изображением электроприбора (стиральная машина – корыто (слайд № 12); пылесос – веник (слайд № 13); электроплита – русская печь (слайд № 14), электролампа – свеча (слайд № 15), электрочайник – самовар(слайд № 16)

  
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Давайте – ка немного с вами отдохнем.

Физкультминутка «Быстро встаньте».  

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

(включается свет)

Воспитатель: Смотрите, ребята в Чудо - лаборатории электричество появилось.  Есть опасное электричество, с которым вам нужно быть осторожными, а есть и доброе. Доброе электричество живет повсюду, само по себе, оно называется статическим электричеством и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Проходите, садитесь за столы.  

Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в лабораторию.

Дети: Чтобы помочь  Незнайке разобраться, почему у него волосы стали непослушными.

Опыт №1

Воспитатель: У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой. Возьмите расческу и поднесите ее к  волосам. Что происходит с волосами?  

Дети: (Ничего)

Воспитатель: А теперь хорошо причешитесь расческой. Что вы видите?

Дети:  (Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).

Воспитатель: При трении расчёски о волосы, образовалось статическое электричество. Вадим повтори.  Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой. Но это происходит не со всеми предметами. Статическое электричество,  живет повсюду.  

Воспитатель:  Теперь мы с вами разобрались, почему у Незнайки волосы стали непослушными.

Воспитатель:  Почему?

Дети:   В волосах образовалось  статическое электричество.

Воспитатель: А как оно там образовалось?

Дети: Он причесал,   т.е. потер  расческой о волосы.

Воспитатель: Как же помочь  Незнайке  избавиться от статического электричества?

Дети: версии детей.

Воспитатель:  Чтобы прогнать статическое электричество из волос, надо побрызгать их водой, можно расческу смочить водой и причесаться. (Причесывают Незнайку)

Незнайка: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли!  

Опыт №2

Воспитатель: Наши чудеса продолжаются. Ребята, возьмите с подноса бумажные салфетки и порвите их на маленькие кусочки. Теперь возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажкам. Что вы видите? 


Дети:  Лежат спокойно. 


Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бумажкам и потихоньку поднимите их. Что произошло с бумажками? 


Дети: Они  прилипли. 


Воспитатель: Как ты считаешь, Женя, почему бумажки притянулись к палочкам? А как ты считаешь, Лиля? 


Ответы детей. 


Воспитатель: Итак, дети, доброе или волшебное электричество живет не только в волосах, но и в одежде – оно не опасно. 

Опыт №3

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (слайд № 17 )У Золушки случилась беда. Злая мачеха опять дала непосильное задание. Она смешала соль и перец вместе и приказала Золушке их разъединить. Это сделать очень сложно, но  в нашей чудо-лаборатории всё возможно. Попробуем?

Дети: Да!

Воспитатель: Возьмите воздушные шарики, потрите их шерстяной тряпочкой, можно шарики потереть о волосы. Прикоснитесь к смеси. Что происходит?

Дети: Перец прилипает к шарику.

Воспитатель: Дети аккуратно  ссыпьте перец  в другую емкость. Ребята, к наэлектризованным предметам  прилипает перец, он легче соли, поэтому свободно прилипает к шарику под действием статического электричества.

Молодцы, дети, помогли Золушке справиться с заданием.

Ребята, выходите из-за столов. Нам пора возвращаться. Повторяйте за мной заклинание, чтобы перенестись в детский сад.

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

В детский сад – за мной. 

 

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?

Дети: В Чудо-лаборатории.

Воспитатель: Что мы сегодня узнали об электричестве? 


Дети: ответы детей. (Электричество может быть опасным. Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным). 

Воспитатель: Какие опыты мы с вами проводили?

Дети: ответы детей.   

Воспитатель: - Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали. Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие мы сегодня проводили опыты  с вами в Чудо-лаборатории.

А теперь попрощайтесь с гостями.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной совместной деятельности в области – познавательное развитие в подготовительной группе на тему: «Прогулка в лес»

Закрепление и углубление представлений о растительности леса, диких животных, птицах.           Обучение умению различать деревья и кустарники по окраске листьев, се...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Памятники Великой Отечественной войны».

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине....

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре».

Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировк...

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Электричество вокруг нас » (с использованием ОТСМ-ТРИЗ-РТВ)

НОД  по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Электричество вокруг нас » (с использованием ОТСМ-ТРИЗ-РТВ)...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Чудеса с воздухом»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности....