Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Опасное-неопасное электричество"
план-конспект занятия (старшая группа)

Баринова Любовь Владимировна

Данный материал будет полезен воспитателям для проведения занятия с элементами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pravilnoe.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Сортавальского Муниципального Района Республики Карелия Детский Сад №23 «Ладушки» корпус №1 «Родничок».

Разработала:

воспитатель: Баринова Л.В.

     

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Экспериментирования в старшей группе «Опасное-неопасное электричество»

Цель: привить интерес к совместной исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

Развивающие:

-расширить представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме;

-сформировать правила безопасного поведения припользовании электрическими приборами;

-развивать смекалку, зрительную память, воображение;

Воспитательные:

-воспитывать желание выполнять работу сообща.

Материалы и оборудование:

-конверты с разрезанными картинками;

-магниты по количеству детей;

-бабочки по количеству детей;

-пластмассовые палочки по количеству детей;

-кусочки шерстяной ткани по количеству детей;

-воздушные шары по количеству детей;

-кусочки провода;

-иллюстрации электростанции

Предварительная работа:

Проведение опытов, разучивание стихотворений, наблюдение на прогулке за электрическими проводами, рассматривание иллюстраций по теме.

Ход занятия.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом!»

Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!»друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «ПРИВЕТ!»и «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!»;

если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется. -ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: «Присаживайтесь на стульчики, ребята.»

Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в гости пришел Карлсон. Давайте с ним поздороваемся»

Дети здороваются с игрушкой.

Воспитатель: «Что случилось, Карлсон? Почему ты так горько плачешь?»

Карлсон: «Мой моторчик больше не работает, и я не могу летать.»

Воспитатель: «Ребята, как жаль Карлсона! Поможем ему? Не переживай, Карлсон, мы с ребятами постараемся помочь тебе. Но сперва погости у нас и ты узнаешь много нового и интересного. Послушайте загадки.»

(После отгадывания появляются приборы на слайдах)

Он шумит, пугая кошку,

Ездит в доме с грохотом.

И ковровую дорожку

Чистит длинным хоботом.  (ПЫЛЕСОС)

Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг-

Имя у него… (УТЮГ)

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (ХОЛОДИЛЬНИК)

Приготовлю на обед:

Суп гороховый, омлет

И картошечку сварю –

Всю семью я накормлю.

Только ты включи меня,

Всё сготовлю для тебя! (ПЛИТА)

Крутит-вертит барабан

Мамина помощница.

В ней простынка, сарафан

Чисто прополощутся. (СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА)

Что за чудо, что за ящик?

Сам – певец и сам – рассказчик.

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.  (ТЕЛЕВИЗОР)

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться.  (ЧАЙНИК)

Воспитатель: «Вспомним, как они работают. Что нужно сделать, чтобы они заработали?»

Дети: «Включить в розетки».

Воспитатель: «Молодцы! Правильно. Для этих приборов нужен электрический ток, который находится в розетках, в каждом доме. А приборы эти называются электроприборами». (закрепляю с 4-5 детьми)

Воспитатель: «Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам. Без них человеку было бы трудно.

Что же это такое само невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Это электрический ток. Вы знаете, откуда он приходит в ваш дом?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Сейчас я расскажу об электрическом токе. Слушайте внимательно. Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или протянутым очень высоко над землёй, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Току приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Он приходит в дом по электрическомупроводу. Сверху он одет резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Потом ток приходит в розетку, а затем – в электроприборы. (ПОКАЗ СЛАЙДА)

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, Карлсон живет на крыше и совсем не знает электроприборы. Вот мы его сейчас и познакомим. Помогите Карлсону. (СЛАЙДЫ)»

Игра «Поможем Карлсону собрать электроприборы»

(Дети выкладывают в парах электроприборы из разрезанных картинок.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Ток бежит по проводам,   (Дети бегут на месте на носочках

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы:   Поднимают руки вверх, рисуют прямоугольник

Холодильник, мониторы

Кофемолки, пылесос,   Вращают руками перед собой «пылесосят»

Ток энергию принес.             Дети бегут на месте на носочках).

Воспитатель: «Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Ребята, Карлсон, послушай и запомните правила использования электричества.

- Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провод, ток может ударить тебя! Он так даёт сдачи за неуважительное обращение.Недаром говорят: «Ударило током».

- Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя!

- Опасно играть или подходить к провисшим или оборванным проводам.

Воспитатель: «Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное.

Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть.

Хотите узнать, как оно появляется? Послушайте.

Жили-были маленькие-премаленькие заряды-попрыгунчики.

Красные заряды-попрыгунчики – ленивые,

синие – шустрые.

Красные – плюсы, синие – минусы. Магниты СЛАЙД

Заряды-плюсы притягиваются к зарядам-минусам, и между ними проходит электрический разряд, то есть появляется неопасное, незаметное электричество. (СЛАЙД – МАГНИТ)

С таким электричеством можно экспериментировать.

Хотите стать исследователями?»

1-й ОПЫТ. У мальчиков в руках магниты синего цвета, у девочек - красного. Дети по музыку бегают, когда музыка затихает "заряды-минусы" притягиваются к "зарядам-плюсам".

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у меня для вас есть маленький сюрприз -воздушные шарики. Давайте мы возьмём шарики, которые лежат на полу, двумя руками и потрём его о волосы. Что произошло с нашими волосами и шариком?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Правильно, молодцы! Мы с вами сейчас научились пользоваться неопасным электричеством.

Мы смогли поймать неопасное электричество в волосах. Для этого мы шарик потерли о волосы. Все шарики висят.

В ваших волосах живёт тихое электричество. Когда мы натирали шарики о волосы, заряды-«минус» начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам-«плюсам», поэтому наши шарики прилипли.»

Воспитатель: «Когда ещё можно увидеть электричество в волосах? Дети. Когда мы расчёсываемся? Что происходит с волосами?»

Ответы детей.

Воспитатель обобщает: «Правильно. Они растрепались в разныестороны.Это ещё раз доказывает, что в волосах «живёт» электричество.

ОПЫТ № 2

Воспитатель: «Перед вами на тарелочках лежат бумажные бабочки. Нам надо бабочек посадить на цветок. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Правильно. Бабочки лежат спокойно.

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными – электрическими, и они начнут к себе всё притягивать. Золушка, иди к детям.

Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите её.

Что происходит?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Правильно. Бабочки прилипли к палочке.

Почему? Палочки наэлектризовались, и бабочки прилипли к ним, притянулись. С помощью чего они наэлектризовались?»

Воспитатель: «Ребята, наша одежда тоже сшита из ткани, поэтому в нашей одежде тоже живёт электричество, и когда мы её снимаем, то можем услышать потрескивание и пощёлкивание.

Вывод: электричество живёт не только в волосах, но и одежде.»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Сегодня вы научились делать предметы волшебными с помощью неопасного электричества.

Мы повторили, какие бывают электроприборы и как нельзя себя вести с электрическим током.

Если соблюдать простые правила безопасности, то ток, живущий в электроприборах, будет вашим другом.»

Воспитатель: «Карлсон, тебе понравились наши опыты?»

Карлсон отвечает.

Воспитатель: «А я, ребята, подарю Карлсону новые батарейки, чтобы его моторчик снова заработал».

Воспитатель: «Давайте, ребята, напомним Карлсону о правилах использования электроприборов. Где живет опасное электричество, а где неопасное?»

(Мокрыми руками нельзя трогать провода, потому что ВОДА еще больше пропускает электричество и т. д.)

Карлсон: «Спасибо вам, ребята, за подарок. Я многое узнал об электричестве. Но мне пора улетать. До свидания!»

Рефлексия.

Воспитатель: «Ребята, вам понравилось занятие? А что понравилось больше всего?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Ребята, мне тоже очень понравилось занятие, больше всего как мы проводили эксперименты. Вы молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Электричество и волшебство"

Занятие по познавательной деятельности в старшей группе«Электричество и волшебство»Цель: Дать детям представление об электричестве, развивать умение детейустанавливать причинно...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...