Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Электричество и волшебство"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Калашникова Ольга Вячеславовна

  Занятие по познавательной деятельности в старшей группе

«Электричество и волшебство»

Цель: Дать детям представление об электричестве, развивать умение детей

устанавливать причинно-следственные связи.

Программные задачи:

Образовательные:

Обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в

быту;

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;

Познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;

Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;

Уточнить и расширить представления детей, как появляется, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;

Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Технологии и методики:

Словесная: беседа, объяснение, художественное повествование;

Наглядная: изучение действия тока в реальности;

Практическая: работа на практике.

Предварительная работа:

Беседы о бытовых электроприборах и рассматривание их устройства, рассматривание соответствующих картинок. Изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.

 Словарная работа:

Электричество, электроэнергия, электроподстанция, трансформатор, электроприборы, электрический ток.

Оборудование:

Экран, презентация «Что было и что сейчас?», надувные шары по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, варежки, вырезанные фигурки морских жителей, бабочки, жестяные банки, простые карандаши, палочки из под ролл, трубочки, пластиковые стаканчики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! Сегодня мы пришли с вами в настоящую лабораторию, где будем ставить опыты, решать научные и технические задачки.

  1. Основная часть.

 

Воспитатель: Кстати, о задачках. Отгадайте загадки!

 С ним играю и рисую,

 Время с пользой провожу,

 Да к тому же распечатать,

 Я картиночки могу!

(Компьютер)

 Фильмы, новости, рекламу,

 Музыкальную программу,

 Шутки, мультики, сюрпризы

 Нам покажет…..

(Телевизор)

 Стоит на кухне белый дом.

 Ох, и холодно же в нем.

 В каждой комнате – продукты,

 Яйца, овощи и фрукты.

(Холодильник)

Воспитатель: Что объединяет все эти предметы? Как они называются все

вместе? (Ответы детей)

Воспитатель: Без чего не сможет работать бытовая техника? (Ответы

детей)

Воспитатель: Мы их подключаем к сети, к электричеству. А где живет

электрический ток? (Ответы детей)

 Воспитатель: А, у нас здесь есть ток?

Дети: Да!

Воспитатель: А, как вы узнали?

Дети: Есть розетки, выключатели, лампы, провода…

Воспитатель: У нас случилась беда. В  нашей лаборатории исчезло электричество. Как же нам его вернуть?

Воспитатель: Если ток бежит по проводам, - значит нужно проверить электропровод…. Он оборван… что делать?

Дети: Провод разорван и его трогать нельзя! Нужно звонить в электрослужбу.

Воспитатель берёт телефон и звонит в эл. Службу (Громкая связь)

Здравствуйте! У нас беда!

Приезжайте к нам сюда!

Разорван провод, - страшно очень

Голос в телефоне: Сейчас мы всё вам обесточим

В трансформатор позвоним, и ток сейчас же отключим…

Воспитатель (электромонтёр) надевает резиновые перчатки. Берёт осторожно провод, соединяет и снова звонит.

- Алло! Трансформатор? Обрыв устранён.

Голос в телефоне: Понятно. Сейчас будет ток подключён! Свет загорается.

Воспитатель: А, сейчас я расскажу вам, как ток попадает в дома и питает приборы, которые помогают людям в быту.

Беседа с просмотром демонстрационного материала

Прежде чем попасть в каждый дом, электроэнергия поступает по проводам на крупные - высоковольтные подстанции. Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Здесь «Живёт» ток высокого напряжения. Гулять и играть здесь строго запрещено! Опасно! Говорит, предупреждающий об опасности знак. Затем, ток по проводам, на высоких опорах, поступает в каждый двор, в специальный распределительный трансформатор. Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она преобразовывает сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности Ребята, а как называют людей, которые работают с электричеством? (Ответы детей)

Воспитатель: Энергетики – это специально обученные люди, которые умеют обращаться с электричеством.

Воспитатель: Ребята, по каким предметам можно догадаться о наличии электричества в доме?

Дети: розетки, выключатели, светильники.

Воспитатель: Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.

(Дети и воспитатель садятся перед экраном.

Просмотр презентации «Что было и что сейчас?»)

 

 

Костёр – электроплита

Веник – пылесос

Корыто – стиральная машина

Мясорубка – электрический комбайн

Бигуди – фен

Письмо – телефон

Ножницы – электробритва

Физкультминутка для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)


Дети дают советы как быстрей справиться с делами. (Знание электроприборов и для чего они служат)

Намолоть кофе – с помощью кофемолки

Сварить кашу - с помощью мультиварки

Убрать в комнатах – с помощью пылесоса

Уложить красиво волосы - с помощью фена

Разгладить складки на платье – с помощью утюга

Наколоть дрова – электробензопила

Испечь торт – в микроволновке

Взбить крем – миксер или блендер

А нам не помешает немного размяться.

Физкультминутка:

Ток бежит по проводам (бег на месте)

Свет несет в квартиру нам (руки «Фонарики»)

Чтоб работали приборы, («Моторчики»)

Холодильник, мониторы 

Кофемолки, пылесос (хлопки)

Ток энергию принес. (взяться за руки)

 

Воспитатель: Дети, вы совершенно правильно рассказали о том, где живёт электричество и как приходит оно к нам в дома. Вы даже показали, что хорошо знакомы с электроприборами, которые, как добрые волшебники, помогают нам. И всё же…

Что же такое электричество? Как оно получается?

Чтобы ответить на эти вопросы, - я приглашаю вас заглянуть в открытое окно матушки – природы.

Воспитатель: А вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, есть такие рыбы - электрический скат, в теле которого накапливается электрический ток. И скат использует его для того, чтобы парализовать свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек. Или электрический угорь – всё тело, которого во время движения накапливает электрический заряд.

Где ещё можно увидеть электрический разряд?

Дети: Во время грозы сверкают молнии.

Воспитатель: Дети, чтоб электричество не превратилось во врага необходимо соблюдать правила.

Давайте ещё раз все вместе повторим эти правила.

А поможет нам в этом мяч - говорун.

Кому мяч в руки попал, тот правило назвал

1. Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.

5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.

6. Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.

Воспитатель: Электричество огромной силы очень опасно. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.

Экспериментальная деятельность

1 опыт.

 В плоской тарелке лежат вырезанные из салфеток фигурки морских обитателей. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к тарелке с фигурками, не касаясь их. Фигурки подскакивают с тарелки и прилипают к стенкам шарика.

2 опыт.

Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к вырезанной из бумаги бабочке, не касаясь ее. Крылья бабочки начинают порхать.

                                                            3 опыт.

На столе стоит пластиковый стаканчик, по верх которого мы кладем трубочку (также можно использовать карандаш или палочку из под ролл). Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к трубочке, не касаясь ее. Трубочка начнет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.

 

                                                           4 опыт.

Нам понадобится жестяная баночка и воздушный шарик. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к баночке, не касаясь ее. Банка будет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.

 

Вывод: Электричество нельзя увидеть, но можно видеть его действие.

 

 

  1. Заключительная часть.

 

Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

   -Что вы узнали об электричестве)

   - Где "живет" электричество?

    - Электричество – наш друг или враг?

   - Что будет, если электричество закончится?

Воспитатель: Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т. п.).

Воспитатель: Так давайте же, друзья, скажем вместе, дружно.

Электричество беречь и экономить нужно!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация об электричестве24.77 КБ

Предварительный просмотр:

  Занятие по познавательной деятельности в старшей группе

«Электричество и волшебство»

Цель: Дать детям представление об электричестве, развивать умение детей

устанавливать причинно-следственные связи.

Программные задачи:

Образовательные:

Обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в

быту;

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;

Познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;

Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;

Уточнить и расширить представления детей, как появляется, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;

Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Технологии и методики:

Словесная: беседа, объяснение, художественное повествование;

Наглядная: изучение действия тока в реальности;

Практическая: работа на практике.

Предварительная работа:

Беседы о бытовых электроприборах и рассматривание их устройства, рассматривание соответствующих картинок. Изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.

 Словарная работа:

Электричество, электроэнергия, электроподстанция, трансформатор, электроприборы, электрический ток.

Оборудование:

Экран, презентация «Что было и что сейчас?», надувные шары по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, варежки, вырезанные фигурки морских жителей, бабочки, жестяные банки, простые карандаши, палочки из под ролл, трубочки, пластиковые стаканчики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! Сегодня мы пришли с вами в настоящую лабораторию, где будем ставить опыты, решать научные и технические задачки.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Кстати, о задачках. Отгадайте загадки!

 С ним играю и рисую,

 Время с пользой провожу,

 Да к тому же распечатать,

 Я картиночки могу!

(Компьютер)

 Фильмы, новости, рекламу,

 Музыкальную программу,

 Шутки, мультики, сюрпризы

 Нам покажет…..

(Телевизор)

 Стоит на кухне белый дом.

 Ох, и холодно же в нем.

 В каждой комнате – продукты,

 Яйца, овощи и фрукты.

(Холодильник)

Воспитатель: Что объединяет все эти предметы? Как они называются все

вместе? (Ответы детей)

Воспитатель: Без чего не сможет работать бытовая техника? (Ответы

детей)

Воспитатель: Мы их подключаем к сети, к электричеству. А где живет

электрический ток? (Ответы детей)

 Воспитатель: А, у нас здесь есть ток?

Дети: Да!

Воспитатель: А, как вы узнали?

Дети: Есть розетки, выключатели, лампы, провода…

Воспитатель: У нас случилась беда. В  нашей лаборатории исчезло электричество. Как же нам его вернуть?

Воспитатель: Если ток бежит по проводам, - значит нужно проверить электропровод…. Он оборван… что делать?

Дети: Провод разорван и его трогать нельзя! Нужно звонить в электрослужбу.

Воспитатель берёт телефон и звонит в эл. Службу (Громкая связь)

Здравствуйте! У нас беда!

Приезжайте к нам сюда!

Разорван провод, - страшно очень

Голос в телефоне: Сейчас мы всё вам обесточим

В трансформатор позвоним, и ток сейчас же отключим…

Воспитатель (электромонтёр) надевает резиновые перчатки. Берёт осторожно провод, соединяет и снова звонит.

- Алло! Трансформатор? Обрыв устранён.

Голос в телефоне: Понятно. Сейчас будет ток подключён! Свет загорается.

Воспитатель: А, сейчас я расскажу вам, как ток попадает в дома и питает приборы, которые помогают людям в быту.

Беседа с просмотром демонстрационного материала

Прежде чем попасть в каждый дом, электроэнергия поступает по проводам на крупные - высоковольтные подстанции. Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Здесь «Живёт» ток высокого напряжения. Гулять и играть здесь строго запрещено! Опасно! Говорит, предупреждающий об опасности знак. Затем, ток по проводам, на высоких опорах, поступает в каждый двор, в специальный распределительный трансформатор. Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она преобразовывает сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности Ребята, а как называют людей, которые работают с электричеством? (Ответы детей)

Воспитатель: Энергетики – это специально обученные люди, которые умеют обращаться с электричеством.

Воспитатель: Ребята, по каким предметам можно догадаться о наличии электричества в доме?

Дети: розетки, выключатели, светильники.

Воспитатель: Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.

(Дети и воспитатель садятся перед экраном.

Просмотр презентации «Что было и что сейчас?»)

Костёр – электроплита

Веник – пылесос

Корыто – стиральная машина

Мясорубка – электрический комбайн

Бигуди – фен

Письмо – телефон

Ножницы – электробритва

Физкультминутка для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)


Дети дают советы как быстрей справиться с делами. (Знание электроприборов и для чего они служат)

Намолоть кофе – с помощью кофемолки

Сварить кашу - с помощью мультиварки

Убрать в комнатах – с помощью пылесоса

Уложить красиво волосы - с помощью фена

Разгладить складки на платье – с помощью утюга

Наколоть дрова – электробензопила

Испечь торт – в микроволновке

Взбить крем – миксер или блендер

А нам не помешает немного размяться.

Физкультминутка:

Ток бежит по проводам (бег на месте)

Свет несет в квартиру нам (руки «Фонарики»)

Чтоб работали приборы, («Моторчики»)

Холодильник, мониторы 

Кофемолки, пылесос (хлопки)

Ток энергию принес. (взяться за руки) 

Воспитатель: Дети, вы совершенно правильно рассказали о том, где живёт электричество и как приходит оно к нам в дома. Вы даже показали, что хорошо знакомы с электроприборами, которые, как добрые волшебники, помогают нам. И всё же…

Что же такое электричество? Как оно получается?

Чтобы ответить на эти вопросы, - я приглашаю вас заглянуть в открытое окно матушки – природы.

Воспитатель: А вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, есть такие рыбы - электрический скат, в теле которого накапливается электрический ток. И скат использует его для того, чтобы парализовать свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек. Или электрический угорь – всё тело, которого во время движения накапливает электрический заряд.

Где ещё можно увидеть электрический разряд?

Дети: Во время грозы сверкают молнии.

Воспитатель: Дети, чтоб электричество не превратилось во врага необходимо соблюдать правила.

Давайте ещё раз все вместе повторим эти правила.

А поможет нам в этом мяч - говорун.

Кому мяч в руки попал, тот правило назвал

1. Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.

5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.

6. Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.

Воспитатель: Электричество огромной силы очень опасно. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.

Экспериментальная деятельность

1 опыт.

 В плоской тарелке лежат вырезанные из салфеток фигурки морских обитателей. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к тарелке с фигурками, не касаясь их. Фигурки подскакивают с тарелки и прилипают к стенкам шарика.

2 опыт.

Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к вырезанной из бумаги бабочке, не касаясь ее. Крылья бабочки начинают порхать.

                                                            3 опыт.

На столе стоит пластиковый стаканчик, по верх которого мы кладем трубочку (также можно использовать карандаш или палочку из под ролл). Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к трубочке, не касаясь ее. Трубочка начнет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.

                                                           4 опыт.

Нам понадобится жестяная баночка и воздушный шарик. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к баночке, не касаясь ее. Банка будет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.

Вывод: Электричество нельзя увидеть, но можно видеть его действие.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

   -Что вы узнали об электричестве)

   - Где "живет" электричество?

    - Электричество – наш друг или враг?

   - Что будет, если электричество закончится?

Воспитатель: Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т. п.).

Воспитатель: Так давайте же, друзья, скажем вместе, дружно.

Электричество беречь и экономить нужно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Школа волшебства".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....