Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Электричество вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Николаевна Швеина

Опытно-экспериментальная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrichestvo_vokrug_nas._shveina_o.n.docx82.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Конспект занятия по познавательному развитию

в старшей группе «Подсолнушек».

Тема: «Электричество вокруг нас»

( в рамках муниципального методического объединения)

C:\Users\User\Desktop\разработка-концепции-для-творческого-мышления-eps-177575190.jpg

                                                     Подготовила:

                                                               воспитатель первой

                                                                                квалификационной категории

                                                    Швеина О.Н.

Камчатский край,  с. Мильково,

2025 г.

Цель: формирование у детей познавательной активности  через опыты со статическим электричеством.

Задачи:

Образовательные:

-расширить знания детей об окружающем мире;

-уточнить и расширить представления детей о том, где «живёт» опасное электричество и как оно помогает человеку.

- закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

-познакомить детей с причинами возникновения и проявления статического электричества.

Развивающие:

-развивать стремление к познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

-способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;

-вызвать интерес к опытам, открытиям.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, умение работать в коллективе.

Объекты исследования: бытовые приборы и предметы.

Предмет исследования: статическое электричество.

Предварительная работа: беседа о пользе электричества в быту, разгадывание загадок об электроприборах, просмотр серии мультфильмов «Фиксики».

Демонстрационный материал: электронные часы, голосовое сообщение профессора Электрикуса, видеофильм «Фиксисоветы. Осторожно! Электричество», воздушные шары,  пластмассовые расчёски, бумага, алюминиевая банка, тазик с водой, бумажный кораблик, овсяные хлопья.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Дети стоят на ковре в кругу, вместе с воспитателем проговаривают

текст  приветствия и выполняют соответствующие движения.

- Вот и собрался наш круг.

Руку дал другу друг.

Алиса дала руку Коле,

А Коля дал руку Семёну…

(Называются имена всех детей в кругу).

Вот и собрался наш круг

(покачать руками вместе).

В.: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте повернёмся к ним лицом и поприветствуем их.

Дети поворачиваются лицом к гостям.

Д.: - Здравствуйте!

2. Сюрпризный момент.

В.: - Ребята, отгадайте загадку. Если отгадаете, узнаете, о чём будем говорить на занятии.

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжётся в доме свет.

                                                  (Электричество).

В.: - Правильно, сегодня мы будем говорить про электричество.

II. Основная часть.

1. Проблемная ситуация.

В.: - Работы у нас много, поэтому нужно следить за временем. Но что такое? Часы, кажется, стоят. Почему?

(Дети могут высказать предположения: «Села батарейка», «Нет батарейки»).

В.: - Сейчас я заменю батарейку. Но делать это нужно правильно: на одном конце батарейки нарисован плюс, на другом минус. Поэтому нужно поставить плюс к плюсу, а минус к минусу.  Послушайте, начали ли работать часы?

Д.: - Да, начали. Они тикают.

В.: - Когда мы вставили батарейку,  через часы пошел электрический ток и часы заработали. Значит, часы работают с помощью электричества?

Д.: -Да!

2. Актуализация знаний детей.

В.: - Ребята, скажите, где ещё в быту используется электрический ток?

Д.: - С помощью электрического тока работает телевизор, холодильник, телефон, компьютер…

В.: - Да, ребята. Все бытовые приборы работают с помощью электричества. Значит, электричество помогает нам, как добрый волшебник, без него было бы трудно. А у нас в группе есть электричество?

Д.: - Да!

В.: - Почему вы так думаете?

Д.: - Мы включаем свет, компьютер, магнитофон, сушильный шкаф.

В.: - Правильно, ребята.

3. Повторение правил безопасного поведения при взаимодействии с электричеством, электрическими приборами.

Звонит телефон воспитателя, воспитатель берёт его и разговаривает:

В.: - Здравствуйте, профессор Электрикус. Вы побывали в нашей группе? (Пауза). Да, мы с ребятами занимаемся экспериментальной деятельностью, и сегодня будем проводить эксперименты с электричеством. (Пауза). Вы отправили на мою электронную почту видеосообщение? Спасибо, мы с ребятами просмотрим его прямо сейчас. До свиданья, профессор Электрикус.  

В.: - Ребята, у нас в гостях побывал профессор Электрикус, и он прислал нам видеосообщение, которое мы сейчас просмотрим.

«Открывает» электронную почту и видеосообщение.

Текст видео сообщения: 

- Здравствуйте, Ольга Николаевна и ребята! Меня зовут  профессор Электрикус. Мне очень приятно, что вас интересует электричество. Я про  электричество знаю всё-всё! Очень хотелось приехать к вам и рассказать о нём, но не могу, потому что у меня много работы. Поэтому я и мои помощники Фиксики подготовили для вас видеописьмо. Думаю, что вам будет интересно и полезно его просмотреть и узнать, как правильно обращаться с электричеством. До свидания, ребята! Надеюсь, вы запомните то, о чём говорится в моём видеописьме.

В.: - Ребята, вам интересно посмотреть видео письмо профессора Электрикуса?

Д.: - Да!

Просмотр видеописьма – мультфильма

«Фиксики. Осторожно: электричество!».

В.: - Действительно, ребята, в видеописьме содержится очень полезная информация. Спасибо, профессору Электрикусу и Фиксикам. Расскажите, как нужно правильно обращаться с электричеством. (Ответы детей).

В.: - Да, с электричеством нужно обращаться правильно, осторожно, когда мы пользуемся бытовыми приборами.

4. Выполнение экспериментов с электричеством.

В.: - Ребята, есть электричество неопасное, тихое и незаметное. Оно повсюду окружает нас, а мы об этом даже не догадываемся. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с электричеством?

Д.: - Да!

В.: - Тогда я приглашаю вас в страну  Электрию, в которой электричество живёт повсюду. Закройте глаза. Три раза повернёмся и в Электрию перенесёмся.

Пока у детей закрыты глаза, воспитатель открывает на столах предметы для проведения опытов, на стену вешает шарик, разбрасывает шарики

по полу, два шарика вешает на стойку.

- Откройте глаза, ребята.  Посмотрите, как интересно: на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте-ка их тоже повесим на стену.

Дети берут шарики, пытаются повесить их на стену.

В.: -Почему этот шарик висит, а остальные падают? (Ответы детей).

В.: -Давайте наши шарики сделаем волшебными. Это просто: надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали.

Дети трут шарики о волосы, прикладывают к стене – шарики висят.

Д.: - Ребята, как вы думаете, почему шарики повисли на стене? (Ответы детей).

В.: -Произошло это потому, что в наших волосах живёт электричество. Мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, шарик стал электрическим и поэтому притянулся к стене. Попробуем приложить шарики к шкафу, к себе, друг к другу. Что происходит?

Д.: - Шарики прилипают ко всему.

В.: - Теперь мы знаем, где живёт электричество?

Д.: - Да, оно живёт в волосах.

На стойке висят наэлектризованные шарики на длинных нитках.

В.: - Давайте потрём о волосы вот эти два шарика. Что произошло?

Д.: - Они стали отталкиваться друг от друга.

В.: - Да, они отталкиваются, как будто поссорились. Давайте их помирим. Для этого нужно снять с одного шарика электричество - намочить его.

Один из детей брызгает воду на шарик.

В.: - Что произошло теперь?

Д.: -Шарики притянулись, как будто помирились.

В.: - Когда ещё можно увидеть электричество в волосах?

Д.: - Его можно увидеть, когда расчёсываемся.

В.: - Что тогда происходит с волосами?

Д.: - Они торчат в разные стороны, и даже раздаётся треск.

В.: - Это ещё раз доказывает, что в волосах живёт электричество. Убедимся в этом. Подойдите к столу. Возьмите расчёску и поднесите её к бумаге. С бумагой что-то происходит?

Д.: - Нет.

В.: - Как заставить бумагу притянуться к расчёске?

Предположения детей.

В.: -Что мы сделали, чтобы шарики притянулись к стене?

Д.: - Потёрли шарики о волосы.

В.: - Значит, что нужно сделать с расчёской?

Д.: - Нужно потереть её о волосы.

Дети расчёсываются или натирают расчёску о волосы.

В.: - Поднесите расчёску к бумаге. Что происходит?

Д.: - Бумага прилипла, притянулась, зашевелилась.

В.: - Почему?

Д.: - Мы поймали расчёской электричество, и она стала притягивать бумагу.

В.: - Давайте проведём ещё один опыт – «Весёлая регата».

Дети наблюдают за тем, как воспитатель проводит опыт,

делают вывод, отвечают.

В.: - Для этого опыта нам понадобится тазик с водой, бумажный кораблик и воздушный шарик. Быстрыми движениями потрём шарик о волосы  и поднесём его к кораблику. Что происходит?

Д.: - Кораблик притягивается к шарику.

В.: - Попробуем вести шарик по кругу. Что происходит?

Д.: - Кораблик плывёт за шариком.

В.: - Почему?

Д.: - Мы поймали шариком электричество, поэтому кораблик к нему притягивается.

Дети наблюдают за тем, как воспитатель проводит опыт,

делают вывод, отвечают.

В.: - Но электричество притягивает не только бумагу. Попробуем в этом убедиться. В плоскую тарелку насыпаем столовую ложку овсяных хлопьев. Быстрыми движениями потрём шарик о волосы  и поднесём его к овсяным хлопьям. Что происходит?

Д.: - Хлопья подпрыгивают и прилипают к шарику, потому что он наэлектризован.

В.: - А сможет ли электричество воздействовать на более тяжёлые предметы? Быстрыми движениями потрём шарик о волосы и поднесём его к алюминиевой банке из-под газированного напитка. Что происходит с банкой?

Д.: - Банка притягивается к шарику, начинает двигаться за ним, потому что шарик наэлектризован.

В.: - Ребята, наши часы показывают, что пора возвращаться в детский сад.

В.: - На память о нашем путешествии предлагаю взять воздушные шарики, которые висят на стене. Для этого надо превратить их в обыкновенные.

Дети брызгают на шарики водой, снимают их со стены.

В.: -Закройте глаза.

Дети закрывают глаза.

В.: -Три раза повернёмся и в детский сад перенесёмся.

Дети вместе с воспитателем проходят на ковёр и садятся.

III. Итог занятия.

В.: - Ребята, чему вы научились сегодня на занятии?

Д.: - Добывать доброе электричество.

В.: - А как мы добывали электричество?

Д.: - Ловили электричество в волосах.

В.: - Интересно ли было вам играть с электричеством?

Д.: - Да!

В.: - Это электричество опасно?

Д.: - Нет, оно доброе, неопасное.

В.: - Мы будем и дальше продолжать знакомиться с электричеством, проводить опыты, играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа Тема: «Береги природу - сортируй отходы»

Занятие предназначено для врспитателей детских садов старших групп....

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе Тема «Электричество и электроприборы».

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группеТема «Электричество и электроприборы»....

Конспект занятия с использованием лаборатории Наураша по теме "Электричество вокруг нас" для подготовительной группы

Это занятие позволит расширить представление о том, где "живет" электрчество и как оно помогает человеку, а также закрепить правила безопасного поведения в обращении с электричеством....

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе, Тема «Электричество и электроприборы».

Дети в игровой форме познакомятся с "электричеством", узнают о его значении в жизни человечества, поэкспериментируют с "добрым" статическим электричеством....

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе Тема: «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе. Тема: «Опасности вокруг нас»....

Конспект НОД по познавательному развитиюв старшей группе: конструирование из строительного материала. Тема: «Грузовая машина»

Цель: формировать  умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:1.     Способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели м...