Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Электричество вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Опытно-экспериментальная деятельность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 82.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе «Подсолнушек».
Тема: «Электричество вокруг нас»
( в рамках муниципального методического объединения)
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Швеина О.Н.
Камчатский край, с. Мильково,
2025 г.
Цель: формирование у детей познавательной активности через опыты со статическим электричеством.
Задачи:
Образовательные:
-расширить знания детей об окружающем мире;
-уточнить и расширить представления детей о том, где «живёт» опасное электричество и как оно помогает человеку.
- закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
-познакомить детей с причинами возникновения и проявления статического электричества.
Развивающие:
-развивать стремление к познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
-способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;
-вызвать интерес к опытам, открытиям.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, умение работать в коллективе.
Объекты исследования: бытовые приборы и предметы.
Предмет исследования: статическое электричество.
Предварительная работа: беседа о пользе электричества в быту, разгадывание загадок об электроприборах, просмотр серии мультфильмов «Фиксики».
Демонстрационный материал: электронные часы, голосовое сообщение профессора Электрикуса, видеофильм «Фиксисоветы. Осторожно! Электричество», воздушные шары, пластмассовые расчёски, бумага, алюминиевая банка, тазик с водой, бумажный кораблик, овсяные хлопья.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Дети стоят на ковре в кругу, вместе с воспитателем проговаривают
текст приветствия и выполняют соответствующие движения.
- Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Алиса дала руку Коле,
А Коля дал руку Семёну…
(Называются имена всех детей в кругу).
Вот и собрался наш круг
(покачать руками вместе).
В.: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте повернёмся к ним лицом и поприветствуем их.
Дети поворачиваются лицом к гостям.
Д.: - Здравствуйте!
2. Сюрпризный момент.
В.: - Ребята, отгадайте загадку. Если отгадаете, узнаете, о чём будем говорить на занятии.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
(Электричество).
В.: - Правильно, сегодня мы будем говорить про электричество.
II. Основная часть.
1. Проблемная ситуация.
В.: - Работы у нас много, поэтому нужно следить за временем. Но что такое? Часы, кажется, стоят. Почему?
(Дети могут высказать предположения: «Села батарейка», «Нет батарейки»).
В.: - Сейчас я заменю батарейку. Но делать это нужно правильно: на одном конце батарейки нарисован плюс, на другом минус. Поэтому нужно поставить плюс к плюсу, а минус к минусу. Послушайте, начали ли работать часы?
Д.: - Да, начали. Они тикают.
В.: - Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток и часы заработали. Значит, часы работают с помощью электричества?
Д.: -Да!
2. Актуализация знаний детей.
В.: - Ребята, скажите, где ещё в быту используется электрический ток?
Д.: - С помощью электрического тока работает телевизор, холодильник, телефон, компьютер…
В.: - Да, ребята. Все бытовые приборы работают с помощью электричества. Значит, электричество помогает нам, как добрый волшебник, без него было бы трудно. А у нас в группе есть электричество?
Д.: - Да!
В.: - Почему вы так думаете?
Д.: - Мы включаем свет, компьютер, магнитофон, сушильный шкаф.
В.: - Правильно, ребята.
3. Повторение правил безопасного поведения при взаимодействии с электричеством, электрическими приборами.
Звонит телефон воспитателя, воспитатель берёт его и разговаривает:
В.: - Здравствуйте, профессор Электрикус. Вы побывали в нашей группе? (Пауза). Да, мы с ребятами занимаемся экспериментальной деятельностью, и сегодня будем проводить эксперименты с электричеством. (Пауза). Вы отправили на мою электронную почту видеосообщение? Спасибо, мы с ребятами просмотрим его прямо сейчас. До свиданья, профессор Электрикус.
В.: - Ребята, у нас в гостях побывал профессор Электрикус, и он прислал нам видеосообщение, которое мы сейчас просмотрим.
«Открывает» электронную почту и видеосообщение.
Текст видео сообщения:
- Здравствуйте, Ольга Николаевна и ребята! Меня зовут профессор Электрикус. Мне очень приятно, что вас интересует электричество. Я про электричество знаю всё-всё! Очень хотелось приехать к вам и рассказать о нём, но не могу, потому что у меня много работы. Поэтому я и мои помощники Фиксики подготовили для вас видеописьмо. Думаю, что вам будет интересно и полезно его просмотреть и узнать, как правильно обращаться с электричеством. До свидания, ребята! Надеюсь, вы запомните то, о чём говорится в моём видеописьме.
В.: - Ребята, вам интересно посмотреть видео письмо профессора Электрикуса?
Д.: - Да!
Просмотр видеописьма – мультфильма
«Фиксики. Осторожно: электричество!».
В.: - Действительно, ребята, в видеописьме содержится очень полезная информация. Спасибо, профессору Электрикусу и Фиксикам. Расскажите, как нужно правильно обращаться с электричеством. (Ответы детей).
В.: - Да, с электричеством нужно обращаться правильно, осторожно, когда мы пользуемся бытовыми приборами.
4. Выполнение экспериментов с электричеством.
В.: - Ребята, есть электричество неопасное, тихое и незаметное. Оно повсюду окружает нас, а мы об этом даже не догадываемся. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с электричеством?
Д.: - Да!
В.: - Тогда я приглашаю вас в страну Электрию, в которой электричество живёт повсюду. Закройте глаза. Три раза повернёмся и в Электрию перенесёмся.
Пока у детей закрыты глаза, воспитатель открывает на столах предметы для проведения опытов, на стену вешает шарик, разбрасывает шарики
по полу, два шарика вешает на стойку.
- Откройте глаза, ребята. Посмотрите, как интересно: на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте-ка их тоже повесим на стену.
Дети берут шарики, пытаются повесить их на стену.
В.: -Почему этот шарик висит, а остальные падают? (Ответы детей).
В.: -Давайте наши шарики сделаем волшебными. Это просто: надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали.
Дети трут шарики о волосы, прикладывают к стене – шарики висят.
Д.: - Ребята, как вы думаете, почему шарики повисли на стене? (Ответы детей).
В.: -Произошло это потому, что в наших волосах живёт электричество. Мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, шарик стал электрическим и поэтому притянулся к стене. Попробуем приложить шарики к шкафу, к себе, друг к другу. Что происходит?
Д.: - Шарики прилипают ко всему.
В.: - Теперь мы знаем, где живёт электричество?
Д.: - Да, оно живёт в волосах.
На стойке висят наэлектризованные шарики на длинных нитках.
В.: - Давайте потрём о волосы вот эти два шарика. Что произошло?
Д.: - Они стали отталкиваться друг от друга.
В.: - Да, они отталкиваются, как будто поссорились. Давайте их помирим. Для этого нужно снять с одного шарика электричество - намочить его.
Один из детей брызгает воду на шарик.
В.: - Что произошло теперь?
Д.: -Шарики притянулись, как будто помирились.
В.: - Когда ещё можно увидеть электричество в волосах?
Д.: - Его можно увидеть, когда расчёсываемся.
В.: - Что тогда происходит с волосами?
Д.: - Они торчат в разные стороны, и даже раздаётся треск.
В.: - Это ещё раз доказывает, что в волосах живёт электричество. Убедимся в этом. Подойдите к столу. Возьмите расчёску и поднесите её к бумаге. С бумагой что-то происходит?
Д.: - Нет.
В.: - Как заставить бумагу притянуться к расчёске?
Предположения детей.
В.: -Что мы сделали, чтобы шарики притянулись к стене?
Д.: - Потёрли шарики о волосы.
В.: - Значит, что нужно сделать с расчёской?
Д.: - Нужно потереть её о волосы.
Дети расчёсываются или натирают расчёску о волосы.
В.: - Поднесите расчёску к бумаге. Что происходит?
Д.: - Бумага прилипла, притянулась, зашевелилась.
В.: - Почему?
Д.: - Мы поймали расчёской электричество, и она стала притягивать бумагу.
В.: - Давайте проведём ещё один опыт – «Весёлая регата».
Дети наблюдают за тем, как воспитатель проводит опыт,
делают вывод, отвечают.
В.: - Для этого опыта нам понадобится тазик с водой, бумажный кораблик и воздушный шарик. Быстрыми движениями потрём шарик о волосы и поднесём его к кораблику. Что происходит?
Д.: - Кораблик притягивается к шарику.
В.: - Попробуем вести шарик по кругу. Что происходит?
Д.: - Кораблик плывёт за шариком.
В.: - Почему?
Д.: - Мы поймали шариком электричество, поэтому кораблик к нему притягивается.
Дети наблюдают за тем, как воспитатель проводит опыт,
делают вывод, отвечают.
В.: - Но электричество притягивает не только бумагу. Попробуем в этом убедиться. В плоскую тарелку насыпаем столовую ложку овсяных хлопьев. Быстрыми движениями потрём шарик о волосы и поднесём его к овсяным хлопьям. Что происходит?
Д.: - Хлопья подпрыгивают и прилипают к шарику, потому что он наэлектризован.
В.: - А сможет ли электричество воздействовать на более тяжёлые предметы? Быстрыми движениями потрём шарик о волосы и поднесём его к алюминиевой банке из-под газированного напитка. Что происходит с банкой?
Д.: - Банка притягивается к шарику, начинает двигаться за ним, потому что шарик наэлектризован.
В.: - Ребята, наши часы показывают, что пора возвращаться в детский сад.
В.: - На память о нашем путешествии предлагаю взять воздушные шарики, которые висят на стене. Для этого надо превратить их в обыкновенные.
Дети брызгают на шарики водой, снимают их со стены.
В.: -Закройте глаза.
Дети закрывают глаза.
В.: -Три раза повернёмся и в детский сад перенесёмся.
Дети вместе с воспитателем проходят на ковёр и садятся.
III. Итог занятия.
В.: - Ребята, чему вы научились сегодня на занятии?
Д.: - Добывать доброе электричество.
В.: - А как мы добывали электричество?
Д.: - Ловили электричество в волосах.
В.: - Интересно ли было вам играть с электричеством?
Д.: - Да!
В.: - Это электричество опасно?
Д.: - Нет, оно доброе, неопасное.
В.: - Мы будем и дальше продолжать знакомиться с электричеством, проводить опыты, играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа Тема: «Береги природу - сортируй отходы»
Занятие предназначено для врспитателей детских садов старших групп....

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе Тема «Электричество и электроприборы».
Конспект занятия по ОБЖ в старшей группеТема «Электричество и электроприборы»....

Конспект занятия с использованием лаборатории Наураша по теме "Электричество вокруг нас" для подготовительной группы
Это занятие позволит расширить представление о том, где "живет" электрчество и как оно помогает человеку, а также закрепить правила безопасного поведения в обращении с электричеством....

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе, Тема «Электричество и электроприборы».
Дети в игровой форме познакомятся с "электричеством", узнают о его значении в жизни человечества, поэкспериментируют с "добрым" статическим электричеством....

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе Тема: «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе. Тема: «Опасности вокруг нас»....

Конспект НОД по познавательному развитиюв старшей группе: конструирование из строительного материала. Тема: «Грузовая машина»
Цель: формировать умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:1. Способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели м...


