Конспект занятия с использованием лаборатории Наураша по теме "Электричество вокруг нас" для подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Березина Наталья Анатольевна

Это занятие позволит расширить представление о том, где "живет" электрчество и как оно помогает человеку, а также закрепить правила безопасного поведения в обращении с электричеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Сказка»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с использованием лаборатории «Наураша» по теме «Электричество вокруг нас»

для детей комбинированной подготовительной группы

Выполнила воспитатель: Березина Н.А.

2023г.

Технологическая карта образовательной деятельности

Раздел, тема

Экспериментирование

Педагог

Березина Наталья Анатольевна

Тема занятия

Лаборатория «Наураша» по теме «Электричество вокруг нас»

Тип занятия

Познавательно - исследовательское занятие

Цель занятия

Расширение представлений детей об электричестве.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

совершенствовать общее представление дошкольников об электричестве; расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку; повторить правила безопасного поведения в обращении с электричеством.

развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

воспитывать интерес к познанию окружающего мира; вызывать радость открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, экспериментальная.

Планируемые результаты: дети расширят представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку; закрепят правила безопасного поведения в обращении с электричеством.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов.

Словарная работа: Электричество, исследование, электроприборы, батарейки, полюса, электростанция, статическое электричество,

Методы и приёмы: беседа, игровая ситуация, эксперименты, игровые обучающие задания, наглядные, словесные.

Материал и оборудование: Ноутбук, экран, презентация, ПО "Наураша в стране Наурандии", лоток с набором для эксперимента «Электричество», иллюстрации электроприборов, изображение потока воды в реке, движение тока по проводам, карточки с заданиями и карандаши для самостоятельной деятельности по количеству детей, материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

пластмассовые трубочки, кусочки шерстяной ткани, пластмассовые расчески, надувные шары, кусочки бумаги, соль, манка, лимон, яблоко, картофель, два будильника, фонарик.

Технологическая карта по теме: «Электричество вокруг нас»

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный

(мотивационный)

этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Настройка перед занятием

Воспитатель:

- Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.

Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,                             Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

Воспитатель: присаживайтесь, ребята.

Воспитатель:

- Ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?

Воспитатель:

- А я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

Пальчиковая гимнастика

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев)

Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)

Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо. (пожимаем плечами)

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?

Правильно, а точнее – «Электричество вокруг нас».

Давайте проговорим это длинное слово - электричество

Дети здороваются

Ответы детей

Дети выполняют упражнения для пальчиков.

Ответы детей: электричество

Дети проговаривают.

Основной этап

Беседа об электроприборах.

Воспитатель: Ребята! А что такое электроприборы?

Воспитатель: давайте вместе проговорим это длинное слово электроприборы.

Воспитатель: Правильно. А какие электроприборы вы знаете?

Воспитатель: Хорошо. А какую домашнюю работу они выполняют?

Воспитатель: Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

Дидактическая игра «Что есть, что было».

Воспитатель: 

- Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в игру «Что есть, что было».

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились.

- Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Значит, какой можно сделать вывод?

Вывод: Электроприборы нужны для нашего удобства. 

Воспитатель:

- Но электричество таит в себе опасность.

- Есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. А чтобы узнать, как вы умеете правильно обращаться с электричеством, я вам предлагаю сыграть в игру «Верно, не верно». У вас на столах для каждого лежат карточки одна зеленого, другая красного цвета. Если вы со мной согласны, то поднимаете зеленого цвета карточку, если нет – красного.

 

Вопросы: 

  1. Исправные электроприборы можно включать в розетку. (да)
  2. Можно прикасаться к оголенному проводу. (нет)
  3. Мокрыми руками можно трогать электроприборы. (нет)
  4. Нельзя оставлять без присмотра включенные  

электроприборы. (да)

  1. Нельзя класть различные предметы на включенную  плиту.(да)
  2. Можно включать в одну розетку много электроприборов. (нет)

Воспитатель:

- Молодцы. А теперь я вам раздам фотографии отдельных участков нашей группы. Вы должны выделить красным фломастером опасные места.

«Опасные места»

Воспитатель: Какой вывод, ребята можно сделать?

Вывод: всегда соблюдать правила пользования с электроприборами.

Воспитатель: 

- отгадайте загадку, ребята.

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам? (Электрический ток).

Ребята, что такое электрический ток, кто знает?

Воспитатель:  А теперь давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу. 

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть

Игра «Ток бежит по проводам»

 - Встаем в кружок и поочередно перехватываем узелки веревочки и говорим слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиры к нам.

Чтоб работали приборы:

Холодильник, телефоны,

Кофемолка, пылесос,

Ток энергию принес. (Игра повторяется два раза, в обратную сторону)

Воспитатель:

- На ваших столах лежат кусочки проводов, по которым бежит ток, т.е. электричество.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

Воспитатель: 

 - А сейчас я приглашаю вас в лабораторию «Наураша», там  мы  узнаем, где прячется электричество.

В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, давайте их проговорим.

Воспитатель: Ребята, если я отключу ноутбук от розетки, он продолжит работать?  А телефон?

- А почему?

Воспитатель: Итак, батарейка – это источник электрического тока. (показать разновидность батареек)

 Воспитатель: А теперь возьмите все по батарейке и посмотрите, где плюс, а где минус. Это полюса батарейки, чтобы правильно подключить батарейку, нужно обращать внимание на полюсы.

Проведение опыта: 1. «Три батарейки» 

(Воспитатель показывает полюсы на батарейке и обращает внимание детей на их обозначение «+» и «-». Так же показывает блок для батареек, предлагает вставить в него батарейки детям. Измерить с помощью динамо-машины.

- А если мы перепутаем хотя бы одну батарейку и поставим ее не правильно, то, что произойдет?

Воспитатель:

- А теперь я попрошу вас вставить батарейки в будильники и фонарик. Если вы поставите правильно, то все заработает.

Проведение опыта: 2. «Хорошая и плохая батарейки» 

Воспитатель: 

- Ребята, батарейки имеют свой срок годности и заряд тока в них не вечен. Когда батарейка устаревает, она не обеспечивает прибор током. Попробуйте измерить ток в старой батарейке.

- Батарейки к сожалению, не питают растения, а даже наоборот, могут навредить всей природе, ведь вещества, из которых сделана батарейка, ядовиты. Нужно правильно избавляться или как говорят взрослые, утилизировать батарейки, т.е. сдавать в специальные пункты сдачи, а дальше их отправляют на переработку.

Давайте проговорим это сложное слово - утилизировать

Воспитатель: 

- а теперь Наураша предлагает нам провести опыты с овощами и фруктами.

Проведение опытов 3.«Электрояблоко», «Электролимон»,  картофель под напряжением

Показать детям электроды и объяснить, что это пластинки из разных металлов, поэтому они имеют разный цвет (цинка и меди). Объяснить, как присоединить измерительные провода к электродам (красный к меди, синий к цинку)

- какой вывод можно сделать после проведенных опытов?

Вывод: Лимон, яблоко и картофель могут вырабатывать электричество, поэтому их можно назвать электроплодами.

- обычная батарейка устроена почти также, как электрояблоко и электролимон, только вместо кислого сока в ней специальное химическое вещество. А давайте к яблоку или лимону подключим электрочайник. Он включится? Почему нет?

- да, электричества для электроприборов требуется гораздо больше.

- Электричество очень опасно. Но электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то я вам предлагаю превратиться в волшебников.

Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.

Опыты с расческой, с шариком воздушным, с трубочкой, с линейкой, ручкой

- Ребята, мы с вами провели опыты с лимоном, с яблоком, картофелем, с такими предметами, как расческа, шарик, ручка, волосы. И что мы можем сказать про электричество?

- Такое электричество называется статическим.

- ребята, а как вы думаете, внутри человека есть электрический ток?

-есть, но какое количество электричества вырабатывает организм человека, вы узнаете и проверите, когда будете учиться в 8 классе.

- А есть электричество в природе?

- Да верно, это молния.

Воспитатель:

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии, все опыты, которые мы провели, и сделаем вывод. Где живет электричество?
Вывод: Электричество живет вокруг нас.

Ответы детей. (Электроприборы наши верные помощники. Они выполняют разнообразную домашнюю работу) 

Дети проговаривают.

Ответы детей.

Ответы детей. (Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы)

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.

Дети говорят вывод.

Дети выбирают, какого цвета поднять карточку зеленого или красного.

Дети на фотографиях участков своей группы находят и отмечают красным кружочком опасные места.

Дети говорят вывод

Ответы детей (Это то, что течёт по проводам. Поток частиц - Электронов.)

Дети встают в круг, берут в руки веревочку с узелками, поочередно перехватывая узелки, говорят:

Дети надевают шапочки

Дети проговаривают вслух правила поведения в лаборатории

Ответы детей (потому, что в этих приборах есть батарейки, в которых ток живет и хранится)

Дети рассматривают батарейки

Каждый стол вставляет батарейку в блок

Ответы детей

Первые два стола вставляют батарейки в будильники, а третий стол в фонарик.

Дети проверяют ток в старых батарейках на динамо - машине

Дети повторяют слово – утилизировать.

1 стол проводят эксперимент с яблоком

2 стол проводят эксперимент с лимоном

3 стол проводят эксперимент с картофелем

(по двое выходят к общему столу)

Дети говорят вывод

Ответы детей

Каждый опыт проводит ребенок за своим столом

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети говорят вывод

Рефлексивный

Воспитатель

- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? А что нового узнали?

На следующем занятии мы с вами узнаем подробнее,  откуда берется электричество, т.е. про станции, которые вырабатывают электричество.

 - Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ростопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.

Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали, и вам было интересно, красный, если не очень хорошо или вам было скучно.

Сверлит, строгает, гладит –
С любой работой ладит.
И крутится, и вертится,
И варит, и прядёт.
И коврик пылесосит,
И в каждой лампе светит,
И за усы троллейбусы
По городу ведёт!

Оно кругом встречается,
Но вот что получается:
Обидно, что потрогать нам
Его не суждено:
Когда его касаются,
Совсем чуть-чуть касаются –
Кусается, кусается немедленно оно!

- Таким стишком я хочу закончить наше занятие. Спасибо всем.

Ответы детей.

Дети крепят ладошки

А почему он изображен я вам сейчас расскажу маленькуюсказку:

Воспитатель: Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые

живут вроссийских лесах) Стали они думать и решать, кому из них быть на

гербе России. Первой вышлакрасавицабелка: «Посмотрите, какой у меня

красивый ипушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой

страны. Мне ибыть на гербе!» Звери иптицызасмеялись: «Да что ты,

белочка! Ты вонкакая маленькая, а Россия такая большая. Куда ужтебе!»

Тут вперёд вышел огромный бурыймедведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я

ростом невелик. Я сильныйи могучий, как сама Россия. Мне ибыть на

гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила

мудраясова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не

видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю странувидим: и

леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц —орёл с двумя головами. Он

самый умный, самыйсильный, летает выше облаков и может смотреть сразу

в  две  стороны:  направо  и  налево. Он  всегда  знает,  что  в  разных  концах

страны делается. Вот комунадо быть на гербе!» Все зверии птицы

согласились смудрой совой. И сразуже в лучах яркого света с неба

спустился прекрасныйдвуглавый орёл, а его изображение появилось на

гербе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Кислотность»

Конспект НОДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе. Тема: «Кислотность»...

Конспект ООД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Электричество»

Конспект ООДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе  Тема: «Электричество»...

Конспект ООД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Пульс»

Конспект ООДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе Тема: «Пульс»...

Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....

Конспект образовательной деятельности по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия» в подготовительной группе «Васильки» (7 год жизни)

ООД: Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментированиеТема: «Температура»Вид деятельности: познавательно-исследовательскаяИнтеграция образовательных областей: «Речев...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием цифровой лаборатории « Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: « Лимонадность или кислотность».

    В ходе наблюдений, экспериментов  дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых. Все это свидетельствует о том что применяя  работе ИКТ технологию &l...