Конспект НОД ПО ОО "Познавательное развитие".В подготовительной к школе группе. Тема:"Его величество-воздух".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Коц Светлана Владимировна

В конспекте описаны опыты проводимые с воздухом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 города Ейска

муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ НОД ПО ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

(ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЕ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Тема: «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО - ВОЗДУХ»

 Воспитатель:

 Коц Светлана Владимировна

 

2019 г.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Учить детей выдвигать гипотезы, проводить опытную деятельность, делать выводы.
  • Актуализировать представления детей о значении воздуха в жизни всего живого: воздух – необходимое условие для существования всего живого; о свойствах воздуха: прозрачный, без цвета и запаха, имеет вес.
  • Дать возможность детям применить на практике ранее  полученные знания о свойствах воздуха: прозрачность, вес.

Развивающие:

  • Продолжать развивать исследовательский интерес, наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы в ходе экспериментальной деятельности и опытов.
  • Продолжать развивать абстрактное мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), а так же произвольное внимание, память.

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности, аккуратность в работе с различными веществами.
  • Воспитывать усидчивость, любознательность, желание помогать сверстникам.

Материалы и оборудование:

Карточки со свойствами воздуха, одноразовые стаканчики, хлеб, апельсин, духи, мыло, салфетка, прозрачный стакан, тазик с водой, целлофановые пакеты на каждого ребенка, трубочки.

Предварительная работа:

  • Беседа на тему: «Значение воздуха для жизни растений, животных, людей»;
  • Дидактическая игра «Живая и неживая природа»;
  • Отгадывание загадок;
  • Разучивание дыхательной гимнастики «Подуем на плечо», физминутки «Ветер»;
  • Наблюдение за ветром на прогулке;
  • Ознакомление с художественной литературой: Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Воздух», «Смерч» Ю.Ефремов, Ветер» М.Исаковского,

Ход НОД:

  1. Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.

Воспитатель:  Здравствуйте ребята! Как вы думаете, зачем мы здесь сегодня собрались. (заняться интересным делом, поиграть). Один из педагогов приносит конверт, на котором наклеено изображение Незнайки и Знайки.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, я думаю, что это письмо адресовано  нам. На нем написано «ДЕТСКИЙ САД». Кто может сказать от кого оно пришло? (от Знайки). Давайте откроем…

Воспитатель открывает письмо и читает: «Добрый день, ребята! Пишет нам Знайка! Сегодня мы поспорили с моим другом Незнайкой. Знайка  читает много книг, и уверен, что воздух существует, но его никто не видит. А я утверждаю, что воздух существует. У нас перепутались элементы с изображением свойств воздуха. Ребята, прийдите мне на помощь и помогите собрать карточки и доказать Незнайке, что воздух существует вокруг нас есть, и он нам просто необходим!»

Ученные, как вы считаете, прав Незнайка? Поможем профессору Знайке? Тогда, давайте, с вами отправимся в увлекательную лабораторию. Только для этого нужно стать командой, помогать своим ученным сотрудникам , ведь в путешествие могут отправиться только дружные ребята.  Готовы? (Да). Тогда возьмитесь за руки, и давайте вместе произнесем волшебную фразу «Один за всех и все за одного».

ПОПАДАЕМ В «ЗАНИМАТЕЛЬНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ»

Сели на свои места

Ведущий: (заглядывает в конверт) Ученные, а в конверте для вас,что то осталось. Послушайте:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.(Воздух)

  1. Создание у ребят  уверенности в улучшении своих опытов (через опору на прошлый эксперимент).

Воспитатель:  Да, всё верно, это воздух. Ученные, давайте подумаем, что мы знаем о воздушном пространстве (предполагаемые ответы детей – воздух невидим, он – прозрачный, бесцветный). Кто дополнит? Варя, ты согласна с Егором? Миша, а как считаешь ты?

Для чего нам нужно воздушное пространство? Кто думает по – другому? Вероника, ты согласна с Ксюшей? Вы очень много знаете. Все  правильно! Люди, как и всё живые существа, нуждается в чистом воздухе. Подумайте и скажите, мы можем это доказать? Как? . (Необходимо подвести ученных к тому, что они сказали – провести опыт или эксперимент).

  1. Организация продуктивной самостоятельной, опытно-экспериментальной деятельности детей.

ЭКСПЕРИМЕНТ №1

Для проведения ЭКСПЕРИМЕНТА вам необходимо закрыть рот и  нос пальцами. (Ребята постепенно открывают носы).

Ученные, что произошло, почему мы не смогли долго держать закрытыми нос и рот? (предполагаемые ответы детей). Варя, а ты как думаешь? Все согласны с Варей? Кто считает по- другому?

Вы – настоящие исследователи! Правильно, никто из нас не смог прожить без воздуха ни секунды! Он нам просто необходим!!!! А кто же еще не сможет обойтись без воздух? (животным, растениям)

А теперь загадка для самых смекалистых – как вы считаете, где обитает воздушное пространство - воздух? (он повсюду, вокруг нас, внутри нас) Как это можно доказать? (провести опыт или эксперимент)

Эксперимент №2

         Для начала давайте исследуем воздух ладошками и впоймаем. Получилось? Нет, не вышло. А как же можно его поймать? Ведь он вокруг нас…(взять пакет). Давайте попробуем.(самостоятельная деятельность детей)

        Дети идут в свои лаборатории, берут пакеты и проводят эксперимент. У воспитателя пакет с дыркой – воздух не ловится.

        Ученные у вас получилось? (Дети показывают свои пакеты). Интересно почему ваши пакеты полные? (Потому, что в них заключен воздух). Я довольна вами, вы даете правильные и четкие ответы. А вот у меня не так как у вас. Почему, в чем причина? (Пакет не целый, воздух выходит через неё). Подводим итог нашего с вами эксперимента? (Воздушное пространство можно заключить только в целый пакет)

Как вы считаете воздух имеет какую-либо форму? Воздух круглый? Или квадратный? (Воздух формы своей не имеет, принимает только форму предмета, в которых он заключен)

        Подумайте и назовите мне  свойства воздуха, которые вы уже знаете, и о которых мы сможем рассказать Незнайке:

  • Неосязаемый;
  • Не имеющий цвета;
  • Морозный;
  • Принимает форму конкретных предметов, в котором он заключен.

Мне понравилось, как вы справились с экспериментами.

ЭКСПЕРИМЕНТ №3

        В пакет мы с вами воздух уже ловили, а вот интересно, в стакане воздух есть? Как вы считаете? (предпологаемые ответы детей).Как мы  можем проверить эту версию? (Можем)

                На дно стаканчика приклеим кусочек пластилина, к нему зафиксируем салфетку и прижмем ее ко дну стакана. Затем перевернем стакан и погрузим  его полностью в емкость с водой. Как вы думаете, что произойдет с салфеткой? Давайте проверим. (самостоятельная деятельность детей).

Ребята выполняют опыт.(Если некоторые ребята отказываются выполнять опыт, предлагаем им стать «помощниками-лаборантами» для ученных, что позволит им больше заинтересоваться в эксперименте).

        Один из ребят вынимает стакан из воды и а другие исследуют салфетку руками. Какая она – сухая или мокрая? Почему ты так считаешь? Ксюша, как ты считаешь? Дима, ты согласен с Ксюшей? Кто думает по-другому? (Воздух не дал проникнуть воде  в стакан)

         Теперь вы точно знаете, что мы находимся в пространстве воздуха, воздух вокруг нас. А внутри нас он есть? Это вопрос для настоящих  ученых. Кто сможет ответить?

Давайте подуем на руки, или друг на друга. (самостоятельная деятельность детей).

А если в природе дует сильный ветер, как называется это явление? (Ураган, стихия) Кто думает по другому? Дима, как ты считаешь? (Буря)

ОПЫТ № 4

Я предлагаю вам устроить бурю в стакане с водой. Как нам это сделать? Посмотрите на столы, и ответьте, что нам для этого понадобится?

        Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».(если ребенок отказывается, предлагаем ему быть наблюдателем)

Воспитатель: Что мы увидели, когда начали дуть в трубочку? (Пузыри). Откуда взялись пузыри, почему они появились? (пузыри - это воздух который находился в нас, и попал в воду). Катя, ты согласна с Ильей? Кто считает по – другому?

Мы славно поработали, но нам ведь необходимо немножко отдохнуть. Вы согласны?

  1. Физминутка

Свежий воздух мы вдохнем-

За грибами все пойдем:

С другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болотце впереди

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки, прыгнем мы на кочку

Воспитатель: Уточните пожалуйста мои юные исследователи: а чем же все таки пахнет воздух, и имеет ли он запах? (предполагаемые ответы детей) А это можно проверить? Как? Конечно провести эксперимент. Сейчас вам нужно закрыть глаза, а когда я вам скажу, вы будете очень медленно вдыхать и говорить, чем пахнет?

        Воспитатель подходит к каждому ребенку и даёт им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло), а один ребенок вдыхает просто воздух.

Воспитатель: Кто что почувствовал? Саша, расскажи ты. Теперь ты, Варя?  Один ребенок отвечает, что ничем не пахло. Правильно Варя, ты ничего не почувствовала потому что тебе ничего не давали понюхать, ты вдыхала просто воздух? (Предлагаю поменяться ролями. Ребенок подходит к детям и даем понюхать(апельсин, хлеб, мыло)Юные исследователи какой из этого можно сделать вывод?

Воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

 Эксперимент № 5

Воспитатель: Воздух имеет ли вес? Тяжелый он или легкий? (Предполагаемые ответы детей). Ребята, давайте подумаем, что может понадобится нам для того чтобы что-либо взвесить? (Весы).  Я сделала весы из тонкой палки и двух шаров. Посмотрите, сейчас весы весят равно поровну? А что же произойдет, если проткнуть один из шаров?(Можно выбрать кого - либо из ребят для эксперимента и помочь подержать весы) Посмотрим. Что произошло? (Шар с воздухом наклонился вниз, а лопнувший поднялся наверх) Какой же из этого можно сделать вывод? Шар с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Воспитатель: Умницы, вы сегодня хорошо потрудились, ответили на все вопросы. Теперь давайте посмотрим на доску и повторим , что мы с вами сегодня узнали.(Представлена мультимедийный материал о воздухе).

5. Рефлексия участниками образовательной деятельности

Воспитатель: Ну как, вам понравилось путешествовать с Воздухом? Что вас особенно удивило?

(Предполагаемые ответы детей: как шар с воздухом оказался тяжелее, как воздух ничем не пахнет)

Воспитатель: Сказочные герои Знайка и Незнайка попрощалась с нами, и оставили для вас свои медали за активное участие в работе Занимательной лаборатории. (Детям раздаются медальки в виде капельки воды)

- Ребята, понравилось помогать Знайке? Что позволило нам помочь ему? Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание вам больше всего понравилось? Почему? О каких свойствах воздуха  вы сможете рассказать своим родителям, младшим братьям и сестричкам? Как на ваш взгляд, пригодятся вам знания, полученные сегодня? Где они смогут пригодится вам?

- Вы сегодня порадовали меня своими ответами. Особенно Ваня! Он отлично создал бурю в стакане,  и давал невероятно точные ответы. Было приятно видеть как Артём и Вика помогали друг другу в работе с определением воздуха в стакане воды.

- Посмотрите, как много сюрпризов мы получили и помогли нашим героям. Что вы расскажете родителем о нашем сегодняшнем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы. Тема: «Балда в гостях у «Репки»

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы.Тема: «Балда в гостях у «Репки» Цели: Образовательные: формировать элементарные представления об овощах; расши...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.Образовательные:Формировать представления о роли леса в ж...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема "Моя Россия"

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема "Моя Россия"...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Спорт – это жизнь!»

Цель: Обобщить знания детей о видах спорта. Дать представление о пользе занятий спортом.Формировать  у детей знания о футболе, как игре  сильных, ловких, выносливых людей. Приобщать дет...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа»

сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы...