«Волшебная - водичка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гамирова Эльмира Ханифовна
Детское экспериментирование на тему: «Волшебная - водичка» в средней группе с использованием игровых приемов и элементов методики ТРИЗ Цель: развитие представления детей о воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_volshebnaya_vodichka.docx203.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                 «Детский сад № 97 комбинированного вида»

                         Московского района города Казани

«Волшебная - водичка»

                                                                     НОД средней группы № 4

                                                                     по ОО  «Познавательное развитие»

                                                                        на Дне открытых дверей по теме:                                                                                                                                          «Детское экспериментирование — средство

интеллектуального развития дошкольников»

 с использованием игровых приемов

и элементов методики ТРИЗ

                                                                                для педагогов  МАДОУ № 97

                                                                                    Воспитатель МАДОУ № 97

                                                                                                           Э.Х. Гамирова

2017год

Конспект НОД

«Волшебная - водичка»

в средней группе с использованием игровых приемов

и элементов методики ТРИЗ

Цель: развитие представления детей о воде.
Задачи:
• Расширять знания детей о свойствах воды в процессе выполнения опытов;
• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
• Формировать навыки проведения простейших опытов: закреплять умение работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
• Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов, умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения

• Развивать умение подводить итоги опытов;
• Активизировать и обогащать словарь детей.
• Воспитывать бережное, экономическое отношение к чистой воде.
Интеграция: образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»
Оборудование:
Прозрачные стаканчики, стеклянные сосуды разной формы. Вещества для опытов (вода, молоко, сахар, соль, песок, пластилин). Чайные ложечки, монету, гвоздь, камешки, деревянную палочку, пенопласт, вата). Схемы сенсорных методов обследования (посмотреть, послушать, понюхать, попробовать на вкус, потрогать).
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы, игровые упражнения «Какая бывает вода».

Ход НОД:

Организационный момент:
- Я рада видеть всех вас. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что рада видеть его. Он повернется к своему соседу справа и поприветствует его.
Мотивационно-ориентировочный:
- Дети, вы любите, когда к вам приходят гости… и с подарками?! Сегодня к нам в гости пришел необычный гость.
Появляется Мойдодыр (младший воспитатель в костюме):
Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок Командир.
Обращается к детям:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки
- А вы, дети, умываетесь по утрам и вечерам?
- Чем вы умываетесь?
- Для чего нужна вода? (ответы детей: вода нужна людям постоянно, чтобы мыть, готовить пищу, поливать растения и животных. Ни одно живое существо не может обойтись без воды).
Воспитатель: Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Мойдодыр: - Я принес вам водичку и хочу побольше о ней узнать. Вы мне поможете? (ответы детей)
Поисковый этап:
- Чтобы помочь Мойдодыру, я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (проводят опыты и эксперименты). Правильно, но чтобы провести опыты, что сначала нужно сделать (составить план и выбрать методы исследования). Что нам поможет?
На доске выкладывается схемы (ухо, глаз, нос, я зык, рука).
Практический этап:
- Дети, что мы будем делать сначала? Потом? (проведем опыты по предложенному порядку). Чтобы быстрее провести работу, нужно разделиться на пары.
Дети подходят к столу и начинают работу.
Опыт №1 «Вода – жидкость»
- Возьмите стаканчики с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется, растекается по блюдцу. Почему вода растеклась по блюдечку? Вода жидкая и может течь, поэтому ее называют жидкостью. Какие еще вы можете назвать жидкости?
 

На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
- Ребята, на столах у вас лежат предметы. Какой они формы? А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю провести следующий эксперимент. Будем наливать воду в разные емкости. Что мы наблюдаем? Вода приняла форму этих емкостей. Что же показал нам этот эксперимент? Вода имеет форму? Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму той емкости, в которую ее наливают.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №3 «Вода не имеет вкуса и запаха»
Воспитатель.

- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

- А конфета? (сладкая)

- Интересно, а есть ли вкус у воды?

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса).

- Так есть ли вкус у воды? (Нет).

Вывод: У воды нет вкуса.

Воспитатель: - Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках:  сахар и лимон, а теперь то, что у вас на тарелочке высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет). А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Ульяна? (Вариант ответа. Спросить каждого). Почему?

- Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей).

Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса).


Опыт №4 «Вода не имеет цвета, она прозрачная»
- Ребята, на столе у вас есть еще стаканчики с молоком и просто водой. Давайте сравним эти жидкости по цвету. Молоко белое, вода бесцветная. Опустите ложку в воду и молоко. Что вы наблюдаете? Ложка в воде видна, а в молоке нет. Значит, вода прозрачная.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
 


Опыт №5 «Вода растворитель»
- Давайте, проведем еще один опыт. В один стакан положим сахар, другой соль, в третий речной песок, а в четвертый добавим  немного пластилина. Хочу напомнить вам, что при проведении таких опытов, нужно соблюдать определенные меры безопасности. Нельзя пробовать вещества на вкус, нюхать их нужно очень осторожно.
 


Растворяя вещества, приходим к следующим выводам: сахар и соль хорошо растворяются в воде, речной песок не растворяется в воде, а вода становится мутной, пластилин не растворяется в воде.
 

Значит, мы установили еще одно свойство воды: вода растворитель.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.


Опыт№6  «Тонет –не тонет»

 - Ребята, на столе у вас тазик с водой, давайте  опустим в него различные предметы (монету, гвоздь, камешки, деревянную палочку, пенопласт, вата), что происходит? Ответы детей. 

Вывод: монета, гвоздь, камешки  тонут, а деревянную палочка, пенопласт, вата нет. (вода выталкивает более легкие предметы).

Опыт №7 «Вода превращается в пар»
- Сейчас, я покажу вам еще один опыт, а вы поможете сделать вывод. Вы, видите, как из чайника выходит пар. Откуда он взялся в чайнике? Я налила туда только воду. Правильно, вода при нагревании превращается в воду. Некоторое время подержу стекло над паром. Что произошло со стеклом? На стекле образовались капельки воды. Пар опять превратился в воду. Вот так происходит и в природе.
- Ребята, а вы знаете, что такое круговорот воды в природе?
- Сейчас, я вам расскажу. Ложитесь поудобнее, закройте глазки.
Релаксация «Ходят капельки по кругу»
Закрыли глазки. Представим, я мама Тучка, а вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь. Капельки наши прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан. Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не залезали, не брызгались. Теперь со мной будьте, я без вас соскучилась.
Сейчас, я сосчитаю до 3 и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Воспитатель: давайте повторим то, что вы услышали (иллюстрация «Круговорот воды в природе).
Дети: Из тучи летом идет дождь, а зимой снег. Капельки дождя превращаются в ручей, ручей течет в реку, река впадает в море.
Яркое солнышко заставляет капельки воды испаряться, превратив их в легкие воздушные облака. Облака собираются в тучи, и снова идет дождь.
Коллективная работа:
- Я приготовила тучку, а вы сделаете дождик. Пусть этот дождик будет разноцветным! (дети из цветной бумаги вырезают капельки и приклеивают к тучке).
- Какой красивый разноцветный у нас получился дождик. Мойдодыр, тебе понравился наш дождик из капелек? Дети, от куда еще могут капать капельки (из крана, если его не плотно закрыть)?
- А вы плотно закрываете кран после того, как помылись? Всегда ли следите, чтобы из крана зря не текла вода? Почему надо беречь воду? (ответы детей)
Как вы думаете, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана? Вот послушайте:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет.
- А чтобы вы не забывали, я повешаю символ – памятку у нас в моечной: «Помыл руки – плотно закрой кран».
- А теперь давайте расскажем Мойдодыру о каких свойствах воды мы сегодня с вами узнали, глядя на наши карточки – символы: Вода бесцветная; Вода – безвкусная; Вода не имеет запаха; Вода не имеет формы; Воду надо беречь.
Рефлексивно – оценочный:
- Дети, что нового вы сегодня узнали?
-Вы хотели бы еще проводить опыты и исследования?
- Вы сегодня молодцы и Мойдодыр угощает вас чистой родниковой водой, чтобы вы были здоровыми, любили и берегли воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с водой во второй группе раннего возраста "Волшебная водичка"

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные: - обучать детей навыкам экспериментирования с водой. - формировать представления д...

Развлечение по экспериментированию с водой во второй младшей группе "Волшебная вода".

Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....

Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»

Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»  Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.Цель: Развивать желани...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка...