Конспект ООД "Русская берёзка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Белорукова Светлана Михайловна

Целью занятия является закрепление и расширение знаний детей о берёзе, как символе России, развитие познавательной автивности, памяти, совершенствование изобразительных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_pro_beryozu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ООД

«Русская берёзка»

Задачи:

-учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения;

- дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин, кору берёзы называют береста.  Но всей бересте есть горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Под корой у берёзы находится древесина. По числу колец на древесине определяют количество лет дереву;

- развивать познавательную активность, мышление, память.

Ход мероприятия

Дети заходят в группу. Ребёнок читает стихотворение С. Прокофьева

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную.

В: Ребята, вы, наверное, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить.

Дети: О берёзе.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы с вами знаем о берёзе?

Дети: Берёза – это дерево с тонкими коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой тонкими полосками и чёрными крапинками, которые называют «чечевичками». Через них проходит кислород.  Своё название получила по цвету коры.

Дети:  Русское слово «береза» очень древнее и произошло от слова «беречь». У славян в старину год начинался не зимой, как сейчас, а весной, и встречали его не елью, а именно березой. В далекие времена существовала у славян богиня – Берегиня. Она считалась матерью всех духов и всех богатств на земле, и поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания.

Воспитатель: Нашу Родину невозможно представить без березки. Скажите, а вы запомнили, как называли берёзу в старину?

Дети: В старину берёзу называли «деревом четырёх дел». Первое дело – мир освещать, второе дело – скрип утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, почему так называли берёзу?

Дети: Мир освещать. Берёзовые дрова – самые лучшее топливо в русской печке, а  берёзовая лучина много веков освещала дома в старину, когда не было электричества.

Дети: Второе дело -  скрип утешать. Из берёзы получают густую маслянистую жидкость – дёготь. В старину, когда не было машин, а были телеги, колёса смазывали дёгтем, чтобы не скрипели, а ещё сапоги натирали дёгтем.

Дети: Третье дело – больных исцелять. Из почек берёзы изготавливают лекарства. А весной берёза выделяет сок, очень сладкий, освежающий.   Берёзовый сок очищает кровь.

Дети: Четвёртое дело – чистоту соблюдать…Из веток берёзы делают мётлы и веники. Березовый веник помогает при болях мышцах, суставах, хорошо очищает кожу, ускоряет заживление ран и ссадин. После березовой бани особенно легко дышится. Тот, кто ходит в баню с берёзовым веником будет всегда здоров.

Воспитатель: Молодцы, ребята. И если подойти к березке, прислониться, обнять, все печали уйдут, и станет на душе светло.  В народе говорят, что это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи.

Я предлагаю вам познакомиться с этим чудесным деревом поближе.

В: Для чего нужна кора дереву?

Дети: Она защищает дерево.

В: А от чего она защищает?

Дети: От солнца, от ветра, от мороза, от того, чтобы сок не вытекал.

Воспитатель: Кору берёзы называют берестой. На ней есть полосочки – чечевички, через которые проходит кислород и дерево дышит. А белый цвет коры берёзы – это бетулин. Он тоже обладает лечебными свойствами – это антивирусное средство. Давайте рассмотрим бересту под микроскопом.

Дети рассматривают кору берёзы под микроскопом.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно определить возраст дерева?

Дети: Чем толще дерево, тем оно старше.

Воспитатель: Да. Ещё возраст дерева можно определить по числу колец на древесине, а древесина – это то, что находится под корой дерева.

Дети рассматривают спилы через лупу и считают количество колец  и таким образом определяют возраст дерева и делают зарисовку.

Воспитатель: Ребята, а  как используют древесину?

Дети: Из древесины изготавливают  мебель, прочные лыжи,  пол – паркет, музыкальные инструменты, например, гитары, бочки  и др.

Воспитатель: А также из переработанной древесины берёзы делают бумагу и картон.

А из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод  и другие предметы.  

Воспитатель показывает картинки предметов, сделанных из бересты на слайдах, а затем предлагает поиграть в игру «Найди предметы из бересты». Эти картинки дети наклеивают в дневник проекта.

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня тоже стать мастерами и сделать поделки, используя берёзовые спилы. Кому же мы их можем подарить? Какой приближается праздник?

Дети: День Матери.

Воспитатель: Правильно.

Продуктивная деятельность детей. Дети вырезают из бумаги цветы, нанизывают их на пластмассовую трубочку, делают надрезы в верхней части трубочки (тычинки), приклеивают листочки и с помощью пластилина прикрепляют цветок на берёзовый пенёчек.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивые получились подарки! Я думаю, ваши мамы  будут очень рады. Давайте вспомним, что нового вы узнали о берёзе? А для этого поиграем в игру «Закончи предложение».

Мне было интересно….

Я теперь знаю, что….

Сегодня я узнал…

Мне было трудно….

Мне захотелось дома рассказать о …..

У нас впереди ещё много времени для работы над проектом, мы ещё много  нового  узнаем о берёзе, например, какой стороной дышат листья, как влияет свет и температура на жизнь растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Берёзка" МДОУ "Детский сад №15 "Лужок"

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе " Березка"МДОУ " Детский сад №15 " Лужок"Воспитатель Мокрова Елена Николаевна 2012 год.Тема: Ознакомление спрял...

Конспект занятия по конструированию "Берёзка".

Краткий ход, задачи, предварительная работа и оборудование при составлении занятия по теме....

Конспект-занятия «Здравствуй, милая Берёзка»

Воспитывать у детей чувство доброжелательности, этикиумение видеть красоту,радоваться ей,отметить нежность,беззащитность,вызвать желание заботиться; учить расска-зывать стихи, петь песни, пополнять сл...

Конспект НОД «Берёзка»

Задачи:Обучающая  задача- Учить рассматривать объект: строение березы.- активизация в речи слов: ствол, ветка, почки, сережки, листья.- формирование умений  передавать изменение образа (вето...

Конспект ООД "Берёзка в зимнем лесу" для детей старшей группы

Конспект ООД "Берёзка в зимнем лесу" для детей старшей группы...