"Значение воздуха для человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воздух»

Цель:  Закрепление понятия «воздух», его значение для человека.

Задачи: 

  • Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха, его роли в жизни человека и всего живого на Земле через опыты; 
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование для педагога: шкатулка с письмом, схема-маршрут поиска клада, аудиозапись «звуки ветра», свечка, перышко, металлическое блюдце, спички, иллюстрации: планета Земля, самолет, вертолет, планер, ракета, воздушный шар, мельница, сломанное ветром дерево , вырезанная из ватмана « туча с загадкой», незаконченное панно , воздушные шары по количеству детей, для «ракеты»-шарик, трубочка, скотч, длинная веревка.

Оборудование для детей: по количеству детей : стаканчики с водой, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, зубочистки, веера, «киндеры» с разными запахами.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А путешествовать? Тогда я хочу предложить вам поиграть в игру «Загадочный клад».

-Как вы думаете, почему эта игра так называется? (дети высказывают свои предположения).

-Мне кажется, что каждый из вас прав. Давайте не будем терять время, а отправимся на поиски клада. А поможет нам в этом схема поиска. (дети по схеме ищут клад, находят шкатулку)

Воспитатель: Какой красивый сундучок!!!! Готовы,  открыть? Итак…(открываем шкатулку, в ней письмо-загадка)

-Ребята, что это может быть?! Я не вижу никакого клада, а вы?(варианты ответов детей).посмотрите, на обратной стороне письма нарисованы «веселые, газообразные человечки» и ещё одна загадка:

Воспитатель зачитывает загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Угадали! Теперь мы знаем, что в шкатулке находится воздух.

И прямо сейчас я приглашаю вас, отправится в большое воздушное путешествие. Нам предстоит лететь, но на чем? Какие вы знаете виды воздушного транспорта?(ответы детей, выбор картинок с разными видами воздушного транспорта, расположение их на мольберте)

А вот на каком воздушном транспорте мы начнем наше путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что же это…(ответы детей)

Правильно, мы начнем наше путешествие на самолете.(имитация полета , «приземление») Посмотрите какие тучи нагнал ветер. Взгляните, на одной туче что-то написано.

-Я такой большой, что нахожусь везде.

-Я такой маленький, что в любую щель пролезу. отгадайте. Что я?

-Узнайте, какой я?

Расскажите для чего я? (отгадывание загадки)

Воспитатель: что же такое воздух? А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть?(дети высказывают свои предположения). (На мольберт вывешивается картинка с изображением планеты Земля) Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли- называется атмосферой. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше, везде есть воздух. А вы хотите это проверить с помощью простых опытов? Опыты мы проведем, и воздух мы везде найдем!

Опыт № 1«Воздух в человеке?»

Вопрос к детям:

-Чем мы с вами дышим? (ответы) давайте это проверим, глубоко вдохните, а затем выдохните.

-Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?(ответы) А сейчас возьмите трубочки и опустите их в стаканчик с водой и подуйте, что произойдет?(дети рассуждают, выдвигают гипотезы)-дуют в трубочки.

-А сейчас мы сделаем глубокий вдох и задержим дыхание.(проводим эксперимент) Долго ли человек может не дышать?(ответы- детей) Значит, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: (делают дети) Человек не может жить без воздуха.

Опыт№ 2«Поймаем воздух»

Ребята, возьмите полиэтиленовый пакет. Как вы думаете, что в нем?(ответы детей)

А давайте мы с вами наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?(ответы детей) А теперь проткнем пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем? (ответы детей) Развяжите, пожалуйста, пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?(ответы детей) Какой вывод мы можем сделать? Как можно увидеть воздух?

Вывод: (делают дети) воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Воспитатель: Наше воздушное путешествие мы продолжим на… Угадайте на чем? (загадка о планере)

С виду это самолет

Крылья есть и есть пилот

Хорошо летать умеет,

Но мотора не имеет (отгадывают)

Итак, продолжаем наше путешествие на планере. Но как же он полетит без мотора? (предположения детей) Его понесет ветер. Каким бывает ветер? Одинаков ли ветер в разные времена года? Как определить силу ветра? А как называется очень сильный ветер?

Опыт№3 «Ветер - это движение воздуха»

Для проведения этого опыта нам пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили. А теперь помашите веером перед лицом. Что вы чувствуете?(ответы детей)ребята, а давайте попробуем устроить ветер при помощи веера! Помашите веером сначала на себя, а потом друг на друга. Что вы чувствуете? (ответы детей) Какой делаем вывод?

Вывод: (делают дети) Когда воздух движется, получается ветер.

Физкультминутка «Ветерок»

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем изображать разный ветер, а помогать нам будет музыка. Звучит разная (по характеру) музыка. Дети ( с лентами) «изображают» ветер ласковый, порывистый, сильный и др.

Мы пересаживаемся с вами на….(загадка о воздушном шаре)

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка, под ногами земля-

Словно на картинке (ответы детей)

Молодцы, угадали! Это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия. Но что же заставляет шар подниматься вверх? (ответы детей) теплый воздух. Мы с вами уже говорили, что теплый воздух поднимается вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. И я вам сейчас это докажу.

Опыт№4 «Теплый воздух»

Вот перышко. Если я его просто подброшу, то оно просто упадет вниз. Но если его подбросить в теплый воздух, например, над огнем, (зажигаю свечу), то вы увидите, что теплый воздух поднимается вверх и не дает перышку упасть. Значит, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: (делают дети) Теплый воздух поднимается вверх.

Физкультминутка «Дружные ребята»

1,2,3,4,5 все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже-

Руки на спину положим.

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим.

Воспитатель: Ребята, нас опять ждет пересадка. (загадка о вертолете)

Без разгона ввысь взлетает

Стрекозу напоминает

Отправляется в полет

Наш российский….. (ответы детей)

Мы продолжаем наше путешествие на вертолете.(имитация полета).Давайте выясним, а как человек использует воздух? А какими надувными вещами мы пользуемся? (предположения детей) А как вы думаете, умеет ли ветер работать? Объясните, пожалуйста. (дети аргументируют свои ответы) Вы правы, ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы, ветряные электростанции.(на мольберте вывешиваются соответствующие картинки) Всегда ли работа ветра полезна?

Почему?(рассуждения детей). Сильный ветер может наделать много бед: разрушить дома, сломать деревья, перевернуть корабли.(картинки на мольберте).

Вертолет продолжает свой путь, но на посадку не заходит. Как же нам попасть на землю? (варианты детей).

(Загадка о парашюте)

Зонтик есть, весь белый-белый,

Он большой и очень смелый.

Он по воздуху летает,

С облаков людей спускает.(ответы детей)

Вот мы и спустились на парашютах на берег моря. Морской воздух  лечебный  и полезный.

-А как вы считаете, имеет ли воздух запах? Чем может пахнуть воздух?

 (ответы детей)

-Предлагаю в этом убедиться. Согласны?

Опыт№5 «Воздух не имеет запаха?»

А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?( рассуждения детей) Чем может пахнуть воздух?(ответы детей) Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Ваша задача, по запаху определить, что в них было. (дети пытаются определить запахи чеснока, лука, лимона и др.) Какой же вывод мы сделаем

после этого опыта? (делают вывод)

Вывод: Воздух не имеет собственного запаха. Запах ему придают окружающие его вещества.

Воспитатель: К сожалению, ребята, в городах,  поселках часто воздух бывает загрязненным. Почему? Кто его загрязняет? (рассуждения детей)

- Да, это фабрики и заводы, также загрязняют и машины выхлопными газами. Таким воздухом дышать тяжело и вредно для здоровья. Поэтому людям нужно заботься о чистоте воздуха. Я вам предлагаю пройти к столу и закончить панно «Мы за чистый воздух»( На панно детям нужно зачеркнуть те объекты, которые загрязняют воздух).

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Но впереди еще нас ждет….

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.

Только выпустит хвост-

Понесется до звезд. (ответы детей)

Молодцы! Угадали! Но мы не полетим на ракете, а отправим ракету в полет. Согласны?

Опыт №6 «Воздух может двигать предметы»

Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полет. Итак, начинаем отсчет: 5,4,3,2,1 –старт (развязываю веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому) почему она полетела? Что было в нашей ракете? (ответы, предположения детей)

Мы можем сделать ещё один вывод, какой?

Вывод: (делают дети) Воздух может двигать предметы.

Наше путешествие закончилось. Но я надеюсь, что мы не зря потратили наше время. Как вы считаете? Почему? Что вы узнали нового? Какой опыт понравился больше других и почему? Как и почему надо беречь чистый воздух? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте ещё раз проверим наши знания. Я предлагаю вам взять со стола по два кружочка: красный и зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зеленый кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

- воздух окружает нас со всех сторон

-воздух прозрачный, поэтому мы его не видим, но можем его обнаружить-«запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

-чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

-человек не может жить без воздуха

-ветер- это движение воздуха

-воздух может двигать предметы

Молодцы! Вы были очень внимательными, наблюдательными, дружными!

Я предлагаю вам рассказать дома родителям о нашем путешествии, о том, что вы узнали о воздухе. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины и их значение в жизни человека

Конспект НОД по ОЗОЖ в старшей группе...

Знакомство с воздухом. Значение воздуха для человека. Опыты – эксперименты

Задача занятия - развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и увлекаться....

Экспериментальная лаборатория. Значение воздуха в нашей жизни.Опыты с воздухом

Мы занятие начинаемИнтересно здесь бываетПостарайтесь все понятьМного нужно вам узнать!Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо, но почему - то оно без обратного ад...

Областной конкурс чтецов на открытом воздухе "Мир! Человек! Мечта!"

13 сентября состоялся долгожданный областной конкурс чтецов на открытом воздухе "Мир! Человек! Мечта!" Чтец- воспитанник подготовительной группы "Эрудиты" Мальцев Егор, 6 лет....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Значение воздуха для человека»

Цель: Закрепить полученные знания  о значении воздуха в жизни каждого....

Экологический педагогический проект «Воздух, ветер, человек» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Познакомить со свойствами воздуха и значением его в жизни окружающего мира. Формировать основы экологического сознания....