Конспект НОД по познавательному развитию . Тема: «Обитатели воды – рыбы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Опилатова Инесса Владимировна

Образовательная область: познавательное  развитие.

Тема: «Обитатели воды – рыбы»

Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: Рыбы

Цель: создать  условия для первоначального представления и обогатить кругозор детей об обитателях воды.

Задачи:

- Формировать представления детей о внешних особенностях рыб.

-  Развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умения анализировать и делать вывод, выражать в речи.

- Развивать словарный запас.

- Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

- Способствовать гуманному отношению ко всему живому.

- Воспитывать культуру поведению в природной среде.

- Закладывать основы экологической культуры личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область: познавательное  развитие.

Тема: «Обитатели воды – рыбы»

Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: Рыбы

Цель: создать  условия для первоначального представления и обогатить кругозор детей об обитателях воды.

Задачи:

- Формировать представления детей о внешних особенностях рыб.

-  Развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умения анализировать и делать вывод, выражать в речи.

- Развивать словарный запас.

- Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

- Способствовать гуманному отношению ко всему живому.

- Воспитывать культуру поведению в природной среде.

- Закладывать основы экологической культуры личности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое       развитие, физическое развитие, познавательно-исследовательская.

Активизация словаря: Гидрофон, плавательный пузырь.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, беседа, экспериментирование, объяснение, физминутка, практические задания.

   Методы и приёмы: игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная,  дидактическая игра.

 Предварительная работа: не запланирована.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме, 2 емкость с водой, салфетки на каждого ребенка, картинки порядок появления рыб, мяч плотный, мяч надувной, игрушки заводные, макет рыбы.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля!
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!

Дети руки поднимают вверх

Руками над головой описать большой круг

Плавно опустить руки на ковер

Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

- Ребята, прислушайтесь! Что это за шум?

- Правильно это шум воды.

Слайд№2

-Большая часть нашей планеты покрыта морями, океанами, озерами и реками. Именно поэтому если посмотреть на нее из космоса она выглядит голубой.

- Ребята на чем мы можем  путешествовать по воде?

Слайд№3

- Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей и исследовать водных обитателей. Узнаете много нового и интересного.  О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток

Кто это?

В воде жива,

На суше мертва.

Слайд№4

- Ребята как вы уже догадались, мы с вами будем говорить о…..

Дети садятся на стульчики.

Дети слушают шум морского прибоя. Ответы детей.

Ответы детей(Корабле, лодке, катере, подводной лодке и т.д.)

Дети отгадывают (рыба)

Дети отгадывают (рыба)

Ответы детей (о рыбах)

II.Основная часть

Слайд№5

-Давайте рассмотрим строение рыб.

- Тело рыб покрыто чешуей и передвигаются в воде с помощью плавников. А хвост, как руль, помогает рыбе поворачивать влево – вправо.

- Ребята, мы сейчас с вами проведем опыт и посмотрим, как плавники и хвост помогают рыбам жить и двигаться в воде.

Опыт 1

Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку.

- Посмотрите, что у нас происходит?

- Что помогает рыбке двигаться? Для чего нужен хвост, плавники?

Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.

Детьми рассматривают картинки с изображением рыб.

В первом случае рыбка неподвижна, а во втором она двигается.

Хвост служит рулем, а плавники помогают плавать.

Слайд№6

- А есть ли у рыб шея?

- Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом и не всегда видит корм.

Рыба имеет обтекаемую форму, напоминает капельку. Такая форма тела помогает быстро двигаться в воде. Попробуем узнать почему природа создала их такими.

Опыт 2

- Предлагаю вам поэкспериментировать, подходите к столу.

- Ребята давайте представим, что это у нас водоем, а наши руки рыбки. Сейчас мы с вами по очереди опустим руки в воду ребром с сомкнутыми пальцами и поводим, а теперь тоже самое – открытой ладошкой.

- В каком случае рука легче идет сквозь воду?

- Теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму?

Вывод: обтекаемая форма тела помогает рыбе быстро двигаться, преодолевая сопротивление водной среды.

-Человек учится у природы многому. А чему он научился у рыб?

Слайд№7

- Водный транспорт создан по их подобию.

Ответы детей.

Дети подходят к столу.

В емкости вода дети по очереди проводят рукой поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде. Затем, тоже самое - открытой ладошкой.

Ответы детей (в первом.)

Дети высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Динамическая пауза

-Рыбки отличные пловцы. А вы умеете плавать. Давайте немного поплаваем.

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Дети выполняют действия по тексту.

Произвольно машут руками, двигают ногами.

Присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками.

Слайд№8

- Как и люди рыбы дышат кислородом, но

поглощают его из воды, они заглатывают воду ртом, которое потом вытекает из специального отверстия, расположенного по бокам головы называемые жабрами с их помощью рыбы дышат. Жабры поглощают кислород содержащийся в воде.

- Ребята, почему рыба не тонет, ведь она тяжелая?

- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут.

- Оказывается, у рыбки специальный пузырь (плавательный), который помогает ей не тонуть.

Опыт 3

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно.

И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

- Что наблюдаем?

- Почему тонет плотный шарик?

Вывод: шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

- Такой же мешочек, плавательный пузырь,  который находится в брюхе,  не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Сдайд№9

Д/игра «Что сначала,  что потом»

- Ребята, как рыбы появляются на свет и растут?  Рыбы  вырастают из мальков, а мальки вылупляются из икринок, которые взрослые рыбки выбрасывают в воду.

- А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

- Чем питаются рыбы?

Слайд№10-11

- Правильно рыбы питаются насекомыми,

маленькими рачками, листьями и стеблями водорослей.

Хищники: планктоном, мелкими рыбешками, икрой, лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.

Ответы детей.

Плотный шарик утонул, надутый воздухом не тонет.

Он тяжелый.

Ответы детей.

Дети по — очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб.

Ответы детей(насекомыми,

маленькими рачками, листьями и стеблями водорослей и т.д.)

- Ребята как вы думаете рыбы говорят?

- В народе про рыб говорят   ”нем как рыба” не совсем верное, во-первых потому что рыбы все-таки издают звуки, а во-вторых человеческое ухо их просто не слышит. Если человек не слышит, это не значит, что рыбы молчат. Ученые изобрели прибор, который  может под водой слышать и записывать звуки. Этот прибор называется гидрофон. Слайд №12 Они исследовали подводный мир и доказали, что рыбы умеют «говорить» друг с другом. Рыбы используют самые разные звуки, напоминают визги, скрипы, хрюканье, кудахтанье, урчание и даже пение птичек.

- Давайте послушаем голос рыбы «ворчун».

Дети садятся на стульчики.

Ответы детей.

Прослушивание записи.

III. Заключительная часть.

- Чем рыбы отличаются от зверей?

- Рыба живое существо?

- Почему вы так думаете?

- Нужно защищать и беречь природу, не загрязнять водоемы, очищать их. И тогда люди смогут питаться экологически чистой речной и морской рыбой, а аквариумными рыбками – любоваться.

Дети отвечают (они живут под водой).

Дети высказывают предположения (как всякое существо она дышит, растет, у нее появляются дети)

Список литературы:

Интернет источник: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=991823088018954324&text=звукозапись+голоса+рыб+%22ворчун%22

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

С. ЛИПОВКА МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413087 Саратовская обл., Марксовский р-н с. Липовка у. Рабочая, д.10

🕿 (8-4567) 6-47-93

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Обитатели воды- рыбы»

подготовительная группа

Подготовила воспитатель, 1-категории:

Опилатова Инесса Владимировна

с. Липовка

2020г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обитатели воды – рыбы Воспитатель: МДОУ детский сад с.Липовка Опилатова Инесса Владимировна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Волшебница вода».

Конспект  НОД  по познавательному развитию Тема: «Волшебница вода»....

План-конспект занятия по развитию речи по теме "Обитатели воды- рыбы"

Конспект содержит обучающий материал для детей старшей группы....

Конспект НОД по познавательному развитию Тема: Как зимуют рыбы, насекомые и птицы?

Тема: Как зимуют рыбы, насекомые и птицы?Цели: Закрепить знания о многообразии животного мира; рассказать о зимовье рыб, насекомых и птиц развивать логическое мышление , внимание, воспи...

Конспект НОД по познавательному развитию Тема «Волшебница вода»

Конспект НОД по познавательному развитиюТема «Волшебница вода» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельно-сти детей. Количество детей: подгруппаЦель: С...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема: "Обитатели воды - рыбы"

Цель занятия - на примере аквариумных рыб познакомить детей с обитателях воды, а также.в оспитывать бережное отношение к рыбам....

Конспект занятия по познавательному развитию № 25 в средней группе Тема: «Обитатели воды - рыбы»

Конспект занятия по познаниюв средней группе «Обитатели воды - рыбы»...