Конспект образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" с детьми старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ляйля Василовна Исмагилова

Цель: Познакомить детей с возникновением различных видов транспортного средства и закрепить знания  о современных видах транспорта.

Задачи:

1.Воспитательная  задача: воспитывать внимание, культуру поведения; способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на проезжей части, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к правилам дорожного движения.

2.Развивающая задача: развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, самостоятельность, уверенность в своих силах и умение взаимодействовать со сверстниками.

3.Образовательная: расширить и закрепить знания детей о видах транспортных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Исмагилова ЛяйляВасиловна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 1 «Березка» п.г.т Кукмор»

Кукморского муниципального района

(наименование дошкольного образовательного учреждения)

          Конспект образовательной деятельности

образовательной области «Познавательное развитие»

на тему:

«Из истории транспортного средства»

(старшая группа)

Время занятия 25 мин.

( в рамках коллективного просмотра педагогического процесса)

2018 г.

Тип образовательной деятельности: интегрированный,

Форма проведения:совместная деятельность взрослого с детьми.

Цель: Познакомить детей с возникновением различных видов транспортного средства и закрепить знания  о современных видах транспорта.

Задачи:

1.Воспитательная  задача: воспитывать внимание, культуру поведения; способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на проезжей части, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к правилам дорожного движения.

2.Развивающая задача: развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, самостоятельность, уверенность в своих силах и умение взаимодействовать со сверстниками.

3.Образовательная:расширить и закрепить знания детей о видах транспортных средств.

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Предварительная работа:беседа «Виды транспорта»; рассматривание картинок «Первый транспорт»;дидактическая игра «Едет, плывёт, летит»;разучивание стихов о корабле, воздушном шаре, легковом автомобиле, автобусе;изготовление корабликов способом оригами.

Словарная работа: гужевой транспорт подземный транспорт, наземный транспорт, водный транспорт, воздушный

транспорт.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук.

Демонстрационный материал:  презентация «Из истории транспортного средства».

Раздаточный материал: карандаши по числу детей;блокнотики по числу детей;карточки последовательности исследования, мини-лэпбуки (тематические папки) на каждого ребенка.

Оборудование для эксперимента:таз с водой, игрушечные кораблики;воздушный шарик с гелиевым воздухом,  бумажная корзина – воздушный шар.

Методы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический.

Приемы: 

- приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация презентации, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

- приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.

- приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

- приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, ситуация выбора, исследовательская деятельность, экспериментирование, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

- приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение, итог.

Планируемые результаты:

1.В процессе исследовательской деятельности конкретизировать и расширить знания детей о появлении и назначении различных видов транспорта.

2.Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

3.Активизировать словарь детей словами – названиями транспортных средств. Упражнять в умении давать развёрнутые ответы на вопросы.

4.Развивать интерес, внимание, логическое мышление, память.

Ходобразовательной  деятельности:

1.Вводная часть.

Воспитатель:- Дети, в каком городе мы свами живем? Как он называется? (ответы детей).

(кейс – анализ конкретной ситуации).

- Ребята, мы свами живем в красивом городе. В нем очень много домов, улиц и дорог и внашем городе  людям не так-то просто везде успеть, шагая по городу  ногами, то есть пешком.

- Как же вы успеваете в детский сад, кто далеко живет?

- Что же взрослым и детям помогает везде успеть и никуда не опоздать, как вы думаете?

(рассуждения детей).

Воспитатель:- Как одним словом мы можем назвать эти средства передвижения? (эти средства передвижения – транспорт).

2.Основная часть.

Воспитатель:- Именно о видах транспорта  мы будем с вами говорить сегодня. Что это за слово такое «транспорт»? Откуда оно пришло?  Как появился первый транспорт? Чтобы обо всём этом узнать, мы проведём небольшое исследование и подготовим сообщение или по научному «доклад». А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать её. Как  это  можно сделать и какими способами?

Дети:- Можно прочитать посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, понаблюдать, узнать у кого - нибудь.

Воспитатель:- Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. Методы исследования изобразили схематично, получались вот такие карточки.  (Карточки последовательности исследования  показываются на экране). Таким образом, какая у нас получается схема исследования?

Дети: - Подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать спросить у другого человека, связаться со специалистами , посмотреть  по телевизору, получить информацию у компьютера.

Сбор материала

Воспитатель: - Исследование  - долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию бывает трудно запомнить. Что же нам делать?  (полученные сведения можно записать)

Воспитатель: - Но мы ещё не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо? (мы умеем рисовать).

Воспитатель: - Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. Предлагаю вам занести свои сведения вот в такую мини – книжку или по - другому лэпбук.

Этапы исследовательской работы.

Подумать самостоятельно

Воспитатель: - Ребята, подумайте, что же такое транспорт? (на нём можно ездить, передвигаться далеко).

Воспитатель:- Ребята, слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает «перемещать». Вначале транспортом называли грузовые морские суда. «Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы загрузить товары, привезённые из дальних стран. В освободившееся место загружали новые товары, которые купцы продавали в других странах. Слово «транспорт» означает «доставка чего – либо». Зачем нам нужен транспорт? Ведь обходились же люди без него в далёком прошлом, ходили пешком, из одного поселения в другое на большие расстояния.

Дети: - Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.

Воспитатель: - Как появился первый транспорт, что это было? Узнаем из энциклопедии.

Посмотреть в книгах.

Воспитатель: - У меня в руках «Энциклопедия для дошкольников». Давным  - давно люди жили маленькими селениями, они жили так близко друг от друга, что ходили везде пешком. Шло время, человек развивался, расстояние между селениями увеличивалось и, чтобы было легче передвигаться человеку, он стал приучать диких животных. Каких? (лошадей, ослов, верблюдов).

Воспитатель: А, чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колёса, впряг в телегу лошадь и стал перевозить груз.

Воспитатель: Как вы думаете, что было хорошего в том, что были лошади, а машин не было?

(Игра «Хорошо – плохо»)

Дети:Хорошо:

  1. Лошадь безопаснее машины.
  2. Воздух на много чище.
  3. Меньше людей гибнет.
  4. Лошадь живая может стать другом.

Плохо:

  1. Лошадь едет медленнее машины.
  2. Её нужно кормить.
  3. Может заболеть и может погибнуть.
  4. На ней холодно ездить зимой.

Воспитатель: - Правильно, ребята, и в самом деле на телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил одежду. И человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или из шкур животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза и людей. Но вот в гости, в театр, на бал в такой повозке не поедешь, уж очень она грубая и тяжёлая. Стал человек думать, чтобы такое изобрести лёгкое и быстрое, и придумал карету, карета была легче телеги и повозки. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры. Так появился первый транспорт, он назывался гужевым, то есть на конной тяге конный транспорт долгое время оставался основным видом.

Воспитатель:  - Сделайте зарисовки, что вы узнали?  (Дети делают зарисовки в мини - лэпбуке).

- Какой следующий этап  исследования?

Дети: Связаться со специалистом.

Связаться со специалистом.

Воспитатель: Свяжемся с инспектором (Ф.И.О.)Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи.

- Здравствуйте. К вам обратились воспитанники детского сада №1 «Берёзка». Мы проводим исследование по теме «Как появился первый транспорт». Мы уже узнали, что первым транспортом был гужевой. Хотели бы узнать, откуда появился первый автомобиль. Что бы вы об этом могли рассказать?

Специалист: - Лошади быстро уставали. Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут. Лошадей нужно было поить и кормить в дороге. А человек всегда торопился. «А, что если мой конь будет железным? – подумал человек.- Никогда не будет уставать, не будет просить в дороге вод, пищи». И придумал такого коня из металла и назвал его автомобилем. Что бы автомобиль смог двигаться, человекпридумал ему стальное сердце  - мотор, а чтобы сердце работало, человек стал использовать бензин. Первые машины были чем – то похожи на карету, у них были мощные колёса. С той поры виды автомобилей постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее.

Воспитатель: - Спасибо вам за интересную информацию. Ребята, зафиксируйте информацию. Ребята,  зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные в мини - лэпбуке). Следующий метод исследования?

Дети: Спросить  у другого человека.

Спросить  у другого человека.

Воспитатель: - Давайте узнаем информацию у наших гостей, о водном транспорте.

Дети:-Каким был первый водный транспорт?

Гости: - Для переправы на воде человек изобрёл лодку с вёслами, затем придумал парус. Далее стали строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далёкие и загадочные земли.

Воспитатель: - Давайте мы с вами побудем ветром, который помогал первым кораблям. Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

(в тазике с водой запускают игрушечные корабли)

Дети:- Каким был первый воздушный транспорт?

Гости: - Воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на небольшое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда. Куда нёс его ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше.

Воспитатель: - Спасибо, гости, вам, а вы, дети, зафиксируйте полученную информацию. (Дети фиксируют новые данные в мини - лэпбуке). Какой метод исследования мы не использовали?

Дети: Наблюдение.

Наблюдение и эксперименты.

Воспитатель: - Сделаем с вами воздушный шар. Возьмём шарик, накаченный специальным воздухом – гелием. Прикрепим корзину из бумаги, поместим небольшой груз.  Понаблюдаем за шаром, поднимается ли он с грузом.

Эксперимент с воздушным шаром получил положительный результат.

Воспитатель: - У нас остались ещё два этапа, какие?

Дети: - Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера .Просмотр слайдов

Воспитатель: - Мы узнали, как появился первый транспорт. Какие виды современного  транспорта вы знаете?

Дети: - Наземный, подземный, воздушный, водный.(Слайд №1)

Воспитатель: - Что такое наземный транспорт? Приведите примеры наземного транспорта.

Дети: - Передвигаются по земле: машины, автобусы, поезд, трамвай, троллейбус, мотоцикл, велосипед.

Воспитатель: - Что такоеводный транспорт? Приведите примеры.

Дети: - Передвигаются по воде лодки, катер, корабль, яхта.

 Воспитатель:- Что такоевоздушный  транспорт? Приведите примеры воздушного  транспорта.

Дети: - Передвигаются по воздуху: самолёты, вертолёты, ракеты.

Воспитатель: - Что такоеподземный   транспорт? Приведите примеры подземного  транспорта.

Дети: - Передвигается под землёй: метро.

Воспитатель:- По какому номеру мы вызовем скорую помощь?(03). По какому номеру мы вызовем пожарную машину(01). Полицию (02)

Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации о транспорте. Сейчас несколько детей по желанию. Глядя в свои записи, зарисовки сделают доклад.

2-3 ребёнка по своим зарисовкам в лэпбукеделают доклад. Затем воспитатель подводит итог исследования, обобщая записи детей.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: - Кому вы покажите свои мини – лэпбуки и расскажите по ним об истории появления транспорта?

(ответы детей). Как можно назвать ваши мини – книжки? (ответы детей).

Ну, что же мы сегодня познакомились с возникновением разного вида транспорта, закрепили знания видов современного транспорта. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

Литература:

1.Галеева Г.А., Гаффарова С.М.,Ишниязова З.Л., Ахмадиева Р.Ш. и др. Цикл занятий для дошкольноговозраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий / Сост.: Г.А. Галеева, С.М. Гаффарова, З.Л. Ишниязова, Р.Ш.Ахмадиева и др./ Под общ.ред. Д.М. Мустафина.- Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009.-240 с

2.Кадирова Ф.М., Булгакова Ю.Ю. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций: сб.авторских методических разработок педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Бугульминского муниципального района.- Казань: Центр инновационных технологий, 2012.- 101 с.

3.Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт. – сост. М.С.Коган. – 4-е изд.; стер.-Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008.-256 с. – (Сценарии игр и праздников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы "Путешествие в страну "Грамотейка""

материал занятия позволяет автоматизировать поставленные звуки в совместной деятельности детей, посредством дидактических игр. занятие проводится с помощьбю презентация, для привлечения интереса детей...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке».

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшей группына тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке»....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы «Домик пяти гномов»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!» ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема: «Путешествие в страну мальчиков и девочек».

Задачи:Воспитательная:-Закрепить и упорядочить понятия детей о себе, как представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек. Формировать образ «Я&r...