Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной группе "Перелетные птицы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Гладкина Марина Анатольевна

    Конспект занятия  в подготовительной группе по познавательному развитию на тему "Перелетные птицы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_pereletnye_ptitsy.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в подготовительной группе.

    Тема: « Перелетные птицы»

    Цель: Знакомство детей с перелетными птицами,  выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о  перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», « водоплавающие»;  изучить новые понятия  (летят стаей, вереницей,  клином);  совершенствовать навыки ведения беседы и умение  отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.

     Коррекционно-развивающие:   развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух,  координацию речи с движением;  развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.

    Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

    Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей,  вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

    Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.

    Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты деревьев,  силуэт птицы, конверты с разрезными картинками.

    Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

    1.Организационный момент. Введение в тему

    Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц, предлагает детям рассмотреть и назвать перелетных птиц.

    2. Воспитатель предлагает поиграть в загадки (по желанию – можно выучить наизусть)

    1. Вдоль по берегу гуляет.

    На лягушек нападает.

    На носу повисла капля,

    А зовется птица (Цапля)

    2. Клином выстроились птицы,

    Им на месте не сидится.

    Закурлыкали вдали,

    Чудо-птицы -(Журавли)

    3. Птица белая как снег.

    Птица, что красивей всех,

    Выгибает грозно шею.

    Назови ее скорее (Лебедь)

    4. Он гогочет и шипит,

    Он имеет грозный вид.

    На широких красных лапах.

    Для гусят он просто папа (Гусь).

    5. На шесте весёлый дом

    С круглым маленьким окном.

    Чтоб уснули дети,

    Дом качает ветер.

    На крыльце поёт отец –

    Он и лётчик, и певец. /Скворец/

    6. Нос у него белый.

    Сам он чёрный, очень проворный,

    Друг садов и полей,

    Поедает червей. /Грач/

    7. Никогда не строит для себя гнезда.

    Соседкам яйца оставляет

    И о птенцах не вспоминает. /Кукушка/

    Молодцы, ребята, хорошо загадки отгадываете!

    3. Введение в тему.

    _ Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

     - А в какое время года это происходит?  ( Осенью)

    - Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

    4. Основная часть.

    - А сейчас мы вспомним, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.

     Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)

    Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

    Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

    Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

    Ворона, воробей, голубь, скворец.

    Скворец, грач, утка, синица.

    Журавль, аист,  снегирь, лебедь.

    Гусь, ворона, грач, кукушка.

    Воспитатель:

    - Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)

    - Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)

    5. Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря)

    Воспитатель:

    - Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

    У птиц есть голова.  У птиц есть туловище с  двумя  крыльями.

    У птиц есть две лапы.  У птиц есть хвост.

    У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

    ( За правильные ответы дети получают конверты «сюрприз»)

    Воспитатель

    - У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?

    ( По оперению, внешнему виду, величине,)

    6. Воспитатель предлагает вспомнить какие виды перелетных птиц мы знаем:

    -А какие птицы нас покидают первыми?  (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).

    -  В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых.

    Повторите: насекомоядные.

    Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.

    А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

    Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

    -Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.

    -Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).

     В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

    - А  знаете, как  птицы  находят дорогу на юг и обратно сюда?

    - Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед  полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

     В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

    _ Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе;  некоторые, например, журавли, выстраиваются  « клином » в виде треугольника;  другие выстраивают- « цепочкой», в одну линию.

    (Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки.  Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли,  лебеди и другие крупные птицы.)

    7.Дыхательная гимнастика “Журавли учатся летать” (Развитие речевого дыхания)

     Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и 
    поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. 

    - Для того чтоб  помочь ласточке, нам надо выполнить еще одно задание.

    8.Игра «У кого какое тело?».  ( Образование прилагательных)

    – Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)

    -Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).

    -У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).

    -У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).

    - У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).

    Молодцы , ребята, правильно.

    9. Физкультминутка «Осень» (Выполнение движений по тексту  стихотворения.)

    Опустел скворечник,

    улетели птицы,

    Машут руками, как крыльями

    Листьям на деревьях

    Тоже не сидится.

    Приседают

    Целый день сегодня

     Все летят, летят…

    Встают, идут по кругу и машут руками

    Видно тоже в Африку улететь хотят

    Бегут по кругу

    10.Упражнение « Продолжи предложение, найди причину» (составление сложноподчиненных предложений).

    Воспитатель начинает, а дети продолжают

    -Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…(Насекомые прячутся и им нечем питаться).

    -Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …. (Он достает жучков и насекомых ).

    Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что… (она не вьет себе гнезда).

    Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет).

    Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов)

    11.Игра “Собери картинку”. [Развитие мелкой моторики, внимания.]

    - Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.

    - Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

    Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

    - Расскажите, чьи изображения вы сложили.

    – Это грач.  (перелетных птиц)

    - Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

    - Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

    12. Упражнение “Выпусти птицу”. [Развитие мелкой моторики.]

    Воспитатель предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.

    Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.

    Игра повторяется с обеими руками поочередно.

    Ласточка

    (голос – аудио запись) Спасибо, ребята. Я поняла, что я перелетная птица и мне надо догнать свою стаю и улететь на юг, а весной я обратно прилечу к вам.


    13.Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных)

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

    - Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

    Это утка. Не дорисован утиный клюв.
    Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.
    Это гусь. Не дорисовано гусиное крыло.
    Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.

    Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки?   

    Предлагаю вам закончить рисунки.

    14.Итог занятия.

    - Вспомнить о чём говорили?

    -Что  интересного вы узнали о перелетных птицах?

    -Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

    -Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)

                                         

                                                        «Берегите птиц»                 Муса Джангазиев

    Не трогай ласточку! Она

    Издалека летит сюда!

    У нас растит своих птенцов,

    Не разоряй её гнезда.

    Будь другом птиц!

    Пусть под окном

    Поет весною соловей,

    И над просторами Земли

    Летают стаи голубей!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД в подготовительной группе "Птицы"

    Расширение знаний о птицах, способах, развивать навыки передавать изображение тела  птиц штрихами....

    Конспект НОД в подготовительной группе «Птицы весной»

    развития связной  речи детей;       - закрепления  названий весенних месяцев и признаков природы;       - закрепления  названий де...

    Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД в подготовительной к школе группе по рисованию «Сказочная птица»

    Программное содержание: 1. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различия сказочных и реальных птиц. 2. Развивать воображение при создании сказочного образа птицы в коллективной ко...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

    Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

    Конспект НОД в подготовительной группе "Птицы возвращаются с весной. "Познавательное развитие".

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Пти...