Познавательно-творческий проект "Весна идет! Весне дорогу!"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Cелезнева Ольга Валерьевна

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс МБДОУ «Ручеек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_proekt.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел сайта: познавательное развитие.

Автор:  Селезнева Ольга Валерьевна - воспитатель

Место работы: Муниципальное  бюджетное  дошкольное

 образовательное учреждение «Ручеек» МО г.Ноябрьск (МБДОУ «Ручеек»)

Познавательно – творческий проект

«Весна идет! Весне дорогу!»

«Весна идет! Весне дорогу!»

Старший дошкольный возраст.

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца)

Сроки реализации: с 01.03.15г. по 30.05.15г.

Участники проекта:  воспитатели, дети старшей группы, родители, музыкальный работник, инструктор по физкультуре.

Тематическое поле: познание

Предметная область: межпредметный  (изодеятельность,  познавательная деятельность, чтение художественной литературы)

Цель проекта:

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс МБДОУ «Ручеек».

Мир окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы: Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность дошкольников.  Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Дети очень наблюдательны. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Проблема: Весна — прекрасная пора пробуждения природы после зимнего сна. В это время в воздухе действительно пахнет весной, солнышко все чаще улыбается нам и вся природа вокруг как будто оживает. Но, проживая в условиях Крайнего Севера, мы находимся в особых климатических условиях. Здесь очень  мало цветущих растений. Весна на Севере скоротечна и своеобразна. В связи с этим хотим узнать: «Как выглядит настоящая весна и как цветут деревья?»

Задачи:

  • Расширять знания детей о весне, ее признаках и явлениях, с учетом региональных особенностей..
  • Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
  • Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
  • Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны
  • Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
  • Способствовать развитию памяти, восприятия.
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
  • Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию

Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.

Формы и методы реализации проекта

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
  • создание и просмотр презентаций;
  • чтение художественной литературы о природе, о временах года;
  • утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
  • выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
  • индивидуальная работа с детьми;
  • взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

  • Расширится кругозор детей об особенностях растительного мира Крайнего Севера, о мире живой природы и сезонных изменениях.
  • Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.

Этапы проведения проекта:

Этапы проекта

Содержание

1

Подготовительный

  • Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта
  • Подготовка развивающей среды
  • Составление плана проекта

2

Практический

  • Работа с детьми
  • Работа с педагогами
  • Взаимодействие с родителями

3

Итоговый

  • Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта
  • Выставка  творческих работ и поделок

Ресурсное обеспечение проекта

  • Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, рекомендации для родителей и т.д.
  • Подборка художественной и методической литературы.
  • Материал для художественного творчества.
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.
  • Фильмы о природе  Ноябрьска (весенний период) и о природе за пределами Крайнего севера.

Мониторинг  знаний детей о деревьях.

В ходе бесед и наблюдений мы выяснили, что детей заинтересовала тема весны, цветущих садов. Ребята стали узнавать на картинках и предложенных иллюстрациях цветущие деревья и кустарники. У детей появилась мечта, выехать с родителями в отпуск именно в весенний период, для того чтобы своими глазами увидеть, как выглядит настоящая весна, как цветут сады, как выглядят в реальности цветущие деревья и каково их многообразие. Для сравнения детям предложили прослушать несколько  стихотворений о весне. О весне на Крайнем Севере, и - о буйстве весеннего цветения в условиях Юга. Сделано это было с целью заинтересовать ребят, вызвать положительные эмоции, научить любить родную природу, посредством художественного слова.

Весна на севере (http://www.stihi.ru/2011/03/27/7532)

Раиса Северная

На Север Крайний прибыла весна,
Ныряя с тундры в ледяную вьюгу.
По волнам океанов и морей,
Несёт свою улыбку, словно другу.
С плеч отряхнула тяжесть всех дорог,
Олень напуган чудом небывалым,
Груженые снегами облака,
Уходят прочь, укрывшись покрывалом.
На мирных крышах дремлет тишина,
Блестит сосулька влажным перламутром,
Ещё в морозном воздухе зима,
С весенним поцелуем уже утро…..
Здесь ледоход в июне лишь пойдёт.
Так рано птиц залётных не встречаем,
Но каждым нервом, стрункою живой,
Весны приход мы все здесь ощущаем.
Ведь скоро Белой ночи торжество,
Слепящей белизны ночей касанья,
Неповторимый миг весны пришел
Сиянье Севера полно очарованья.

Весна на севере  (http://shirokydt.narod.ru/index/0-11)

На юге весна еще в марте

Зиме предъявляет права.

В листке календарном –

Апрель уж на  старте,

Но здесь он - еще не  весна.

 

Прогретую южную землю

Покрыли трава и цветы:

И светятся нежные стебли,

И в яркой кипени сады.

 

А Север - пока еще зимний

И в мае наряд бережет,

Но скоро в цветении дивном

Весна к северянам придет.

 

... Хоть коротко Севера лето,

Люблю я суровый свой край,

Не  стану искать себе где - то

На юге я солнечный рай.

 

Весенний лес (http://moy-maluch.com/stixi-pro-vesnu.html)

И. Бутримова

Прекрасны белые берёзы
И свежий аромат листвы,
А на стволе сосны как слёзы
Сверкают капельки смолы.

Нас тополиные серёжки 
Смолистым запахом пьянят.
Лесные первые цветочки 
Повсюду наш ласкают взгляд.

И вот уж дятлов в чаще леса
Весёлый слышен перестук,
А над деревьями взлетая,
Спешит куда-то майский жук.

Косматый шмель жужжит снимая 
С цветов весенние дары.
Деревья кроны распускают
Как будто дивные шатры.

Туман растаял над поляной,
Играя искорками рос.
Идёт весна, оповещая
Весь мир раскатом вешних гроз.       

 Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей об особенностях природы Крайнего Севера, о весне несколько повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Крайнего Севера, повышению познавательного интереса.


Приложение.

1.Этапы проведения проекта

«Весна идет! Весне дорогу!»

Этапы проекта

Участники

I.

Подготовительный этап

1.

Диагностика по теме: «Что ты знаешь о весне?»

Воспитатели

2.

Изучение методической литературы

Воспитатели

3.

Родительское собрание с презентацией проекта (знакомство родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы)

«Покажите мне весну!»

Воспитатели

4.

Консультации в родительский уголок:

  • «Игры с детьми на прогулке в весенний период»
  • «Пришла весна, цветут сады…»
  • «Сезонные изменения в природе: что мы знаем о весне»

Воспитатели

II

Практический этап

1.

  1. Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, и их последующее обсуждение  на протяжении проекта.
  2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.

Воспитатели и родители

2.

Непосредственно образовательная деятельность

  • Заучивание стихотворения З.Александровой «Капель»
  • Составление описательных рассказов по картинам
  • Рисование «Сады цветут»

Воспитатели и дети

3.

Экспериментирование

  • «Распускание веток  вербы и березы при различных условиях»

Беседа

  • «Почему у нас в городе нет (мало)  цветущих деревьев?»

Воспитатели и дети

4.

Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Собери дерево»
  • «Бывает – не бывает»;
  • «От какого дерева листок»;
  • «Времена года».

Воспитатели и дети

5.

Составление загадок с использованием символов

Воспитатели и дети

6.

Экскурсия в Детский парк.

Целевые  экскурсии по улицам города.

Наблюдения за деревьями и другими растениями.

Воспитатели

7.

Музыкальные тематические праздники.

Музыкальный руководитель

8.

Физкультурные тематические досуги.

Инструктор по физкультуре

3

Итоговый этап

1.

Итоговая мультимедийная презентация  «Какая же ты – весна?»

Воспитатели

2.

Мультимедийная презентация, «Какие деревья цветут весной»

Воспитатели,  дети

3.

Выставка веточек вербы и березы с распустившимися листочками

Родители, дети

4.

Выставка творческих работ детей и родителей «Весна идет, весне дорогу!»

Воспитатели, родители, дети

2.Предметно – развивающая среда

  • Каталог развивающих дидактических игр
  • Календарь наблюдений за погодой
  • Календарь настольный
  • Альбомы о природе, фотоальбомы
  • Мультимедийные презентации, видеоролики
  • Материал для художественной деятельности
  • Художественная литература о природе (стихи, проза, рассказы)
  • Деревья на участке ДОУ и в лесопарковой полосе

        


3.Работа с детьми

Работа

Образовательная область

форма

тема

Место проведения

количество

Познание

Наблюдения

«За деревьями»,

«Какие почки на деревьях»

«Что происходит, когда вскрываются почки»

«Какие листья на деревьях».

«Рассмотрим кору».

«Как расположены ветки у разных пород деревьев»

Участок ДОУ

систематически

Непосредственно образовательная деятельность

«Растительный мир тайги и тундры»

«Тайны деревьев»

Группа

По плану

Дидактические игры

«Узнай дерево»,

«Собери дерево»,

«От какого дерева листок?»,

«Узнай по описанию»,

«Чем отличаются и чем похожи деревья?»

«Загадай загадку»

Группа, участок ДОУ

систематически

Рассматривание альбомов, фотографий

«Деревья», «Цветущие сады»

«Природа Севера»

группа

систематически

Целевые экскурсии, пешие прогулки

Детский парк, центральная аллея по ул.Ленина

город

1 раз в неделю

Коммуникация

Речевые, пальчиковые, дидактические игры

Подбираются по теме проекта

группа

ежедневно

Пересказ рассказа

Весна! Весна! И всё ей радо!

Гоголь Н.В

Весна

Толстой Л.Н.

группа

По плану

Составление творческих,  описательных рассказов

«Опиши дерево», «Опиши листок»,

«Моя весна»

Группа, участок ДОУ

По плану

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворений

«Весной» Н.Гончаров

«Весна» И.Токмакова

«В апрельском лесу» Г.Ладонщиков

«Май» С.Капутикян

группа

По плану

Чтение  стихов, загадок, рассказов

Подбираются по теме проекта

группа

По плану

Рассматривание иллюстраций

Подбираются по теме проекта

группа

По плану

Художественное творчество

Рисование, аппликация, лепка.

«Рисуем пейзаж», «Весенние мотивы», «Ветка вербы», «Пластилиновое дерево», «Яблоневый сад в цвету»

группа

По плану

Рассматривание репродукций пейзажей

 Подбираются по теме проекта

группа

По плану

Социализация

Посещение выставок

«Весеннее настроение» - фотовыставка

Городской выставочный зал

апрель

Музыка

Тематические праздники

Весенний праздник

Музыкальный зал

март

Физкультура

Непосредственно образовательная деятельность, досуги, подвижные, хороводные игры.

Включение игр по теме

Подвижная игра: «На полянке» - развивать умение быстро бегать, прыгать, упражняться в ловкости.

Подвижная игра: «Ручеек». Цель: развитие игровой деятельности и сотрудничества в паре.

Подвижная игра: «Мы – капельки» - развивать умение перестраиваться в две шеренги и широкий круг.

Участок детского сада.

По плану


4.Экспериментирование «Распускание веток».

Где быстрее распустятся листочки

Ветки рябины

Ветки ивы

1.

В светлом месте

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

1.

В темном месте

Появились листочки светло – зеленого цвета за 10 дней

Появились листочки светло – зеленого цвета за 12 дней

2

В теплом месте

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

2

В холодном месте

Не появились листочки

Не появились листочки

3

В воде

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

3

Без воды

Не появились листочки

Не появились листочки

Дети ежедневно ведут наблюдение за веточками и отмечают в календаре наблюдений происходят ли изменения.

Вывод: В ходе опытно-исследовательской деятельности сформированы экологические знания, доступные пониманию детей: чтобы  на ветках появились листочки, нужна вода, свет, тепло.  Но листочки маленькие и все равно засыхают. Дерево должно расти в земле. У деревьев длинные корни, с помощью которых они получают из земли питательные вещества. Также деревьям необходимо много света, солнечных лучей, в результате чего деревья растут.

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его) .

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

А из под старой травки

Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)

Раскрылся подснежник В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

Пальчиковая игра «Весна»
Весна пришла по снежному, 
По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)
Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук)
Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты)
Гусей, стрижей и аистов
Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке)


5. Загадки, пословицы, поговорки, стихи о весне.

Шагает красавица, 
легко земли касается, 
Идёт на поле, на реку, 
И по снежку, и по цветку. 
(Весна)

Тает снежок, ожил лужок. 
День прибывает. Когда это бывает? 
(Весна)

Я раскрываю почки, 
в зелёные листочки. 
Деревья одеваю, 
посевы поливаю, 
Движения полна, 
зовут меня ... 
(весна)

Зазвенели ручьи, 
прилетели грачи. 
В улей пчела 
первый мёд принесла. 
Кто скажет, кто знает, 
когда это бывает? 
(Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...
(весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весна)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
(Весна)

Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Весной)

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)

Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)


6. Пословицы, поговорки, приметы о весне

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
Весна длинным днем красна.
Весна красная, а лето страдное.
Весна на тепло щедра, да скупа на время.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Весна красна, на все пошла.
Весна говорит - гнило! А лето - мило, лишь бы было!
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весной безпольище, летом страдные работушки, осенью-то бездорожица, зимой зимушка студеная.
Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Весенний день – что ласковое слово.
Весною день упустишь, так годом не вернешь.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Весной часом отстанешь — днем не догонишь.
Весной и заяц на слуху сидит.
Весной, что рекой прольет - капли не видать; осенью ситцем просеет - хоть ведром черпай.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Вешний ледок, что чужой избы порог.
Вешняя пора - поел да и со двора.
Весенний день целый год кормит.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.
Как не злись метелица, всё весною пахнет.
Кто спит весною - плачет зимою.
Прилетела бы чайка, а весна будет.
Матушка – весна всем красна.
Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
Готовь сани с весны, а колёса с осени.
Одна ласточка весны не делает.
Май, май, да шубу не снимай.
Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.
Хоть весна пришла, марток – надевай двое порток.
Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Апрель с водой, а май с травой.

7. Приметы о весне

Весною день с ночью меряется, равняется. 
Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Из березы течет много сока — лето будет дождливым.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
Мокрое Благовещенье — грибное лето.
Коли ночь на Благовещенье теплая — весна будет дружная. 
Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно — к мокрому лету.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
Мокрый апрель — хорошая пашня.
Весна рано пришла - летом будет много непогожих дней.
Май холодный — год хлебородный.
Коли в мае дождь, будет и рожь.

8. Стихотворения о весне.

Вадим Косовицкий   «Цвет весны»

На дворе стоит весна! 
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи 
Не покроет лед за ночь, 
Гонит солнце зиму прочь! 
Набухают соком почки,
И зеленые листочки 
Скоро в струях ветерка 
Заиграют! А пока 
Цвета солнца у реки 
Появились огоньки!
Все! Закончились морозы! 
Распускаются мимозы!

Н. Родивилина  «Весне мы очень рады!»
Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –
Весна в права вступает!

Готовы прыгать к небу мы
И щебетать, как птички, –
Последний день прошёл зимы,
Оторваны странички!

Теплее стало на душе,
Веселью нет преграды,
Улыбки наши до ушей –
Весне мы очень рады!

И. Токмакова «Весна»
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают

Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые

Ноги у весны.

В. Берестов «Песенка весенних минут» 

Что ни сутки,

По минутке

День длинней,

Короче ночь.

 

Потихоньку,

Полегоньку,

Прогоняем зиму

Прочь.

Н. Гончаров «Весной» 

На деревьях –
Ты взгляни, -
Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки.

Г. Ладонщиков «В апрельском лесу»
Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;
На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравью
Поправлять дворцы свои. 

В. Степанов  «Чудеса»

По опушке шла весна,
Ведра с дождиком несла,
Оступилась на пригорке —
Опрокинулись ведерки.

Зазвенели капли,
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.

Ведра с дождиком весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло.
Чу-де-са!

С. Капутикян «Май»  

Зелёный, красный,

Яркий май,

С ребят пальтишки

Поснимай,

Деревья

В листики одень,

Звени ручьями

Целый день!

Куда я в мае

Ни пойду,

Везде я солнышко

Найду!

Т.Коти «Два букета»

Первые цветы весны
Краше снежной белизны.
Отражают цвет небесный,
Перламутровый, чудесный.
В этом цвете – облака,
Бирюзовая река,
Розоватый, нежный свет –
Из подснежников букет!

 

На столе букет осенний,
Не похож он на весенний.
Краски осени другие,
Словно солнце, золотые,
Красные, багряные,
Как заря, румяные.

А Фет. «Уж верба вся душистая»

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

М. Пиудунен  «Весна»

Пришла весна- красна и вот
Свои подарки раздает:
Лесным деревьям и зверям,
Пушисто-белым облакам.
Кому-то листья и траву,
Кому-то неба синеву,
Кому-то звонкую капель,
Кому-то птиц веселых трель,
Кому-то шубки поменяет,
Кого-то ветром приласкает
И теплым солнечным лучом
И первым ласковым цветком.

9. Рассказы для детей о весне, природе и животных весной.

Весна! Весна! И всё ей радо!

Автор: Гоголь Николай Васильевич

Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик... Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И все собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!..

Весна

Автор: Толстой Алексей Николаевич

На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку...

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, — все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями... Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы... До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Пришла весна

Автор: Толстой Лев Николаевич

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.

Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.

Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

Весна

Автор: Толстой Лев Николаевич

Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днем на солнце таял снег. Вдруг потянуло теплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушел. Небо прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лед. Теплый весенний воздух задрожал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом зелени и жнивьем. Высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревели на выгонах коровы. Пришла настоящая весна.

Степь весною

Автор: Куприн Александр Иванович

Раннее весеннее утро — прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые, предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.

Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.

Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.


Список использованной литературы и интернет ресурсов.

  1. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера С
  2. НиколаеваТ. Теория и методика экологического образования. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М, 2002г.;
  3. Николаева С. Методика экологического воспитания Учебное пособие.М., 1999г. В.
  4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.
  5. В. Ашиков, С. Ашикова "Семицветик". Программа культурно-экологического образования дошкольников. М., 1999г.
  6. Н. Виноградова, Т. Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г. 5. О.ЗебзиваОформа и методах экологического образования дошкольников. "Дошкольное воспитание" № 7 1998 г.
  7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебноепособие под редакцией Саморуковой. М, 1992г.
  8. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.
  9. http://www.maam.ru/detskijsad/kalendarno-tematicheskii-plan-nedelja-vesna-starshaja-grupa.html
  10. http://dohcolonoc.ru/planirovanie/4259-perspektivnyj-plan-k-tematicheskoj-nedeli-vesna-8-marta.html
  11. http://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_o_vesne.html 
  12. http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-pro-vesnu-dlya-detej/#ixzz3QxNBnu1b
  13. http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-pro-vesnu-dlya-detej/#ixzz3QxC8FFIl
  14. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka12_3.htm#Весенние стихи для детей
  15. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-vesne.html
  16. http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_vesnu.html)
  17. http://www.stihi.ru/2011/03/27/7532
  18. http://moy-maluch.com/stixi-pro-vesnu.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе "Весна идет,весне дорогу" с презентацией

Данный конспект НОД с презентацией позволит разнообразить приемы организации деятельности детей на занятиях по обучению грамоте и активизировать их мыслительные операции, речевые высказывания...

НОД "Весна идет - весне дорогу"

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в подготовительной логопедической группе "Весна идет - весне дорогу" Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений о вес...

Совместная деятельность детей и педагога "Весна идет - весне дорога"

Совместная деятельность детей и педагога"Весна идет - весне дорога"Средняя группаДети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом....

НОД "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»Цели.Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о в...

Весна идет, Весне дорогу..."

Организованная образовательная  деятельность по художественному творчеству...

Положение о творческом конкурсе "Весна идет-весне дорогу!"

Конкурс проводится в целях укрепления взаимодействия семьи и детского сада, приоритета семейного воспитания детей...

Познавательно-творческий проект: «Весна идет. Весне дорогу!»

Познавательно-творческий проект:«Весна идет. Весне дорогу!»...