НОД "Весна идет - весне дорогу"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Немытова Ирина Васильевна

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в подготовительной логопедической группе "Весна идет - весне дорогу"

Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений о весне. Изображение детьми весны по памяти и представлению используя различные материалы:спички, паралон, бумага, пластелин и различные приемы рисования:точки, штрихи, мазки, примакивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vesna_idet_-_vesne_dorogu.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в подготовительной логопедической группе

Тема: « ВЕСНА ИДЕТ – ВЕСНЕ ДОРОГУ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. учить детей изображать в рисунке различные периоды весны по памяти и представлению;
  2. уточнить и обобщить знания детей о весне, как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, таяние снега и льда, образуется много воды, поэтому оживают все растения, распускаются листья и цветы, оживают насекомые);
  3. учить подбирать соответствующую цветовую гамму;
  4. продолжать учить детей правильно пользоваться кистью(концом, всем ворсом) при рисовании деревьев;
  5. учить детей использовать в рисовании различные материалы (паралон, бумагу, пластилин, спички, вату);
  6. продолжать учить детей пользоваться различными приемами рисования (точками, штрихами, примакиванием, мазками);
  7. закреплять и использовать цвета: серый, желтый, коричневый, синий, зеленый, красный, черный, белый, розовый для передачи колорита; расширять и активизировать речевой запас на занятии по изодеятельности на основе углубления представлений о весне; упражнять детей в умении употреблять слова в уменьшительно  ласкательной форме (трава - травушка, травиночка, нежненькая, мяконькая, зелененькая, молоденькая, сочненькая, изумрудненькая);
  8. учить детей употреблять в речи слова синонимы (светлая - солнечная веселая, нарядная - красивая - праздничная - радостная - хохочущая); учить детей соотносить характер музыки с настроением, которое передает художник в своей картине;
  9. создание доброжелательной обстановки на занятии, укрепление веры в собственные возможности;
  10. снятие         отрицательных         переживаний,         связанных         с речевой
  11. неполноценностью;
  12. развивать память, воображение, представление, внимание, сообразительность, логическое мышление при сравнении различных периодов весны;
  13. формировать интерес к занятию;
  14. развивать связную речь.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Обогащение и активизация словарного запаса детей:

существительные: весна, деревья, ручьи, капель, ледоход, паводок, дождь, проталины, трава, радуга, гроза;

прилагательные: весенняя, ранняя, солнечная, светлая, серая, размытая, долгожданная, радостная, веселая, изменчивая, хохочущая, зеленая, яркая, пестрая, светло-зеленая, молодая, нежная, сочная, нарядная, праздничная, изумрудная, звонкая, шумная, рыхлый, зернистый;  

глаголы: наступила, звенит, бежит, журчит, переливается, мчится, поет, веселит;

наречия: красиво, нарядно, весело, светло, тепло, солнечно, празднично, звонко.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

- 4 стола, 3 доски, кроссворд «Весна», 3 листа ватмана с изображением весны; 3 листа ватмана с изображением 3-х периодов весны, 3 картины художников (А. Рылов «Пейзаж с рекой», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода»), магнитофон, кассета с записью отрывков музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года» (март, апрель, май), акварельные краски, гуашь светло -зеленая (2 б.), гуашь желтая (2 б.), гуашь голубая (1 б.),гуашь серо-синяя (1 б), гуашь желто-коричневая (1 б.), черная (1 б.), белая (1 б.), розовая (1б.), кисточки (6 штук), фломастеры (2 п.), поролон (1), бумага (2), ткань (1), спички (3), пластилин (1 пач.), доска для работы пластилином (1), банки с водой для каждого ребенка, ванночки с водой на каждого ребенка, трафареты (2), простые карандаши -2, салфетки бумажные, салфетки матерчатые (6-8 шт.), тарелочки под грязные бумаги, альбомные листы (6 шт.).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. занятия воспитателя: «Великое переселение птиц на родину», «Кто еще не проснулся», «Наводнение. Заяц на дереве, белка в лодке», «Весна идет - весне дорогу», «Лесные происшествия. Елка для насекомых. Муравейник зашевелился», «Колхозный календарь. Удивительные почки. Загадочные ямки»;
  2. экскурсия в парк «Грачи прилетели»;
  3. викторина «К нам весна шагает быстрыми шагами»
  4. «Полюбуйся весна наступает ... »

ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА:

  1. «Весна - природа оживает»
  2. «Птицы»
  3. «Перелетные птицы»
  4. «Птицы весной в лесу»
  5. «Весна» (3 занятия).
  6. Заучивание наизусть стихотворений: Тютчев «Весна»
  7. Чтение произведений В. Бианки «Лесная газета»
  8. Рассматривание картин: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитана «Весна. Большая вода», А. Рылова «Пейзаж с рекой»
  9. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбома «Времена года»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

  1. «Когда это бывает»
  2. заучивание пословиц, поговорок о весне;
  3. наблюдения в природе;
  4. загадывание загадок о весне.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Разгадывание кроссворда и сообщение темы занятия.
  2. Чтение стихотворения Л. Акима «Апрель».
  3. Рассматривание картин.
  4. Физминутка.
  5. Разгадывание музыкальных загадок.
  6. Дидактическая игра «Поможем художнику».
  7. Самостоятельная работа детей.
  8. Анализ детских работ, составление рассказа о весне.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети, сегодня у нас очень интересное занятие: мы с вами будем рисовать, лепить, играть.

Предлагаю детям послушать стихотворение и догадаться о чем речь на занятии:

Долго шла весна тайком от ветров и стужи, А сегодня прямиком шлепает по лужам. Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым!

Л. Аким «Апрель».

Весна так прекрасна, что будоражит чувства всех людей. Многим хочется весной петь, смеяться, сочинять стихи, танцевать, совершать хорошие дела. Многих тянет на природу - погреться на теплом солнце, почувствовать запах оттаявшей земли, послушать капель и журчание ручьев, полюбоваться вылетевшей бабочкой, первым нежным цветком. Поэтому художники посвятили весне много картин, поэты сочиняли много стихов, композиторы написали прекрасную музыку. Да, Весна сказочная волшебная пора, а поэтому и бывает она разная.

А какая она бывает? (света, воды, цветов).

Дети подходят к доске, где находятся 3 картинки с изображением разных периодов весны. Какие красивые места находили художники, когда писали свои картины и краски подбирали разные. Для весны цвета - серовато коричневые, бело-голубые, серые.

- А что еще может быть серым? (Ответы детей: камень, асфальт, мышка и т.д.).

Для весны воды художник подобрал голубые, голубовато-синие, неяркие, размытые краски. А какими красками нарисовал ху~ожник весну травы и цветов? (голубые, светло-зеленые, желтые, изумрудно-яркие, веселые, праздничные, радостные).

А что еще может быть веселым?

В какой из этих картин вы хотели бы побывать? А где хотел быть Дима в этой картине? Настя? Сережа?

Представьте себе, что мы с вами сейчас на этой зеленой поляне. Как здесь красиво. А как еще здесь? (красиво, светло, радостно, весело, празднично). Посмотрите какая здесь трава (молодая, нежная, сочная, светло-зеленая, изумрудная). А как ласково можно сказать о траве? (травушка, травиночка, травочка).

Ребята, хотите побегать по этой нежной, зеленой, шелковистой травке?

ФИЗМИНУТКА.

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.                                                                Дети становятся в круг.

Я под снежник, ты - вьюнок. Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре -         расходятся

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим в перегонки.         бегают

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять, I становятся снова в круг

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи,

Мы резвы и горячи.

Хорошо в гостях у Весны - травы, но нам пора возвращаться в группу.

Стук в дверь. Почтальон принес конверт.

Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем от кого. (Воспитатель читает обратный адрес - от Весны).

Давайте посмотрим, что же лежит в конверте. Да это же Весна прислала нам музыкальные загадки. Вы прослушайте небольшие музыкальные произведения и должны будете угадать о какой из этих картин рассказывает музыка.

  1. Какая музыка звучала? Как музыка звучит?
  2. О какой картине эта музыка рассказывает?
  3. Ребята, свое весеннее настроение художники передавали в картинах, композиторы в музыке, а мы с вами можем показать весеннее настроение как? (рисунками, улыбкой, радостью).

На трех досках висят картины с изображением голых деревьев. Ребята, посмотрите какие-то странные картины? Что хотели нарисовать художники на них? Может вы догадываетесь? Да, он хотел нарисовать три периода весны, что нужно рисовать у весны света, воды, цветов. Давайте ему поможем.

Проводится дидактическая игра «Поможем художнику». (Детям предлагается подобрать к каждой картине карточки с изображением природных явлений, характерных для каждого периода весны).

Не заблудились ли наши карточки? Какие явления характерны для Весны - света? Что забыл нарисовать художник у Весны - воды? Весны цветов?

Предлагаю детям закрыть глаза и с помощью волшебной палочки превратить эти картины в такие, какие хотел нарисовать художник.

Давайте мы с вами попробуем нарисовать Весну. На прошлом занятии мы уже начали ее рисовать. А что теперь вы будете рисовать? (Деревья, ручьи, траву, ледоход ... )

Все ли деревья рисуются одинаково? Как рисуется береза? Клен, рябина, липа?         Предлагаю детям закрыть глаза и с помощью волшебной палочки превратить эти картины в такие, какие хотел нарисовать художник.

Давайте мы с вами попробуем нарисовать Весну. На прошлом занятии мы уже начали ее рисовать. А что теперь вы будете рисовать? (Деревья, ручьи, траву, ледоход ... )

Все ли деревья рисуются одинаково? Как рисуется береза? Клен, рябина, липа, яблоня? (ствол, ветки). Дети рассказывают и показывают руками, пальцами, как рисуются ствол, ветки. Какой материал можно использовать для рисования? (Ткань, бумагу, поролон, спички, вату, гуашь, краску, фломастеры, кисточки и т.д.).

Пальчиковая гимнастика.

у дерева ствол.

На стволе много веток,

 А листья у дерева

Разного цвета.

Дети садятся за столы. Самостоятельная работа детей. (Звучит тихая музыка). По окончанию рисования предлагаю детям взять свои рисунки и подумать на какую весну они похожи - к той и отнести. Все ли рисунки на своих местах? Не заблудился ли чей-нибудь рисунок? Какую весну  рисовали? Какая весна получилась у Сережи? Какими красками нарисовали Весну - травы и цветов? Какая же у нас получилась Весна - света? Воды? Травы?

Ребята, давайте мы с вами расскажем о Весне по рисункам, которые вы сейчас нарисовали (составление рассказов о весне по детским рисункам).

Сегодня вы рисовали Весну: светлую, солнечную, радостную, веселую, праздничную, зеленую. Вам понравились ваши рисунки? А понравились ли они нашим гостям?