Конспект непосредственно-образовательной деятельности (интеграция образ. обл.) с детьми старшего дошкольного возраста "Весна идет, весне дорогу!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Маркова Наталия Николаевна

Предлагаю для использования в работе воспитателей и музыкальных руководителей конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Весна идет, весне дорогу!" Непосредственно-образовательная деятельность с детьми содержит в себе интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка. Это увлекательное "путешествие" с детьми по тропинкам весеннего леса позволяет закрепить и обобщить знания детей по теме "Весна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №109 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Сценарий

досуга для старших групп

С использованием здоровьесберегающих, ИК, игровых, исследовательских  технологий.

тема «Весна идёт! Весне дорогу!»

Музыкальный руководитель Казакова Маргарита Борисовна

Воспитатель Маркова Наталия Николаевна

Санкт-Петербург

2013

Цель:

  1. Закрепление и обобщение представлений о признаках весны на основе систематизации ранее сформированных представлений.

Задачи:

Познавательно-речевое направление:

  1. Активизировать словарь по теме «Весна» (ледоход, проталины, названия цветов-первоцветов, перелетных птиц)
  2.  Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы. Развивать творческое воображение, внимание.
  3. Воспитывать бережное отношение, любовь к природе;
  4. Развивать словесно-логическое мышление, артикуляционную моторику, зрительное внимание, восприятие.
  5. Формировать умение работать в коллективе.
  6. Закреплять знания о безопасном поведении на льду весной.

Художественно-эстетическое направление:

  1. Развивать способность выражать в движениях характер музыки
  2. Развивать акустический слух
  3. Формировать умение  вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать

10) Закрепить знание о муз. инструментах (скрипка, бубен)

       11) Развивать чувство ритма.

       12) Развивать вокальные задатки, учить интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение одновременно с музыкой.

       13) Обогащать эмоционально-образное восприятие не только искусства, но и окружающей природы, расширять опыт детей посредством чувственных реакций и эстетического развития.

Методы: игровой, наглядный, практический, словесный, мнемотехника.

Технологии: здоровьесберегающие, информационные, игровые, исследовательские,

Методические приемы: восприятие музыки, игровые упражнения, игры.

Предварительная работа: разучивание подвижных игр, песен, беседа по темам: «Изменения в природе весной», знакомство с игровым упражнением «Дождь», разучивание стихов. Закличек о весне, пальчиковые игры, рассматривание иллюстраций, дидактические игры о временах года, прослушивание музыки : «Времена года» Вивальди, «Апрель» П. И. Чайковский, МИ.

Техническое обеспечение: муз. центр, мультимедийный экран, проектор, ноутбук.

 Слайды – зима, весна, первоцветы, перелётные птицы, аудиозапись голосов птиц, слайды с обозначением ритмической капели.

Программное содержание: Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков каждого воспитанника через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Безопасности»,«Социализация», «Музыка».

Слайд №1

Заставка с изображением Весны, первых проталин, первоцветов.

Цель –настроить эмоционально детей на беседу о весне.

Слайд №2.

Поляна в лесу с первоцветами.

Слайд №3.

Ручей с анимационным корабликом. Звук- шум ручья.

Слайд№4.

Сосульки с каплями. Звук капели, звук ломающегося льда.

Слайд №5, 6, 7.

Тучка с анимационными каплями. Ритмическая игра.

 Капли большие и маленькие падают друг за другом  медленно или быстро. (олицетворяющие длинные и короткие звуки)

Слайд №8.

Мнемотехническая таблица на стихотворение «Ледоход идёт»

Слайд№9.

Первоцветы: Подснежники, Сон-трава, Мать-и-Мачеха, Медуница.

Слайд№10.

Почки закрытые и почки раскрытые.

Слайд №11.

Стаи птиц. Звук – крики журавлей.

Слайд №12.

Перелётные птицы:

Соловей, Кукушка, Журавль, Скворец, Гусь.

Слайд№13.

Жаворонок. Звук – голос Жаворонка.

Слайд №14.

Игра «Угадай кто поёт?» Перелётные птицы:

Изображение и звуки птиц: Соловей, Кукушка, Журавль, Скворец, Гусь.

Слайд №15

Медведь. Звук- 1) рычание медведя, 2)-игра «Медвежата» Е. Железнова

Слайд 16.

Солнышко. Зарядка для глаз.

Слайд 17.

Игра «Что лишнее?»

Слайд №18

Игра «Что перепутал художник?»

Слайд  №19

«Домики для птиц» (Найди домик скворца.)

Слайд  №20

3 времени года: зима, весна, лето.

Слайд №21

3 весенних месяца: март, апрель, май.

Слайд №22

Апплодисменты

Слайд  №23

Заставка с изображением Весны, первых проталин, первоцветов.

Возвращение в группу.

Ход деятельности.

Слайд №1.

Музыкальный руководитель и воспитатель здороваются с детьми, обращают внимание на гостей.

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами отправимся на лесную полянку и посмотрим- что там происходит весной. А в дорогу возьмём с собой рюкзак с разными полезными вещами: барабан (в походе пригодится), чашку (если захочется пить), волшебную шкатулочку, картинки … и чтобы было веселее идти, возьмём с собой свистульки и скрипку.

С музыкой идти веселее.

Дети, воспитатель и музыкальный руководитель идут  под Марш Металлиди.

Дети вторят скрипке игрой на свистульках.

Воспитатель: Закройте глаза, покружитесь и на весенней полянке окажитесь.

Слайд №2.

На полу «лежит снег» и видны первые цветы-подснежники.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, что я нашла?

Дети:               -Подснежники.

Воспитатель: -Как вы думаете, почему расцвели подснежники?

 Дети:             -Потому что наступила весна.

Воспитатель: - Давайте встретим весну песней.

Исполнение песни «Кап-кап». (автор неизвестен)

Воспитатель: - Подснежники – первые вестники весны.

        А что ещё происходит весной? (предполагаемые ответы детей: тает снег, бегут ручьи…)

Воспитатель предлагает посмотреть на экран.

Слайд №3.

А вот ещё приметы весны.

        Природа оживает, начинает таять снег, бегут звонкие ручьи. А  давайте мы с вами сейчас превратимся в ручейки и кораблики и изобразим их в танце. У нас в рюкзаке как раз есть кораблики и ленточки(ручейки).

Дети исполняют танец  «Ручеек и кораблики» (композиция Новиковой и Сухановой)

Слайд №4.

Звук звона капели.

Муз. рук.  - Ребята, слышите? Что это за звук?

Дети:        - Капает вода. Тают сосульки.

 Муз. рук: -. Днем, когда солнце пригревает, сосульки начинают таять, и звенит веселая капель. Посмотрите, а на что похожи капельки воды?

(Предполагаемые ответы детей: на бусинки, на горох…

Муз. рук: Пора заглянуть в нашу волшебную шкатулочку. Смотрите, здесь лежат бусинки. А давайте проведём эксперимент? Бусинки будут падать  стеклянную чашку, какой звук получится? Давайте послушаем.

Муз. рук стучит бусинками, подвешенными на леску, по стеклянной чашке.

Вопросы: Какой звук получается: звонкий или глухой? Высокий или низкий?

Дети : Звонкий, высокий.

Вопрос. Каким словом мы можем изобразить этот звук?

Дети: «Дзынь-дзынь-дзынь, динь-динь-динь»

Муз. рук стучит бусинками, подвешенными на леску, по дереву.

Вопросы: Какой звук получается: звонкий или глухой по сравнению с предыдущим? Высокий или низкий?

Дети: Глухой, низкий.

Вопрос. Каким словом мы можем изобразить этот звук?

Дети:  Тук-тук-тук.

Муз.рук: - Давайте достанем из рюкзака наш барабан.

Муз. рук стучит бусинками  по барабану.

Вопрос: Какой звук получается: громкий или тихий?

Дети: Громкий.

Вопрос: Каким словом мы можем изобразить этот звук?

Дети:  Бам- бам- бам.

Муз. рук.: А теперь давайте поиграем с нашими капельками.

Проводится игровое упражнение с бусами под музыку «Шарманка» (сб. Тютюнникова)

(любое двухчастное произведение )

Слайд №5, 6,7.

Посмотрите на экран. Кажется, весенние капельки хотят с нами поиграть.

Большие капли – произносим слогом «та». Когда они будут капать, слог «та» тянем долго.

Маленькие капли – произносим слогом «ти». Когда они будут капать, слог «ти» произносим быстро.

«Та» и «ти» - это длинные и короткие звуки капель.

Приготовились? (Капли падают одна за другой с разной скоростью. Задача детей произнести слоги ритмично.)

- Молодцы.

Слайд №8

Звук  ломающегося льда.

Воспитатель: - Ребята, послушайте, что это за звук?

Дети:              - Что-то трескается. На реке тает лед. Он раскалывается на льдины, которые плывут по течению.

Вопрос:  Как это явление называется в природе? (Ледоход)

                Можно выходить на лед весной, когда он трескается? (Нет)

                Почему? (Потому что можно провалиться под лёд.)

Воспитатель обобщает ответы детей.

 - Ребята мы знаем с вами стихотворение про ледоход. У нас в рюкзаке как раз есть подходящие картинки, которые помогут нам его вспомнить.

Воспитатель раздаёт картинки.

 Воспитатель.- У каждого из вас по одной картинке. Давайте разложим их в правильной последовательности.

Дети проговаривают стихотворение и выкладывают картинки.

Воспитатель просит детей посмотреть на экран. Появляются картинки одна за другой. Дети проговаривают стихотворение.

Ледоход: лед идет,

Вышел на берег народ,

Смотрит как река играет,

Лед в кусочки разбивает.

Воспитатель: Молодцы, всё правильно сделали.

Слайд №9

    Воспитатель: Посмотрите, что еще происходит весной – появляются проталины, и появляются первые весенние цветы.

Воспитатель просит назвать цветы, которые появляются на экране:

 подснежники, сон-трава, мать-и-мачеха, медуница.

Воспитатель:  - Какие красивые цветы!!! Когда мы смотрим на цветы, что мы испытываем?

Дети: - Радость, любовь…

Воспитатель: - Кому мы можем их подарить?

Дети: - Маме.

Воспитатель: - А раз цветы нам дарят радость, красоту, то можем мы с ними поступить                      грубо, жестоко? Можно рвать цветы?

Дети: -Нет.

Воспитатель:  - Их надо беречь. Многие растения исчезают, поэтому они занесены в «Красную книгу»- книгу редких растений и животных. А маме какие цветы мы можем подарить?

Дети: - Из бумаги, или нарисованные…

Воспитатель: А кроме цветов что еще можно подарить маме?

Помните, мы с вами пели песню про цветы и маму? Давайте ее споем.

Дети исполняют песню «Мамин праздник» Т. Гурьевой.

Слайд№10

Звучит спокойная мелодия.

Стоят  две вазы с ветками (распустившиеся и с закрытыми почками).

Дети сравнивают их. «На деревьях набухают почки, появляются первые листочки»

Воспитатель обобщает ответы детей, проводит пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Почки».

    Кулачки разжали почки,   (ритмично сжимать и разжимать кулачки)

    В них зелёные платочки. ( «завязывать платок»)

    Что же это за платочки?  ( руки вытягиваются вперёд ладошками вверх, пожимаем плечами)

    То весенние листочки.    ( поворачивать кисти рук, ладошками вверх-вниз)

 Слайд№11

Звук (крики журавлей).

Воспитатель: Кто это так кричит?

Откуда появилось столько птиц?

Дети: - Это перелетные птицы.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие птицы к нам прилетают. Я буду загадывать загадки, а вы - отгадывать.

Слайд№12.

Дети отгадывают загадки, и на экране появляется картинка с птицей.

  1. Кто без нот и буз свирели

Лучше всех выводит трели

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

  1. В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

года она нам всем считает,

птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут,

Как птицу эту зовут? (Кукушка)

  1. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.(Журавль)

  1. На шесте – весёлый дом,

С крыглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети- дом качает ветер.

На крыльце поёт отец –он и летчик, и певец (Скворец)

  1. Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки – беги без оглядки.. (Гусь)

Воспитатель: А сейчас, если мы прислушаемся, то услышим голос Жаворонка.

Слайд №13.

Муз.рук.: Голос Жаворонка очень напевный, красивый, звонкий. И про эту птичку сочиняли песни. Сейчас вы услышите мелодию песни «Жаворонок» М. И. Глинка.

Исполнение на скрипке в сопровождении с фортепиано «Жаворонок» М. И. Глинка.

Слайд №14.

Воспитатель: А теперь проверим угадаете ли вы  голоса птиц? Повернитесь спиной к экрану и внимательно слушайте.

Проводится игра «Угадай птицу по голосу»

Слайд №15

Рычание медведя.

Дети поворачиваются к экрану.

Воспитатель: Ой, это уже не птица.

Вопрос: А что происходит весной с животными?

Дети: Одни просыпаются ото сна, другие меняют окраску, линяет шерсть, появляются детеныши. Пока детеныши маленькие, они любят играть. Может быть, и мы с вами поиграем игру?

Проводится физкуль-минутка «Медвежата» Е. Железнова.

Воспитатель: Посмотрите какие картинки я обнаружила в нашем рюкзачке. Давайте посмотрим, что на них нарисовано и попробуем выложить по порядку.

Дети выполняют задание –выкладывают приметы весны .

Воспитатель: Чего здесь не хватает? (Солнышка).

Хотите, чтобы оно пришло к нам?

Давайте его позовем.

Закличка про солнышко.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

 Слайд №9 (Солнышко)

Дети выполняют зрительную гимнастику.: следят глазами за передвижением солнышка по экрану.

Муз. рук:  -Посмотрите, у меня в руках тоже солнышко. Но не простое, а музыкальное.

Как называется инструмент, который у меня в руках?

Дети:         -Бубен.

Проводится игра «Веселый бубен». 

Ход игры: Дети встают в хоровод. В середине стоит муз. рук-ль с двумя бубнами.

Все поют песенку и идут по кругу:

«В руки ты его возьмёшь, то ударишь, то встряхнёшь,

Никогда он не скучает! Угадай, какой играет? «

Дети отворачиваются и по слуху определяют какой из двух бубнов играют: маленький или большой.

Игра проводится 3 раза.

Воспитатель: А теперь я хочу посмотреть, что вы знаете о весне, все ли запомнили?

 Слайд №17, 18

Проводится викторина.

Вопрос:

Что лишнее? (осеннее дерево, снеговик, ягоды)

Слайд№18.

Что перепутал художник? Какие цветы не растут весной? (розы, колокольчики, подсолнухи)

Ответы детей.

Слайд№19 

Как называется дом скворца?

Варианты: Норка, гнездо, скворечник.

Ответы детей.

Слайд №20.

В какое время года появляются подснежники?

Варианты: Лето, весна, зима.

Ответы детей.

Слайд№21

Как называется первый весенний месяц?

Варианты: Апрель, май, март.

Ответы детей.

И последний вопрос: Как называется движение льда на реках во время таяния, из-за течения или ветра. (Ледокол, ледоход, ледоруб).

Ответы детей.

Слайд№22.        

Апплодисменты.

Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями, повеселились.

Ой,  Посмотрите, может ещё какие-то цветы появились рядом с подснежниками?

Дети подходят к цветам и обнаруживают корзиночку с сюрпризом.

Муз. рук: Ну, а теперь давайте возвращаться обратно.

Дети уходят из зала под звуки живой музыки (скрипка и фортепиано)

Звучит «Марш» Металлиди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности педагога дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик семицветик» (по произведениям К.И. Чуковского)

«Есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.Знакомство с ним начинается в те счастливые младенческие год...

Конспект организованной образовательной деятельности лепка (техника пластилинография) с детьми старшего дошкольного возраста.

Проект социально-коммуникативного развития "Планшет саморегуляции". В данном проекте я как педагог решала поставленную задачу на саморегуляцию детьми собственных действий и взаимодействию со...

Конспект непосредственно-образовательного события по теме «Новогодние приключения моряков» для старшего дошкольного возраста с применением информационно коммуникативной технологии

Цель : Развитие интереса к двигательной активности Оздоровительные задачи:- обеспечить всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников;-способствовать сохранению положительн...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста: «Как дети лес спасли и зверятам помогли»

Данная организованная образовательная деятельность направлена на ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с лекарственными травами, формирование отрицательного отношения к проявлению негат...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект проведения образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ребята и стана Микробия»

Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Форма организации: подгруппа.Цель: сформировать у детей элеме...

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Дорогие сердцу…»

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольнного возраста "Дорогие сердцу..."...