Познавательно- исследовательская деятельность " От чего и почему?" подготовительная к школе группа Тема : " Камень рожденный деревом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Киселева Мария Михайловна

Знакомимся  с камнем, рожденным  деревом — солнечным янтарем: цвет, проис­хождение, его свойства, использование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamen_yantar.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Познавательно- исследовательская деятельность « От чего и почему?» с детьми подготовительной группы

Тема: КАМЕНЬ, РОЖДЕННЫЙ ДЕРЕВОМ

Задачи: Закрепить знания детей об объектах неживой природы: мел, угль

и коралл.

Познакомить с камнем, рожденным  деревом — солнечным янтарем: цвет, проис­

хождение, его свойства, использование.

 Воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть красоту камня.

Продолжать учить детей приемам работы с лупой. Развивать их сло­

варный запас.

Оборудование и материалы:

1. Мел, уголь, коралл; янтарь и лупы на каждого ребенка;

2. Выставка украшений из янтаря ( иллюстрации);

3.  запись «Звуки природы»

Ход экспериментирования

Воспитатель. Ребята, вы уже знакомы со многими разными кам­

нями. Сейчас я хочу проверить ваши знания. Проверять буду с по­

мощью загадок, все мои загадки — о камнях. Отгадки вы будете

находить на этом столе.

Белый маленький комочек, он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Попадет комочек в речку — утечет, как молоко. (Мел)

Воспитатель. Правильно, мел.— Следующая загадка.

Причудлив и красив собой подводный камень, неземной.

Неторопливо он растет, с годами рифы создает.

Он без садовника возник — природы сказочный цветник.

Подводный мир он украшает, но кораблям ходить мешает.

Обычно корабли любые обходят цветники такие. (Коралл)

Воспитатель. А что это за камень, коралл?

Дети. Рожден в море, очень красив, великолепен, сказочный

камень.

Воспитатель. Кто его создает? (Моллюски, морские существа —

полипы).

— Сегодня мы познакомимся с новым камнем. (Показ иллюстраций янтаря).

— Кто знает, как он называется?

— Да, янтарь. Полюбуйтесь этим красивым, солнечным камнем.

Воспитатель 'предлагает детям сесть за столы и рассмотреть ян­

тарь поближе.

Воспитатель. Что вы можете сказать о цвете?

Дети. Золотистый, солнечный, желтый.

Воспитатель. Правильно, мы видим разные оттенки желтого

цвета, есть пятна коричневого цвета.

— Какой он: блестящий или матовый?

— Какой на ощупь: гладкий или шершавый?

— А он такой же твердый как гранит? (Нет мягче и крошится).

— А каких размеров этот камень?

— Этот янтарь обработан человеком. Давайте сравним его с ку­

сочками необработанного янтаря. Что вы можете сказать?

— Правильно, необработанный янтарь — мутный, шершавый,

тусклый, не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета.

— Возьмите в одну руку кусочек янтаря, в другую — простой

камень. Скажите какой из них легче? Давайте проверим и одновре­

менно осторожно опустим их в воду.

— Что вы видите? (Они утонули).

— Одновременно ли? (Нет, янтарь медленнее).

— Как вы думаете, почему янтарь утонул медленней, чем про­

стой камень?

30 — Да, янтарь легче, чем простой камень, поэтому он медленней

погружается в воду. В далеком прошлом янтарем было усеяно все

побережье сурового Балтийского моря.

Воспитатель предлагает подойти к глобусу.

Воспитатель. Глобус — это что? (Модель Земли).

— Где мы с вами живем? Покажите. А в каком городе? Покажите.

Воспитатель. Вот — Балтийское море. Здесь, на побережье, раньше

было очень много янтаря. Давайте приклеим значок янтаря около

Балтийского моря. (Дети клеят значок янтаря).

— После каждого шторма волны оставляли на. берегу россыпи

янтаря.

— Ребята, как вы думаете янтарь — это морской или лесной ка­

мень? Оказывается — лесной, а в море он попал из леса. Давайте

опять сядем за столы и я вам расскажу о нем.

— Вы знаете, что такое смола? Это — прозрачное липкое, густое

вещество. А где вы видели смолу, на каких деревьях? Да, на ли­

ственнице, сосне, ели, то есть на хвойных деревьях.

— Янтарь — это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некото­

рые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обло­

милась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выде­

ляться смола, которая и закрывала ранку.

Воспитатель. Когда вы поранитесь, чем вам обрабатывают рану?

Дети. Зеленкой.

Воспитатель. Для чего это делается? (Чтобы рана не загноилась).

Так же и у деревьев. Но в отличии от людей, они себе помогают

сами, сами себя смолой лечат.

— Как вы думаете, что произойдет, если какое-нибудь насеко­

мое усядется на липкую смолистую поверхность? Давайте посмот­

рим, но вместо смолы мы возьмем липкую ленту. Опустим на нее

перышко. Что произошло? Опустим нитку, кусочек бумаги. Какой

результат? Что можем сказать про увиденное? (Все прилипло).

— Тоже самое происходит и со смолой. К ней все очень хорошо

липнет. Смола липкая, вязкая.

— Так что же произойдет, если насекомое сядет на смолу? Да,

оно прилипнет. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие

мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто перышки, кто шерстинку.

В янтаре так можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя.

Воспитатель. Возьмите лупы и повнимательнее приглядитесь к

янтарю, что вы увидели?

— Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много

времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землей и

31 глубоко, под навалившимся тяжелым слоем земли, смола затверде­

вала, как камень, и становилась янтарем.

— А как же янтарь попадал в море? Через лес протекала река,

янтарь — камень мягкий и воды реки вымывали из земли этот сол­

нечный камень, и несли его с собой. Река впадает в море. И янтар­

ный клад оказывался в море. Но не весь янтарь брала с собой река,

какая — то часть осталась в лесу, глубоко под землей. (Включается

шум моря). Шторм и буря на море размывали морское дно и янтарь

всплывал и оказывался вновь на берегу. (Выключается шум моря).

Сейчас в Балтийском море почти не осталось янтаря. Поэтому ян­

тарь добывают лишь под землей. Его промывают, высушивают на спе­

циальных сушилках и отправляют мастерам. Там его сортируют. Самые

красивые камни идут на изготовление украшений и поделок. Так же из

янтаря делают разные забавные фигурки. А кусочки янтаря, в которых

оказались разные насекомые: муравьи, мухи, стрекозы, пауки и дру­

гие, передают в музеи. Янтарь еще обладает и лечебными свойствами:

им лечатся от ангины, лихорадки, разных недомоганий.

Воспитатель. Я вам хочу загадать загадку:

Затвердевшая смола украшеньем стать смогла.

Как красивые украшения дарят их на день рождения.

Солнце луч играет в них — легких, теплых, золотых.

Угадайте дошколята, чем Прибалтика богата?

Что за камни ищут там на Балтийских берегах? (Янтарь)

Задание. Скажите красивые, хорошие слова о янтаре.

Воспитатель. Пришло время пригласить вас на выставку пред­

метов из янтаря. (Включается музыка).

— Полюбуйтесь работой мастеров-умельцев, которые сделали эти

вещи. Какие они красивые, элегантные, разные, причудливые, изу­

мительные. Здесь мы видим и кольца, и бусы, и кулоны, и сереж­

ки... Все эти украшения сделаны умелыми руками человека.

— Знайте, ребята, что сейчас уже нет тех пород хвойных деревь­

ев, которые были миллионы лет тому назад. Нет тех хвойных дере­

вьев, которые вырабатывали смолу для будущего янтаря. В Балтийс­

ком море янтаря осталось очень мало, только в лесу, под землей.

Поэтому и обращаться с янтарем, золотистым теплым камнем, надо

бережно и с любовью. Янтарь — это камень, рожденный деревом.

Воспитатель. Вот сколько много интересного вы узнали о янта­

ре и увидели на выставке янтарных украшений. Давайте сделаем

сваю выставку янтаря. Но выставку не простую, а выставку рисунка

«Янтарные украшения в подарок маме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие Колобка»

ЗадачиØ Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.Ø Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметичес­кие задачи на сложение  и на вычита­ние; при ...

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе  Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления  детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления  детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...